Культурное волонтерство: популяризация народного музыкального искусства
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Культура – это огромное целостное явление, которое делает людей из простого населения народом, нацией». Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение, поэтому именно сегодня приобретает особую значимость необходимость сохранения традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его от поколения к поколению.
В последние десятилетия в нашей стране усиливаются негативные процессы в информационном пространстве – возник даже термин «информационная безопасность» – происходит подмена ценностей, мироощущения, утрачивается сопротивляемость по отношению к моральным-нравственным нормам, чуждым русской традиционной культуре. В большой мере это касается музыки. В средствах массовой информации контент, связанный с русскими национальными традициями, в том числе и музыкальными, очень ограничен. Кроме того, по ряду социально-экономических причин у детей и молодежи ограничены возможности получения информации, реализации интересов и развития способностей в области познания народной музыкальной культуры и русского народного музыкального творчества.
Между тем, знакомство детей с русскими народными инструментами и произведениями русского народного музыкального творчества вызывает интерес к истории своего народа, помогает осознать неразрывную связь прошлого и настоящего, позволяет чувствовать себя прямыми потомками и наследниками великой русской культуры, формирует чувство национальной гордости и национального «самостояния».
Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Фольклор – именно та доступная всем вариативная, импровизационная форма выражения своего мировоззрения, которая сочетает в себе коллективное и индивидуальное начало.
Современная русская культура – это древо, уходящее корнями в народное искусство. Обращение к народному музыкальному творчеству в единстве познания и разнообразных форм художественной деятельности помогает развитию творческого потенциала личности ребенка и обеспечивает в дальнейшем его осознанное и активное участие в творческом преобразовательном процессе в любых сферах жизни.
Процесс познания и усвоения многовековых традиций народной культуры должен начинаться как можно раньше, на уровне дошкольного образования. Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры, сказки. Только в этом случае народное искусство, этот незамутнённый источник прекрасного, оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Детский музыкальный фольклор непосредственно и сильно воздействующий на человека, уже в первые годы его жизни занимает большое место в его общем этнокультурном развитии.
В настоящее время как никогда важно восстановить естественный процесс передачи и сохранения национальных духовных ценностей. Он нарушен, и в результате обострились проблемы:
- языка (примитивность образов и средств выражения);
- музыкальной культуры (люди не испытывают потребности в пении, музицировании);
- не уделяется внимание формированию национального музыкального мышления, эстетического вкуса (исчезает национальная манера говорить, двигаться, одеваться);
- взаимоотношения между людьми, полами (дефицит доброты, благородства, мужества, женственности, верности).
МБОУ СОШ № 90 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла имеет многолетние традиции духовно-нравственного воспитания детей, развития их творческих способностей, становления будущих профессиональных навыков по профилю школы средствами различных видов искусства. В ОО реализуется широкий спектр программ дополнительного образования по театральному, художественному, музыкальному, хореографическому направлениям. С 2018 года ведутся занятия по программам дополнительного образования «Ансамбль «Веселые ложкари», «Ансамбль струнных инструментов «Три струны». Творческий коллектив педагогов дополнительного образования стал инициатором разработки просветительского проекта «Культурное волонтёрство: популяризация русского народного музыкального творчества».
Проект включает в себя деятельность творческого коллектива педагогов и обучающихся в формате «культурное волонтерство», что предполагает разработку сценариев и проведение просветительских мероприятий (как выездных, так и на базе МБОУ СОШ № 90 (ХЭЦ)) в формате «встреча-концерт» со зрителями разных возрастных категорий с целью популяризации русских народных инструментов и народного музыкального творчества.
Участники проекта: педагоги дополнительного образования и школьники, занимающиеся в творческих ансамблях ОО по программам дополнительного образования. Особенностями проекта являются:
- использование принципа «дети-детям»;
- проведение «встреч-концертов» для слушателей «мудрого возраста»;
- организация просветительской деятельности в формате «культурного волонтерства», т.е. добровольческой инициативы, направленной на развитие культурных пространств в городе Новосибирске на уровне образовательных, культурных учреждений, общественных организаций, территориальных формирований.
Проект является просветительским, практико-ориентированным, возобновляемым.
Цель: популяризация русского народного музыкального творчества посредством организации просветительских встреч–концертов на основе разработанного сборника сценариев «В народной музыке – народная душа».
Задачи:
1. Разработать сценарии встреч–концертов по популяризации русских народных инструментов и русской народной музыкальной культуры.
2. Провести встречи–концерты по популяризации русских народных инструментов и русской народной музыкальной культуры для зрителей–слушателей различных возрастных категорий (дошкольный уровень образования, школьный уровень 1–7 классы, люди «мудрого возраста»).
3. Изучить и проанализировать влияние народной музыкальной культуры на воспитание детей и уровень удовлетворения культурных потребностей у людей «мудрого возраста».
4. Объединить творчески одарённых детей на основе их интереса к русской народной культуре на базе инструментальных ансамблей «Три струны» и «Веселые ложкари» МБОУ СОШ №90 (ХЭЦ).
5. Создать просветительский видеофильм «В народной музыке – народная душа».
Продолжительность проекта – 12 месяцев (август 2019 года – июнь 2020).
План работы над проектом
1. Подготовительный этап (выбор темы исследования, постановка цели);
2. Поисково–исследовательский этап (подбор, изучение, систематизация материал, написание сценариев).
3. Реализация проекта: проведение встреч–концертов.
4. Обобщение опыта работы по проекту: создание видеофильма, написание статьи для периодической печати
После того как на методическом объединении педагогов дополнительного образования и на педагогическом совете школы был проанализирован и обобщен опыт работы творческих коллективов «Ансамбль «Веселые ложкари» (под руководством Иванова Ю.Н.) и «Ансамбль струнных инструментов «Три струны» (под руководством Алексейцева С.С.), администрацией образовательной организации было принято решение о разработке и реализации просветительского проекта «Культурное волонтёрство: популяризация русского народного музыкального творчества»
Организаторами проекта разработан механизм его реализации. Особенностями проекта являются: способ реализации – в формате «культурное волонтерство», разновозрастной состав участников, а также цикличность.
При анализе готовности образовательной организации учитывались:
– требования к материально–техническим условиям реализации проекта - наличие в школе: свободно конструируемых многофункциональных клубных пространств, оснащенных трансформерной мебелью и необходимой цифровой техникой (компьютеры, мультимедийный проектор и др.);
– оборудованных партнерских площадок, позволяющих вводить учащихся в специфическую среду творческой концертной деятельности (на базе учреждений ДОУ и СОШ, общественных организаций и т.д.).
Этапы реализации проекта
1 этап – Подготовительный |
|
Мероприятия |
Сроки, исполнители |
Разработка программ дополнительного образования |
Август 2019 г. Исполнители: зам. директора по ВР, педагог–организатор, педагоги доп. образования |
Подбор репертуара ансамблей |
Сентябрь–октябрь 2019г. Исполнители: педагог–организатор, педагоги доп. образования |
Репетиция творческих коллективов по расписанию дополнительного образования |
В течение 2019/2020 учебного года Исполнители: педагоги доп. образования |
Сводные репетиции |
В течение 2019/2020 учебного года Исполнители: зам. директора по ВР, педагог–организатор, педагоги доп. образования |
2 этап – Методический |
|
Разработка просветительского проекта «Культурное волонтерство: популяризация русского народного музыкального творчества» |
Август–сентябрь 2019г. Исполнители: зам. директора по ВР, педагог–организатор, педагоги доп. образования |
Приобретение дополнительных музыкальных инструментов (шумовые) |
Октябрь–декабрь 2019г Исполнители: зам. директора по ВР, педагог–организатор, педагоги доп. образования |
Разработка сценариев встреч концертов для трёх возрастных групп; подбор костюмов, реквизита |
Сентябрь–декабрь 2019г зам. директора по ВР, педагог–организатор, педагоги доп. образования |
Репетиции на основе составленных сценариев |
В течение 2019/2020 учебного года Исполнители: зам. директора по ВР, педагог–организатор, педагоги доп. образования |
3 этап – Практический |
|
Встреча–концерт на базе МБОУ СОШ № 90 (ХЭЦ) |
Сентябрь 2019г. Исполнители: зам. директора по ВР, педагоги доп. образования |
Встреча–концерт в ТОС «Невельской» |
Сентябрь 2019г. Исполнители: зам. директора по ВР, педагоги доп. образования |
Встреча–концерт в ДОУ МБОУ СОШ № 90 |
Октябрь 2019г. Исполнители: зам. директора по ВР, педагоги доп. образования |
Встреча–концерт для обучающихся 2–4 классов МБОУ СОШ № 90 (ХЭЦ) |
Ноябрь 2019г. Исполнители: зам. директора по ВР, педагоги доп. образования |
Встреча–концерт в ДОУ «Ручеёк» |
Февраль 2020г. Исполнители: зам. директора по ВР, педагог–организатор, педагоги доп. образования |
Встреча–концерт для обучающихся 5–х классов МБОУ СОШ № 90 (ХЭЦ) |
Февраль 2020г. Исполнители: зам. директора по ВР, педагог–организатор, педагоги доп. образования |
Встреча–концерт на базе МБОУ СОШ № 90 (ХЭЦ) для обучающихся 6–х классов Тематический концерт (к календарным праздникам) |
Март 2020г. Исполнители: зам. директора по ВР, педагог–организатор, педагоги доп. образования |
Встреча–концерт для обучающихся 3–5 классов (МБОУ СОШ №86 и №191) |
Апрель 2020г. Исполнители: зам. директора по ВР, педагог–организатор, педагоги доп. образования |
Встреча–концерт для обучающихся 7 классов МБОУ СОШ №90 (ХЭЦ) Тематический концерт (к 75–летию Победы) |
Май 2020г. Исполнители: зам. директора по ВР, педагог–организатор, педагоги доп. образования |
Встреча–концерт в МБОУ СОШ № 90 для отдыхающих ЛДП «Солнечный» |
Июнь 2020г. Исполнители: зам. директора по ВР, педагог–организатор, педагоги доп. образования |
Прогнозируемые конечные результаты деятельности реализации проекта
1. Создание сборника сценариев «встреч–концертов» по популяризации русских народных инструментов и русской народной музыкальной культуры;
2. Проведение «встреч–концертов» по популяризации русских народных инструментов и русской народной музыкальной культуры для зрителей различных возрастных категорий (дошкольный уровень образования, школьный уровень (1–7 классы), люди «мудрого возраста»);
3. Выявление творчески одарённых детей, привлечение их к участию в музыкальных ансамблях «Три струны» и «Веселые ложкари» МБОУ СОШ №90 (ХЭЦ), развитие их творческих способностей и талантов;
4. Создание просветительского видеофильма «В народной музыке – народная душа».
5. Изучение влияния народной музыкальной культуры на воспитание детей и уровень удовлетворения культурных потребностей у людей «мудрого возраста» (обобщение материалов в статье для периодических педагогических изданий);
6. Укрепление партнерских социальных и творческих связей между людьми разных поколений, объединенных общими социально–культурными интересами.
Практическая значимость результатов проекта
Просветительский проект «Культурное волонтёрство: популяризация русского народного музыкального творчества» позволяет школьникам – участникам проекта расширить возможности для развития своих творческих способностей, талантов, совершенствования мастерства в овладении народными музыкальными инструментами. Не менее важным аспектом является расширение возможностей для социализации обучающихся. В формате «культурного волонтерства» участники «встреч–концертов» получают возможность реализовать свой личностный потенциал, проявить организаторские способности в деятельности на основе принципа «дети – детям», а также – «дети – взрослым»; школьники при этом выходят на новый уровень в развитии своих коммуникативных компетенций.
Юные слушатели на встречах – концертах знакомятся с русскими народными инструментами, имеют возможность слышать в исполнении участников ансамблей звучание этих инструментов, народные музыкальные произведения.
Социокультурная и педагогическая значимость музыкального народного искусства, его практическая результативность позволяет подойти к музыке как системе патриотического и духовно–нравственного воспитания. Отражая жизнь общества и личности своими специфическими художественно–образными средствами, народная музыка способствует глубокому эмоциональному восприятию обобщенных образов, воплощенных в творческом проявлении. «Встречи-концерты» в рамках проекта формируют в детях личность образованную, культурную, музыкально грамотную, передавая ей ценности, нормы, идеалы, накопленные общенациональной культурой.
Патриотизм – одно из существенных, коренных свойств человеческой личности. В патриотизме выражаются мировоззренческая зрелость, нравственная убежденность, ценностная ориентация личности, ее жизненная позиция, практическое поведение. Именно музыка способна выражать идеи патриотизма с исключительной яркостью и достоверностью.
Задача патриотического воспитания средствами народной музыки состоит в том, чтобы, установив соответствие тех или иных произведений уровню учащихся или дошкольников, отбирать те, которые наиболее эффективно воздействуют на ум и чувства, поведение детей и способствуют формированию патриотического сознания, эстетического восприятия и вкуса.
С помощью созданных в процессе реализации проекта методических разработок сценариев возможна трансляция опыта данной деятельности.
Количество просмотров: 8756 |
Добавить комментарий