Спорт и здоровье: функциональные продукты специального назначения

 
 

Егорова Лариса Викторовна,

учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

МБОУ «Лицей № 185» г. Новосибирска

 

Спорт и здоровье: функциональные продукты специального назначения

При продолжительной физической работе (более 45 минут), в том числе после интенсивных занятий физкультурой в школе (особенно если учащиеся посещают еще и спортивные секции), начинают прогрессивно снижаться запасы гликогена в мышцах. Истощение запасов гликогена может происходить постепенно, например, при повторных тренировках или повторных интенсивных непродолжительных нагрузках, когда ресинтез гликогена не обеспечен достаточным потреблением углеводов пищи. Это может вызвать отрицательные ощущения физического характера, а также психологический дискомфорт у учащихся. Все это ставит под вопрос посещение уроков физкультуры подростками. Данный вопрос может быть решен включением в рацион питания подростков, занимающихся спортом, углеводосодержащих продуктов.

Наиболее удобным источником энергии в период интенсивной физической нагрузки могут стать напитки, содержащие углеводы и другие пищевые вещества. Спортивные напитки позволяют одновременно с восполнением жидкости обеспечивать дополнительное поступление энергии и поддерживать нормальный уровень глюкозы в крови, т.е. играют существенную роль в поддержании работоспособности подростков в период занятий физической культурой, требующих выносливости.

Цель работы: подтверждение или опровержение теории о целесообразности использования специального питания (в частности, напитков из продуктов с высоким гликемическим индексом) для подростков, интенсивно занимающихся физкультурой во время учебного года.

В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:

1. Разработать рецептуру спортивных напитков с использованием продуктов с высоким гликемическим индексом, что позволит одновременно с восполнением жидкости обеспечит дополнительное поступление энергии и будет способствовать поддержанию нормального уровня глюкозы в крови для подростков, интенсивно занимающихся физкультурой.

2. Провести тест на выносливость среди учащихся во время уроков физкультуры при использовании разработанных напитков.

3. Провести сравнительный анализ полученных данных.

В эксперименте принимали участие ученики 9 классов лицея № 185. Весь эксперимент проходил на уроках физкультуры в течение I четверти.

Под руководством преподавателя физкультуры была разработана схема эксперимента. В соответствии с этой схемой все учащиеся 9 классов лицея № 185, посещающие уроки физкультуры, были разделены на 2 группы:

– Ученики, не занимающиеся спортом.

– Ученики, профессионально занимающиеся спортом вне стен школы.

Нами были разработаны рецептуры напитков из продуктов с высоким гликемическим индексом: меда, кураги, изюма, орехов, творога, молока, кефира, фруктов (яблок, апельсинов и т.п.).

Вторая часть эксперимента заключалась в том, что в течение всего эксперимента перед уроками физкультуры группа учащихся, участвующих в эксперименте, получала напиток из продуктов с высоким гликемическим индексом, который был нами разработан, вторая группа, участвовавшая в эксперименте, не получала таких напитков, третья группа (ребята, профессионально занимающиеся спортом), постоянно употребляющая данные напитки в соответствии с требованиями спортивного питания, на время эксперимента делилась на две группы:

1 подгруппа исключала из своего рациона углеводную составляющую и доводили содержание углеводов в рационе до 40%.

2 подгруппа поддерживала содержание углеводов на традиционно высоком для спортсменов уровне. Со всеми участниками эксперимента проводился тест на выносливость (6-минутный бег) после интенсивной физической разминки. Результаты эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица № 1

Уровень физической подготовленности

учащихся 15–16 лет, участвующих в проведении эксперимента

после употребления напитков с высоким гликемическим индексом

№ п/п

Физические способности

Контрольное упражнение
(тест)

Возраст
(лет)

Уровень               

Мальчики

Девочки

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

1

Выносливость

6 минутный бег (м)

Нормативные данные

15-16

1050
1100

1200–1300
1250–1350

1450
1500

850
900

1000–1150
1050–1200

1250
1300

Учащиеся, профессионально занимающиеся спортом-30%

2

Выносливость

6 минутный бег (м)

(Рацион с 40% содержанием углеводов по калорийности)

 

5%

 

 

14%

1320-1400

 

Исследования не проводились из-за очень маленького количества учащихся, занимающихся в спортивных секциях

3

6 минутный бег (м)

(продолжали придерживаться традиционного рациона)

95%

 

 

100%

1470-1500

Учащиеся, не занимающиеся в спортивных секциях-70%

4

выносливость

6 минутный бег (м)

(эксперимент-напитки с высоким гликемическим индексом)

18%

5%

76%

19%

64%

31%

4%

5

6 минутный бег (м)

 

82%

27%

 

60%

13%

87%

11%

2%

На основании проведенных исследований нами были сделаны следующие выводы:

1. После интенсивных тренировок по 2 часа в день в течение 5 дней на фоне рациона, содержащего 40% углеводов по калорийности, учащиеся, профессионально занимающиеся спортом, снижали свои спортивные результаты. Это было вызвано тем фактом, что содержание гликогена в мышцах в ходе эксперимента прогрессивно снижалось, и явилось причиной резкого снижения физической работоспособности.

2. Спортивные результаты учащихся, не занимающихся спортом, оставались на прежнем уровне, что и до проведения эксперимента.

3. Показатели учащихся, принимавших перед физическими занятиями разработанные нами напитки с высоким гликемическим индексом, были заметно выше результатов до начала эксперимента. Это объясняется тем, что при потреблении напитков с высоким содержанием углеводов уровень гликогена в мышцах в условиях такого же режима тренировок оставался высоким, и учащиеся были способны выполнять заданные тренировочные нагрузки.

Этот эксперимент убедительно показал, что для подростков, занимающихся спортом и получающих относительно высокие физические нагрузки на занятиях физкультуры в школе, должен быть предложен особый рацион питания с повышенным содержанием углеводов для уменьшения резкого снижения физической работоспособности после физических нагрузок.

Цель физкультуры, как фактора здорового образа жизни, заключается в поддержании хорошей физической формы как составляющей физического и психического здоровья человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акишин Б.А. и др. Физкультура – самостоятельно: Учеб. пособие. – Казань: Издво КГТУ им. А.Н. Туполева, 2002.

2. Баевский Р.М. и др. Оценка эффективности профилактических мероприятий на основе измерения адаптационного потенциала системы кровообращения // Здравоохранение Российской Федерации. – 1987. – № 8. – С. 6–10.

3. Душанин С.А., Пирогова Е.А., Иващенко Л.Я. Бег для всех. – М.: Физкультура и спорт, 1984.

4. Евсеев Ю.И. Физическая культура. – Ростов-на-Дону, 1996.

5. Мартинчик А.Н. Питание человека / А.Н. Мартинчик. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. – 576с.

6. Химический состав пищевых продуктов: справочник / Под ред. И.М. Скурихина, М.Н. Волгарева. – М.: Агропромиздат, 1937. – 359 с.

Количество просмотров: 4509  

Добавить комментарий

1. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Свет музыки в каждом: музыкотерапия с детьми с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Рисование как средство коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Проектная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОО в процессе коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста посредством игровых видеороликов по профилактике психо-речевых нарушений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Организация и проведение «Фестиваля синих мишек» в рамках акции «Зажги синим» в коррекционной школе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в рамках реализации проекта «Путешествие по стране эмоций» по развитию эмоционально-волевой и двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и ООП посредством интегрированного подхода ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Организация работы с родителями по вопросам рационального питания детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Правильное питание в МБОУ СОШ № 196 ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов с родителями в условиях дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Использование метафорических ассоциативных карт в практике педагога-психолога для консультирования родителей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через расширение знаний детей о правилах питания ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Практика организации психологического сопровождения семей участников СВО в условиях образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Актуальные проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры в школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
16. Роль современного общества в организации помощи неговорящим детям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
17. Использование буквенного квеста «Найди меня!» в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
18. Профилактическая работа с обучающимися с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы