Методы и приемы работы с детьми с расстройством аутистического спектра

 
 

Полухина Елена Николаевна,

заведующий МАДОУ д/с № 439 г. Новосибирска

 

Методы и приемы работы с детьми с расстройством аутистического спектра

В настоящее время в практике специалистов, работающих с детьми с отклоняющимся развитием, значительно возросло количество детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Проблема обучения и воспитания детей с расстройством аутистического спектра является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Это связано с тенденцией к активному увеличению числа детей данной категории. Частота нарушений такого рода, определяемая методами психолого-педагогической диагностики, возрастает до внушительной цифры: в среднем 15-20 из 10000 детей [Никольская, Баенская, Либлинг, 1997]. Сейчас эта цифра, к сожалению, намного больше. Так что же делать, если рядом с Вами находится ребёнок с расстройством аутистического спектра?

Ну, во-первых. Чем больше я углубляюсь в тему обучения и развития деток-аутистов, тем больше убеждаюсь, что успех коррекционной деятельности зависит от того, насколько сплоченной и координированной будет работа с детьми с РАС. Все звенья, которые задействованы в процессе, должны придерживаться одной линии, совместно избрать путь и двигаться вперед, несмотря на препятствия.

Во-вторых, создание максимально возможных условий для комфортного нахождения ребёнка с РАС в детском саду.

В-третьих, грамотное сочетание всех основных направлений работы с детьми с РАС. Это и способ «эмоционального присоединения» (К.С.Лебединской и О.С.Никольской), и прикладной анализ поведения – Applied Behavior, Analysis (ABA), и визуальная терапия, и многие другие.

И обязательно составление плана работы и индивидуальной программы коррекционного воспитания и обучения и дальнейшая их корректировка в течение учебного года. Индивидуализация! Обязательно! Двух одинаковых детей с РАС не бывает. Именно поэтому очень важно не забывать о индивидуальном подходе к каждому ребёнку.

Далее я расскажу о некоторых формах и приемах, которые в своей работе может использовать любой педагог.

1. Игра – наиболее эффективное средство специальной помощи ребенку раннего и дошкольного возраста с аутизмом. Эмоциональная связь с близкими людьми, общение, игровое взаимодействие – те условия нормального развития, которые необходимо воссоздать в воспитании ребенка с аутизмом.

2. Эмоционально-смысловое комментирование. Любое присоединение взрослого к аутостимуляции аутичного ребенка должно сопровождаться эмоционально-смысловым комментарием. Более того, взрослый не всегда может (и не всегда должен) включаться в игру аутичного ребенка на уровне конкретных действий; его задача, прежде всего, – постоянно комментировать ситуацию, придавая ей положительную эмоциональную окраску и определенный игровой смысл.

3. Визуальная поддержка является методом предоставления информации в более понятной, по сравнению с устной речью, форме. Визуальные подсказки дают шаги или указания в том, что ребенок будет делать в рамках определённого занятия. Использование данного инструмента визуальной поддержки позволяет ребенку видеть, каковы шаги выполнения конкретной активности. Визуальные подсказки могут быть: визуализацией времени, границей для хранения обиходно-бытовых и игровых предметов, схемой последовательности мытья рук, читки зубов, посещение туалета.

4. Положительное поощрение Событие, занятие или другие условия, которые следуют за желательным поведением со стороны ученика и которые приводят к учащению такого поведения в будущем.

5. Техника угасания. Отмена или устранение поощрения мешающего поведения с целью уменьшения частоты этого поведения. Хотя эта техника может применяться как отдельный метод, часто она используется в рамках функционального анализа поведения, дифференциального поощрения.

6. Физические упражнения. Повышенные физические нагрузки с целью уменьшить проблемное поведение и увеличить уместное поведение.

7. Музыка является уникальным способом взаимодействия людей друг с другом, ведь она может обеспечить мощный мультисенсорный опыт. Особенно это полезно для детей с аутистическим спектральным расстройством. Она предоставляет детям возможность общаться с другими, испытывать новые формы расслабления, способствует самовыражению.

8. Видеомоделирование или аудиомоделирование. Визуальное или аудимоделирование целевого поведения или навыка (как правило, в области поведения, речи, коммуникации, игровых и социальных навыков), которое демонстрируется с помощью видеозаписи или воспроизводящего оборудования для облегчения обучения или инициации желательного поведения или навыка.

Это лишь некоторые из приемов работы с детьми с расстройством аутистического спектра. Тем, кто хочет помочь детям с расстройствами аутистического спектра, хочется пожелать терпения в понимании того, кто так не похож на нас. Ведь в нашу с вами жизнь эти дети приходят проверить нас на человечность.

Количество просмотров: 13209  

Добавить комментарий

1. Правильное питание дошкольников – залог здоровья и хорошего самочувствия воспитанников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Применение телесно-ориентированных и нейропсихологических практик в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Почему так важно развивать слуховое внимание у детей: взгляд логопеда ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Нейрогимнастика как эффективный метод физического воспитания дошкольников с особыми образовательными потребностями ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Взаимодействие детского сада и родителей по формированию основ здорового образа жизни: растим здорового ребёнка вместе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Коррекция нарушений произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, дизартрией с применением приемов психомоторной коррекции ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Применение нейроигр в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Инновационные методики по формированию графо-моторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Сенсорные игры с песком при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Взгляд на психомоторную сферу дошкольника как систему: взаимная связь движения, поведения и речи ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Программа по оздоровительной гимнастике для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата «Свобода движений» как первый шаг к успеху ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Представление опыта работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов дошкольного учреждения на примере реализации проекта «На работу как на праздник!» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Модель реализации коррекционно-развивающей работы с обучающимися в специальной (коррекционной) школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса к формированию основ правильного питания у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышения мотивации к его сохранению через использование современных здоровьесберегающих технологий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Актуальные вопросы организации логопедической помощи в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Организация развивающей среды в ДОУ по формированию основ безопасности и правил дорожного движения ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы