Жанр «житие» на уроке в 8 классе
В статье представлен опыт проведения одного урока литературы в 8 классе по учебнику-хрестоматии Т.Ф. Курдюмовой (часть1, Москва, «Дрофа» 2015) из раздела «Древнерусская литература. Историческая личность на страницах произведений древнерусской литературы» по теме «Жития святых «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого Александра Невского»». Нами были спланированы 4 урока по этой теме «Житие» (2 урока), Б. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» (2 урока).
Представляем содержание и способы развертывания учебного материала первого урока из двух по теме «Житие. «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого Александра Невского»». Нами были спланированы следующие виды деятельности учащихся на уроке (в том числе формирование УУД):
– чтение и понимание прочитанного;
– готовность применять ранее приобретенные знания;
– извлечение необходимой информации из самостоятельно прочитанного текста;
– составление учебных вопросов;
– определение основной и второстепенной информации;
– самостоятельно формулировать цели урока.
Урок начинаем с повторения основных особенностей древнерусской литературы и основных жанров древнерусской литературы.
На слайде представлен план ответа по теме «Основные особенности древнерусской литературы». Формулируем задание для учащихся: восстановите недостающий пункт плана, который отражает недостающую особенность древнерусской литературы, и дайте полный ответ по предложенной теме.
План ответа:
1. Рукописная книга.
2. Анонимность многих произведений.
3. Жанровость литературы.
4. Объединение произведений в сборники.
5.? (Нужно добавить – Тесно связана с религией).
По этой же модели организуем повторение по теме «Основные жанры древнерусской литературы»
План ответа:
1. Летопись.
2. Воинская повесть.
3. Хождение.
4. Поучение.
5. Слово.
6.? (Нужно добавить – житие).
Объявляем тему урока: «Житие. Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра». Предлагаем учащимся спланировать цели урока и наметить пути достижения поставленных целей. После корректировки спрашиваем: слышали ли ученики выражение, которое начинается словами: «Кто с мечом к нам придет, », если «да», предлагаем его восстановить и объяснить, как его можно понимать.
В ходе обсуждения показываю фото актера Н. Черкасова в роли Александра Невского в фильме «Александр Невский». Сообщаю, что эти слова произносит Александр Невский в этом фильме (это решение авторов фильма). На самом деле это цитата из Евангелия от Матфея (26:52): «И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечом погибнут».
На слайде демонстрируем изображение Александра Невского на фоне Московского Кремля. Спрашиваем, как называется такое изображение (жанр живописи).
Вопрос «Кого изображали (-ют) на иконах?» позволяет развернуть беседу, в ходе которой ученики делятся своими знаниями. Расширяем их знания на основе словарной работы.
Материал для словарной работы:
1. Нимб, а, м Часть изображения Бога или святого на иконе или картине религиозного содержания, сияние вокруг головы или над головой как символ божественности, святости; син.: венец, ореол.
2. Праведник, канонизирован, причислен к лику святых
На следующем этапе урока организуем работу обучающихся с учебником. На слайде представлен клоуз-тест, составленный на основе одного предложения из статьи учебника «Житие» (стр. 50-52).
Автор жития преследовал прежде всего … дать такой образ святого, который соответствовал бы установившемуся представлению об идеальном герое.
Ученики без труда восстанавливают пропущенное слово «цель». Предлагаем ученикам сравнить восстановленное предложение с предложением в статье. В статье учебника: «Автор жития преследовал прежде всего задачу дать такой образ святого, который соответствовал бы установившемуся представлению об идеальном герое». В ходе обсуждения приходим к выводу, что в статье слово «задача» использовано неудачно. Наш опыт использования на уроке ляпов и ошибок в учебнике описан в публикации в электронной газете «Интерактивное образование» («Работа по формированию коммуникативной грамотности обучающихся с помощью ошибок и «ляпов» в школьном учебнике», февраль 2015).
Предлагаем самостоятельное чтение статьи «Житие» (2 первых абзаца) и выполнение заданий по вариантам:
1 вариант – ученики составляют вопросы по содержанию статьи.
2 вариант – ученики отвечают на эти вопросы.
Представляем некоторые вопросы, которые составили ученики:
1. Где возник жанр житие?
2.Что означает слово «житие» в церковно-славянском языке?
3. О чём рассказывается в житиях?
4. Какова цель создания жития?
5. Что известно об авторах житий?
Приступаем к чтению «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого Александра Невского». Учитель предваряет чтение произведения следующими словами: Мы будем читать «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» (вторая половина 13 века). Русская Церковь особым подвигом святости считала княжеское служение, причисление князя к лику святых для средневекового человека свидетельствовало о том, что страна, в которой жил правитель, избрана Богом. Древнерусская литература не знала светских жизнеописаний князей-воинов, повествование о таком князе было возможно лишь тогда, когда его изображали как святого.
1) Первый абзац читает учитель. Вопрос после прочтения: о ком и о чём пойдёт речь в житии? Найдите основные эпитеты, характеризующие этого героя и его жизнь.
2) Второй абзац. Самостоятельное чтение. Найдите ответы на вопросы: какой художественный прием лежит в основе этого отрывка? С какими историческими личностями сравнивает автор князя Александра Невского? Какие качества подчеркиваются?
3) 3, 4, 5-й абзацы – самостоятельное чтение.
Задание. Расскажите, как принял вызов князь.
4) 6, 7-й абзацы – чтение вслух, соблюдая интонации жития как жанра. (Об этом сказать особо.)
5) 8, 9, 10-й абзацы – самостоятельное чтение, пересказ.
6) Стр. 56 (последний абзац) – О каком чуде идет речь?
7) Прокомментировать последнее предложение жития. Это можно сделать как устно, так и письменно, обязательно оценить ответ, так как он показывает понимание и усвоение изученного на уроке
Домашнее задание: прочитать «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра».
Выбрать для выполнения одно задание:
1. Собрать правила для написания жития. Использовать статью учебника, записи в тетради и доп. литературу (письменно).
2. Составить монолог по теме «Житие – жанр древнерусской литературы» и устно представлять его. Использовать статью учебника, записи в тетради и доп. литературу.
Количество просмотров: 10562 |
Добавить комментарий