Реализация здоровьесберегающей технологии в начальной школе через внеурочную деятельность

 
 

Абакумова Галина Александровна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 197 г. Новосибирска

 

Реализация здоровьесберегающей технологии в начальной школе через внеурочную деятельность

Российское педагогическое сообщество вполне отчетливо осознало необходимость ежедневной кропотливой работы по выращиванию в учениках личностных качеств, без которых вхождение в реальную жизнь сильно затруднено. И родители наших учеников, на вопрос, что, по-вашему, главное должна дать школа ребёнку, с уверенностью отвечают: школа должна научить ребёнка быть успешным в окружающем мире, вырастить в нём волю и характер, заложить умение жить среди людей, формировать ценностное отношение к здоровью.

Современного успешного ученика характеризуют следующие уровни компетентности:

– деятельностная;

– информационная;

– коммуникативная.

Задача учителя состоит в том, чтобы его ученики овладели всеми видами компетентности. Все виды компетентности проявляются и совершенствуются в творчески построенной внеурочной деятельности.

Немаловажное место в рамках программы здоровьесбережения, реализуемые в общеобразовательных учреждениях, занимает внеурочная деятельность с детьми и привлечение родителей учащихся.

Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах является важной составляющей политики в области дорожного движения, проводимой в стране. 10 декабря 1995 года Государственной Думой был принят Федеральный закон о безопасности дорожного движения. Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья граждан, а также защита интересов общества и государства путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий. Для того чтобы радикально снизить уровень детской смертности и травматизма в результате ДТП, обучение безопасному поведению должно дополняться следующими мерами:

-защита детей с помощью активных и пассивных мер безопасности (более ответственное отношение к этой проблеме государственных и общественных организаций, от которых зависит безопасность детей на дорогах);

-снижение, насколько это возможно, вероятности возникновения опасных ситуаций на дорогах вблизи образовательных учреждений и на дорогах, ведущих к ним;

-создание таких условий дорожного движения, которые максимально учитывали бы специфику проблем детской безопасности.

Воспитание грамотного участника дорожного движения – составляющая воспитания человека нового типа. И пока взрослые, педагоги и родители не привыкнут к тому, что соблюдение правил дорожного движения – это не только требование законодательства, но, прежде всего норма поведения в обществе, рост дорожно-транспортного травматизма остановить невозможно.

За каждой из дорожных трагедий – судьба ребёнка и горе родителей. И поэтому, я считаю, что невозможно остаться равнодушным, когда речь идёт о безопасности детей.

В 2017 году в Российской Федерации осложнилась обстановка с дорожно-транспортным травматизмом среди детей и подростков в возрасте до 16 лет. Количество дорожно-транспортных происшествий с их участием выросло на 8,2% и достигло почти 25 тысяч. В ДТП погиб 1521 ребёнок и 25291 получили ранения.

Более 655 всех пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях детей составляют дети-пешеходы, велосипедисты. При этом свыше половины детей в возрасте от 7 до 10 лет погибают и получают ранения, участвуя в процессе движения в качестве пешеходов. В Новосибирской области зарегистрирован рост показателей аварийности с детьми-пешеходами. В 2017 году произошло 1541 дорожно-транспортное происшествие, 74 человека погибло, 1783 травмированы.

В последние годы сложилась тенденция увеличения количества ДТП с участием детей-пассажиров транспортных средств и числа пострадавших в них. Половину всех пострадавших в ДТП составляют учащиеся общеобразовательных учреждений в возрасте от 7 до 14 лет.

На дорогах города Новосибирска попали в дорожно-транспортные происшествия 193 ребенка, 3 ребенка погибли, 199 детей травмированы. В Дзержинском районе г. Новосибирска 26 детей попали в дорожно-транспортные происшествия, 1 ребенок погиб, 29 детей получили травмы.

В большинстве случаев пострадавшие были виноваты сами. Основными причинами происшествий, как правило, являются, переход проезжей части в запрещённых местах и неожиданный выход из-за препятствий (впереди стоящего автотранспорта, зелёных насаждений, снежных сугробов или скатывания с горок прямо на дорогу), отрицательный пример со стороны взрослых – пренебрежение к Правилам дорожного движения, которые дети часто могут наблюдать на дорогах.

Успешных результатов в обучении и воспитании дисциплинированных пешеходов можно добиться лишь в том случае, когда существует крепкая взаимосвязь семьи, общеобразовательного учреждения, и все их действия целенаправленны, т.е. созданием развивающей среды.

С 2001 года на базе моего класса создан кружок «Красный, жёлтый, зелёный» по изучению правил дорожного движения и пропаганде среди учащихся начальных классов. В 2016 году кружковцы праздновали юбилей – 15-летие. Девиз кружковцев – «Азбуку дорожную знать каждому положено».

Основная цель создания кружка – актуальность проблемы дорожного травматизма среди детей младшего школьного возраста. С каждым годом в нашей стране растёт плотность транспортных потоков. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов чёткости и внимания. Дисциплина, осторожность и строгое соблюдение правил дорожного движения всеми участниками – основа безопасного поведения на улице.

Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов-детей.

В 2001 году возникла идея создания базового класса по изучению правил дорожного движения и пропаганде среди учащихся начальных классов. Данное направление в воспитательной работе необходимо не только ученикам базового класса, но и школе в целом, так как позволит решить определенный круг здоровьесберегающих и правовых проблем, а также и городу, так как есть реальная возможность снижения детского травматизма в дорожно-транспортных происшествиях.

Одним из направлений деятельности базового класса ПДД будет являться организация деятельности, способствующая успешной пропаганде правил дорожного движения. Это организационные, информационные и театрализованные мероприятия не только в школе, но и также в подшефном дошкольном образовательном учреждении, Новосибирском «Детском автогородке».

С 2004 года детский коллектив и класс, которым я руководила, стал являться базовым по изучению правил дорожного движения и пропаганде среди учащихся младшего школьного возраста. Планировалось проводить организационные, информационные и театрализованные мероприятия по правилам дорожного движения не только в школе, но и поддерживать тесную связь с подшефным детским садом № 439 Дзержинского района, эстетическим центром «Звёздный», Новосибирским «Детским автогородком».

Наше любимое место для занятий по ПДД – «Детский автогородок». «Детский автогородок» открылся в Новосибирске 16 сентября 2003 года, первый за Уралом, одно из подразделений ДТД УМ «Юниор». За период работы на базе Автогородка прошли обучение тысячи учащихся из 180 школ города и области.

В «Детском автогородке» оборудовано 2 класса по обучению ПДД, где есть стенды, плакаты, магнитные панорамные доски, компьютеры. Занятия проходят в различных формах познавательно-игрового тренинга. Следующий этап программы – практическая отработка координации движений в играх-упражнениях и первых навыков вождения на веломобилях и электромобилях. Традиционно в «Детском автогородке» совместно с Главным управлением образования мэрии города Новосибирска и ОГИБДД УМВД России по г. Новосибирску проводятся городской и областной фестивали «Безопасное колесо», смотр-конкурс «Зелёная волна». В 2013 году заняли 2 место в областном конкурсе «Безопасное колесо». В 2013-2014 гг. принимали участие в районном конкурсе-фестивале «Зелёная волна» в номинации «Живая газета». В 2016 году лично принимала участие в районном этапе областного конкурса-фестиваля «Зелёная волна – 2016», в конкурсе для педагогов «Правила дорог – правила жизни», заняла 3 место. В 2016 году за участие в районном этапе городского смотра-конкурса «Дети-безопасность-дорога» среди общеобразовательных учреждений получила Диплом победителя. В 2013 и 2016 годах принимала участие в финале городского смотра-конкурса среди муниципальных образовательных учреждений города Новосибирска по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дети – безопасность – дорога», награждена Дипломом лауреата.

К международному Дню памяти жертв ДТП проводится школьная акция «Письмо водителю». Вот письмо ученицы 2-го «Б» класса Гавриковой Дарьи:

Уважаемый водитель!

К Вам обращается ученица 2-го «б» класса школы №197 Гаврикова Даша.

Быть водителем – это очень ответственно!

Прошу Вас помнить правила дорожного движения и соблюдать их. Уступайте дорогу пешеходам, идущим по пешеходному переходу.

Всегда будьте осторожны! Не подвергайте опасности свою жизнь и жизнь окружающих людей!

В 2015 году к 70-летию победы ВОВ 1941-1945 гг. Совместно с работниками ГИБДД состоялась районная акция «Письмо водителю» под девизом «Мы за мир на дорогах».

Приняли участие в Открытом областном конкурсе плакатов «Безопасность на дорогах», посвященном Международному дню памяти жертв ДТП. Награждены дипломами Министерства образования науки и инновационной политики Новосибирской области, Главного управления образования Мэрии г. Новосибирска, которые торжественно были вручены в центре дополнительного образования «Алые паруса».

В 2016 году ученица нашего класса, Журко Полина, заняла 2 место в Открытом областном конкурсе «Безопасность на дорогах», посвящённом международному Дню памяти жертв дорожно-транспортных происшествий в возрастной категории 6-11 лет, номинация «Агитационный плакат».

В школе двухсменный режим учебного процесса. Детям, особенно учащимся второй смены, осенью и зимой приходится возвращаться домой в сумерках. Ребята, несмотря на осознание полезности световозвращателей в условиях недостаточной видимости, довольно часто забывают их использовать. Во вторых классах была объявлена школьная акция «Стань заметней на дороге». В школьный уголок безопасности были помещены правила применения световозвращающих элементов:

– чем выше расположен световозвращатель, тем он заметнее. Оптимальная высота расположения – 80-100 см над землёй;

– на школьном рюкзаке для лучшей видимости световозвращатели должны располагаться спереди, сзади и с каждой стороны.

Наши юидовцы частые гости в подшефном детском саду № 439. С нетерпением ждут воспитанники детского сада встречи с Веселым Светофором и Дорожными Знаками на празднике «Веселый светофор».

В 2016-2017 учебном году в рамках Декады начальных классов организовали для первоклассников «Посвящение в пешеходы» в форме устного журнала «Шагающий автобус». Все 120 первоклассников нашего образовательного учреждения получили значок «Юный пешеход», а каждый класс – «Свидетельство юных пешеходов»:

– Сегодня вы стали полноценными участниками дорожного движения – пешеходами!

Запомните:

Пешеход вежлив по отношению к водителю.

Пешеход внимателен. Он бережёт себя и своих друзей!

Мы верим, что вы станете лучшими пешеходами и хорошими учениками.

Направляясь к школьному порогу, помните, ребята, наш наказ:

Правильно переходить дорогу также важно, как из класса в класс!

Особое значение имеет работа с родителями. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-то правила поведения, если взрослые не всегда ему следуют. Кружковцами изготавливаются памятки и буклеты для родителей:

Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения

Не спешите! Переходите дорогу размеренным шагом.

Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать – ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге, показывайте те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.

Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги – это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.

Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части.

Основные цели образовательного учреждения – не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности, формирование личностного и социально-значимого опыта безопасного поведения на дорогах и улицах.

Пусть наши дети будут живы, здоровы и счастливы!

Список используемой литературы:

1. Воронова, Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова // г. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

2. Ковалько, В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу / В.И. Ковалько // Мастерская учителя, Москва: ВАКО-2004.

3. Ковалько, В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу / В.И. Ковалько // Мастерская учителя, Москва: ВАКО-2011.

4. Учебное пособие по правилам дорожного движения для учащихся начальной школы «Учимся быть пешеходом» / Е.М. Соснова, М.Л. Форштат // г. Санкт-Петербург, издательский ДОМ «Мим», 1997.

Количество просмотров: 5962  

Добавить комментарий

1. Реализация здоровьесберегающей технологии в начальной школе через внеурочную деятельность
2. Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся
3. Если ты хочешь перемену в будущем – стань этой переменой в настоящем
4. Воспитание добротой
5. Формирование классного коллектива через призму нравственных ценностей путем развития психологических особенностей детей
6. Система образования мегаполиса как условие развития межкультурного и межконфессионального диалога
7. Образовательное событие – Артлото «Маму поздравляем!»
8. Этнокультурная интеллектуальная игра для 4 класса «Независимый Кыргызстан»
9. Классный час «Детям о правах человека»
10. Проект «Читай везде» как способ формирования читательской компетенции и нравственных основ личности
11. Система работы классного руководителя по формированию гражданско-патриотической позиции у будущих педагогов
12. Напутствие начинающего классного руководителя своим коллегам
1. Применение методов ТРИЗ для развития творческой активности на занятиях внеурочной деятельности по программе «Лабиринт мастерства» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование творческих компетенций детей младшего школьного возраста на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Взаимодействие педагогов, учащихся и родителей во внеурочной деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Организация работы с родителями в рамках внеурочной деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Разработка классного часа для 7 инженерного класса «Элементарно, Ватсон» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Души прекрасные порывы – тебе, Новосибирск! ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Система работы студии «Мокрый нос» для учащихся 1-4 классов по программе «Мы – твои друзья!» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Наставники счастливых людей ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Семья и школа – партнёры в воспитании ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Новые возможности интеграции иностранных граждан в российское общество ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы