Система управления финансовыми ресурсами в МАОУ «Лицей № 9»

 
 

Филимонов Георгий Феликсович,

директор МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска, Заслуженный учитель РФ

 
 
 

Куневская Людмила Викторовна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

МАОУ города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 213 «Открытие»,

Почетный работник общего образования

 

Система управления финансовыми ресурсами в МАОУ «Лицей № 9»

В 2007 году Новосибирская область (НСО) начала реализацию Комплексного проекта модернизации образования (КПМО). Проект реализовывался по пяти направлениям, два из которых – переход на нормативно-подушевое финансирование (НПФ) и новую систему оплаты труда (НСОТ).

В экспериментальном режиме с 1 сентября 2007 года педагогический коллектив Лицея № 9 начал разработку и внедрение новой системы оплаты труда, которая, на наш взгляд, в первую очередь должна была инициировать повышение качества образования.

Локальные нормативно-правовые акты лицея, регламентирующие НСОТ, были удостоены 1 места на Всероссийском конкурсе «Практика внедрения новых экономических и правовых механизмов в деятельность ОУ» в 2009 году.

Прошло 7 лет, на протяжении которых разработанная система оплаты труда совершенствовалась и изменялась в связи с объективными и субъективными причинами:

– принятие новых федеральных, региональных и муниципальных нормативно-правовых актов;

– участие в реализации региональных проектов;

– изменение организационно-правовой формы ОУ;

– изменения в структуре управления ОУ;

– изменения приоритетных направлений деятельности ОУ и т.п.

Обновленные «Положение о системе оплаты труда» и «Положение о порядке и условиях распределения стимулирующих выплат работникам»[1] на данный момент являются локальными нормативно-правовыми актами, позволяющими:

– установить зависимость размера оплаты всех работников лицея от качества, условий, сложности и квалификации;

– нормировать, учитывать и оплачивать все виды выполняемой работы;

– обеспечить участие органов общественного управления в оценке качества и распределении стимулирующих  выплат.

Внедрение системы оплаты труда, являющейся инструментом оценки и управления качеством образования, позволило лицею пройти путь от бюджетного до автономного учреждения; от рядовой школы города Новосибирска до признания на Российском уровне (в 2013 году лицей вошел в рейтинг 500 лучших школ России) и Международном уровне (лицеем получен сертификат соответствия образовательных услуг международным стандартам качества).

В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Правительству Российской Федерации необходимо «обеспечить увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза; обеспечить доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе…»

Новая система оплаты труда при компетентной ее реализации административно-управленческим аппаратом ОУ является результативным инструментом повышения средней заработной платы педагогических работников. Компетентная реализация НСОТ в лицее № 9 позволила увеличить среднюю заработную плату педагогов, сделав ее выше средней заработной платы по НСО:

 

Таблица № 1 «Средняя заработная плата педагогов лицея № 9

(сравнительный анализ)»

 

2012

сентябрь 2013

февраль 2014

Средняя заработная плата по НСО

18568 руб.

12100 руб.

нет данных

Средняя заработная плата педагогов по НСО

14765 руб.

20427 руб.

нет данных

Средняя заработная плата педагога лицея

31751 руб.

44412 руб.

 

45610 руб.

Максимальная заработная плата педагога лицея

51062 руб.

80634 руб.

 

83925 руб.

Минимальная заработная плата педагога лицея

18346 руб.

22750 руб.

 

29798 руб.

 

Данная статья описывает подготовительные действия, необходимые для результативности НСОТ, технологию ее разработки и введения, систему эффективного управления финансовыми ресурсами ОУ.

Адаптация данной системы и развитие ее в ОУ будет способствовать повышению качества образования, росту заработной платы педагогов, повышению эффективности расходования бюджетных средств.

 

Технология внедрения системы эффективного управления финансовыми ресурсами

Общие подходы к распределению фонда оплаты труда (ФОТ). Технология распределения базовой и стимулирующей части ФОТ подробно описана в нормативно-правовых актах лицея (см. сайт). В данной главе будут даны комментарии, общие рекомендации и принципы эффективного распределения ФОТ.

1). Условия эффективности системы оплаты труда в ОУ:

а). Отказ от «социализированного сознания» (т.е. «всем поровну»).

б). Оптимизация штатного расписания (в разумных пределах).

в). Минимизация неэффективных расходов (анализ всех процессов в ОУ с точки зрения затрат финансовых средств и получения результата; введение аутсорсинга).

Аутсорсинг – передача на основании договора определенных функций на обслуживание (выполнение работ) другой организации, специализирующейся в соответствующей области:

–  образовательный аутсорсинг-руководство Научными обществами лицеистов (НОЛ), ведение специальных курсов – высшие учебные заведения (ВУЗы);

– охранное предприятие – ночная охрана (сторожа);

– обслуживание компьютерной техники.

г). Наполняемость классов (не менее 25 человек в городе Новосибирске, не менее 15 человек в НСО):

д). Участие экспертного педагогического сообщества и родительской общественности, органов государственно-общественного управления (ГОУ) в распределении стимулирующих выплат.

е). Коллегиальность принятия решений.

ж). Легитимность локальных актов.

2). Возможности повышения Фонда оплаты труда ОУ:

а). Увеличение количества учеников (при соблюдении федеральных требований к наполняемости классов).

б). Вид ОУ (повышающий коэффициента для лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением предметов).

в). Особый потенциал ОУ (наличие столовой, локальной компьютерной сети и т.д.)

г). Участие в региональных проектах.

3). Заблуждения и ошибки при управлении финансовыми ресурсами (аспекты оплаты труда):

а). «Наша система оплаты труда» – самая лучшая!»

Т.е. нежелание руководителей изучить позитивный опыт других ОУ и попытаться адаптировать его в своем ОУ.

б). «Изменения в системе оплаты труда – дело хлопотное».

Иногда наблюдается пассивность руководителей, нежелание искать подходы к оплате внеаудиторной занятости, учитывать и нормировать различные виды деятельности работников.

в). «У других школ денег больше, чем у нас, поэтому у них высокая заработная плата (или высокие результаты, или…)».

Таким образом объясняется неумение руководства эффективно распределить ФОТ или нежелание его увеличить за счет участия в «конкурсных» региональных проектах либо привлечения в ОУ учеников из других школ за счет повышения качества образовательных услуг и повышения конкурентоспособности своего ОУ.

в). Камерность и закрытость в распределении финансовых средств.

Педагоги во многих ОУ не принимают участия в разработке и внесении изменений в локальные акты об оплате труда, не понимают, как формируется их заработная плата (ЗП), за что они получают базовую ЗП, в каком объеме и по каким критериям начисляются выплаты из стимулирующей части ФОТ. Не всегда соблюдается нормативный порядок утверждения стимулирующих выплат.

г). Идей больше, чем денег.

Расчет видов деятельности, которые планирует оплачивать ОУ педагогам, расчет критериев и показателей стимулирующих выплат необходимо начинать с расчета размера ФОТ, иначе суммы выплат за какие-либо направления деятельности и результаты будут настолько мизерными, что утратят смысл.

д). «Главный бухгалтер лучше знает, как распределить финансовые средства».

Во многих ОУ в распределении средств базовой ЗП и стимулирующей ЗП главную роль играет главный бухгалтер, что негативно сказывается на качестве образовательного процесса, так как главный бухгалтер не понимает специфики организации образовательного процесса, приоритетных направлений образовательной политики учреждения и распределяет средства исходя из экономической целесообразности, а не повышения качества образовательных услуг.

е). Непредвиденных расходов не будет.

В ряде ОУ в начале учебного года ФОТ распределяется полностью, не резервируются денежные средства. Вместе с тем возможны следующие непредвиденные расходы: уменьшение контингента обучающихся – уменьшение ФОТ; рост числа учеников, находящихся на индивидуальном обучении; необходимость оплаты замещенных / совмещенных уроков; необходимость оплаты первых 3-х дней нетрудоспособности работников ОУ; необходимость оплаты за повышение категории педагога и др.

4). Нормативно-правовые акты, регулирующие систему оплаты труда в ОУ (по состоянию на 20.02.2014 года в НСО)

а). Статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации.

б). Статья 28 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации».

в). Постановление Губернатора Новосибирской области от 28.01.2008 № 20 «О введении отраслевых систем оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений Новосибирской области».

г). Постановление Губернатора Новосибирской области от 31.08.2007 № 341 «О порядке формирования и расходования фонда оплаты труда и системе оплаты труда работников образовательных учреждений Новосибирской области, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования».

д). Областное отраслевое соглашение по образовательным учреждениям Новосибирской области на 2012-2014 гг.

е). Постановление мэрии г. Новосибирска от 29.05.2013 № 5068 «Об утверждении размеров должностных окладов по профессиональным квалификационным группам в муниципальных учреждениях города Новосибирска», с учетом рекомендаций постановления мэрии г. Новосибирска от 29.08.2013 № 8204 «Об утверждении Положения о системах оплаты труда работников муниципальных учреждений города Новосибирска, в отношениях которых функции и полномочия учредителя осуществляет Главное управление образования мэрии города Новосибирска».

ж). Модельная методика Министерства образования и науки Российской Федерации, департамента образования НСО.

Локальные нормативно-правовые акты:

а). Коллективный договор.

б). Положение о системе оплаты труда.

в). Положение о порядке и условиях распределения стимулирующих выплат работникам (может быть составной частью Положения о системе оплаты труда).

Все локальные нормативно-правовые акты должны быть приняты на Общем собрании коллектива ОУ, Положение о стимулирующих выплатах – согласовано с профсоюзным комитетом ОУ, утверждены председателем Управляющего совета и директором ОУ. Локальные нормативно-правовые акты размещаются на сайте ОУ[2].


 

 

Технология распределения ФОТ (схема № 1)

 

Распределение базовой части ФОТ. В данной главе особое внимание уделим распределению специальной части ФОТ, которая, на наш взгляд, играет большую роль в управлении качеством образования при помощи финансовых ресурсов (см. схему № 2)

Распределение специальной части ФОТ лицея происходит в распределительно-заявительном характере. Учителя при тарификации пишут заявление на определенные выплаты из специального фонда (эти выплаты выделены на схеме № 2 серым цветом). Остальные выплаты носят распределительный характер и зависят от учебной нагрузки педагога (проверка тетрадей, заполнение электронного дневника), от группы сложности преподаваемого предмета, от категории учителя и от того, в классе с какой наполняемостью учитель работает.

Суммы выплат за внеаудиторную занятость находятся в зависимости от стоимости образовательного часа лицея, суммы доплат зависят от суммы прожиточного минимума по НСО, принятого на 1 сентября текущего года.

На основании заявлений педагогов на выплаты из специального фонда издается приказ, который размещается в учительской. В течение полугода (сентябрь-январь) проводится аудит эффективности использования финансовых средств специального фонда (контроль заполнения электронного дневника, контроль выполнения планов воспитательной работы классными руководителями, контроль проверки тетрадей, анализ результативности учащихся в различных интеллектуальных и спортивных состязаниях, смотр кабинетов, контроль качества проведения консультаций и т.п.). На основании аудитов в феврале принимается решение о снижении или увеличении выплат из специального фонда отдельным педагогам.

В 2011 году педагогическим коллективом лицея было принято решение о введении коэффициентов «особой ответственности» в выпускных 4, 9, 11 классах по предметам, обязательным для итоговой аттестации:

Таблица № 2

Предмет, класс

Коэффициент сложности предмета

Русский язык и математика (4 классы)

1,5

Русский язык и математика (9 классы)

1,8

Русский язык и математика (11 классы)

2

Русский язык и математика (остальные классы)

1,2

 

 

Распределение специальной части ФОТ (схема № 2):

 

Таким образом, предусмотренные базовой частью ФОТ выплаты педагогам предусматривают оплату не только проведенных уроков, но и:

– учет сложности, интенсивности труда педагога;

– учет квалификации педагога;

– учет внеаудиторной нагрузки педагога.

Кроме того, предусмотренные выплаты из специального фонда способствуют повышению качества условий обучения (оплата заведования кабинетами), качества процесса обучения (оплата консультаций по подготовке к ГИА, индивидуальных занятий с учениками, пропустившими уроки по болезни); качества процесса воспитания (оплата классного руководства); качества процесса управления (оплата руководства профессиональными объединениями)

Базовая часть ФОТ стимулирует качественную реализацию подпрограмм развития ОУ: «Одаренный ребенок» (оплата занятий в НОЛ); «Профильное и предпрофильное обучение» (увеличение оплаты профильных предметов и специальных курсов предпрофильной направленности); «Лицей – территория здоровья» (оплата спортивных занятий с учащимися учителям физической культуры); «Информатизация» (оплата педагогам работы с электронным дневником)

Базовая часть ФОТ способствует:

– повышению качества образования;

– активизации воспитательной работы с учащимися;

– мотивации к повышению профессиональной компетентности педагогов;

– качественной реализации региональных проектов;

– стимулированию молодых педагогов и педагогов, удостоенных государственных и ведомственных наград и т.д.

В таблице № 3 представлено заявление, которое заполняется учителем в сентябре на момент тарификации. Все расчеты производятся работниками бухгалтерии, но учитель, при желании, может самостоятельно рассчитать свою базовую заработную плату. Данная форма заявления является авторской разработкой лицея, она позволяет наглядно продемонстрировать всю аудиторную и внеаудиторную нагрузку педагога, а также различные доплаты за какие-либо виды выполняемых работ, не связанных с должностными инструкциями. Таким образом, каждый педагог может самостоятельно проектировать свою заработную плату с учетом дополнительной внеаудиторной нагрузки и объема выполняемой работы.

Таблица №3

Технология расчета базовой части заработной платы педагога

Ф.И.О. педагога ______________________ _______________________________

 

Расчет заработной платы учителя за проведенные уроки

ВНИМАНИЕ! Кол-во часов д.б. средним за год: (1п/г+2п/г) : 2

 

 

 

Доплаты учителю из специального

фонда за внеаудиторную занятость; другие доплаты

 

 

Предмет

 

 

Категория учителя

Класс

Образовательный час без районного коэффициента

Коэффициент категории

Коэффициент сложности предмета

Количество часов в НЕДЕЛЮ

Количество учеников в классе

Средняя  наполняемость по лицею

Итого

 

 

Сумма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За классное руководство (п. 8.3.1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За заведование кабинетом (п. 8.3.2.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За  проверку тетрадей (п. 8.3.3.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За выполнение обязанностей лаборанта (п. 8.3.4.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За руководство НОЛ (п. 8.3.5)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За консультации (п. 8.3.6.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За подготовку к спортивным состязаниям (п. 8.3.7.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доплата за ведомственную награду (п. 8.5).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доплата молодому специалисту (п. 8.6.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доплата за звание к.п.н (д.п.н.) (п. 8.7.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доплата за руководство профессиональными объединениями (п. 8.8.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Другие доплаты  (приказ директора)

 

 

Всего часов в НЕДЕЛЮ:

ВСЕГО:

 

 

Подпись курирующего администратора: проверено _____________________________ /_______________________________

 

Распределение стимулирующей части ФОТ. В данной главе особое внимание уделим распределению стимулирующей части ФОТ, (см. схему № 3), технологии распределения стимулирующих выплат педагогам и порядку их утверждения. А также затронем вопросы ежемесячного премирования педагогов.

К распределению поступают только 90% стимулирующего ФОТ, остальная часть – 10% – резервный фонд, часть которого тратится на непредвиденные расходы (оплата 3-х дней больничных листов, оплата замены уроков и т.п.), остальная часть, включая экономию фонда за счет налоговых вычетов и  др., – на ежемесячное премирование работников лицея.

Стимулирующая часть ФОТ должна быть направлена на оплату качества результата. Однако, на наш взгляд, результата можно достичь только в том случае, если будет стимулироваться качество условий и качество процессов (обучения, воспитания, управления). Соответственно, педагогическим коллективом лицея еще в 2009 году было принято решение о следующем распределении стимулирующей части ФОТ (схема № 3):

 

Главный принцип Положения о стимулирующих выплатах – реализация приоритетных направлений развития лицея (т.е. стимулирование педагогов к достижению результатов, предусмотренных Программой развития лицея). Например, все направления проекта «Развитие профессиональных компетенций педагогов лицея в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» отражены в критерии «Качество кадрового потенциала». То есть развитие профессиональных компетентностей педагога – качество условий – стимулировалось не только морально, но и материально, что позволило значительно повысить профессиональные компетентности педагогов лицея (особенно Информационную – в 2009 году не более 10% педагогов использовали ИКТ в учебном процессе, на данный момент – 100% , лицей в числе 10 самых активных школ РФ по работе с электронным дневником).

Представленное на сайте «Положение о порядке и условиях распределения стимулирующих выплат работникам» было принято в новой редакции в сентябре 2013 года. На протяжении 2012-2013 учебного года Совет по качеству, Научно-методический совет лицея и творческие группы педагогов анализировали критерии и показатели предыдущей версии Положения и пришли к следующим выводам:

1. Показатели по всем критериям необходимо изменять (усложнять и повышать требования) в связи с тем, что большая часть показателей, принятых в предшествующие годы, уже выполняется на максимально возможном  уровне.

2. Необходимо ввести бальный принцип выплат за качество результата (ранее выплаты считались по формуле).

3. Необходимо оставить частоту распределения выплат за качество результата 2 раза в год, за качество процессов – 1 раз в год (так как ряд показателей по качеству процессов возможно оценить только в конце учебного года).

4. Необходимо расширить количество показателей по всем критериям (в связи с расширением направлений деятельности лицея, в том числе участия в региональных проектах).

5. Необходимо внести в Положение выплаты, стимулирующие педагогов к информированию общественности, созданию позитивного имиджа лицея, повышению удовлетворенности потребителей (в связи с функционированием лицея в рамках международных стандартов СМК).

6. Необходимо изменить требования к качеству кадрового потенциала исходя из требований к стандарту учителя (изменив соответственно и Модель компетентностей педагога лицея).

7. Необходимо изменить требования к качеству процесса обучения и воспитания в связи с поэтапным переходном на ФГОС; к качеству процесса управления в связи с функционированием и развитием СМК, отвечающей международным стандартам качества. И др.

Разработка новых показателей велась на протяжении 2012-2013 учебного года, в августе-сентябре проект нового Положения прошел все необходимые обсуждения, рассмотрения, согласования и был утвержден.

Новое Положение стимулирует работников лицея к качественной реализации всех направлений новой программы развития лицея на 2014-2018 годы[3], реализации ее цели и задач:

1. Повышение результативности и эффективности процессов менеджмента

2. Повышение результативности и эффективности основных процессов в лицее

3. Повышению результативности и эффективности вспомогательных процессов в лицее.

Технология начисления выплат педагогам (схема № 4)

 

Технология ежемесячного премирования педагогических работников

(схема № 5)

 

Ежемесячное премирование с информированием членов педагогического коллектива о достижениях того или иного учителя – эффективный материальный и моральный фактор управления персоналом в ОУ.

Итак, стимулирующий ФОТ ОУ, наш взгляд, должен:

1. Стимулировать качество результативности работы педагога.

2. Стимулировать педагогов к повышению профессиональной компетентности и к улучшению качества образовательного процесса.

3. Стимулировать административно-управленческий персонал к развитию профессиональной компетентности и повышению качества процесса управления.

4. Стимулировать учебно-вспомогательный (УВП) персонал к повышению профессиональной компетентности и качества управления вспомогательными процессами в ОУ.

5. Являться резервным фондом для обеспечения нормативного функционирования ОУ; финансирования непредвиденных расходов, связанных с образовательным процессом.

Заключение

В заключении отнесемся к достоинствам введенной в 2007 году в НСО системы оплаты труда, которая:

1. Дает финансовую самостоятельность ОУ.

2. Устраняет противоречия в оплате труда.

3. Создает благоприятные финансовые условия для начинающих педагогов.

4. Дает возможность оплаты  внеаудиторной занятости педагогов.

5. Мотивирует педагогов к повышению качества образовательного процесса, к самопрезентации.

6. Предполагает влияние общественности на формирование заработной платы педагога.

7. Определяет достойную заработную плату руководителей.

 

В то же время нельзя забывать определенные риски, которые несет в себе данная система, а именно:

1. Возможность субъективной оценки результативности труда учителя (работника).

2. Вероятность роста непредвиденных расходов (например, количество учеников, переходящих на индивидуальное обучение в течение года значительно вырастает, тогда как ФОТ распределяется в сентябре).

3. Во всех ОУ существует предельная наполняемость (регламентируется федеральными нормами), что приводит к отсутствию возможности повышения ФОТ.

4. Рост профессионализма, качества работы педагога (работника) ведёт к уменьшению размера индивидуальных выплат из стимулирующего фонда.

Соответственно, задача грамотного руководства – максимально воспользоваться преимуществами новой системы оплаты труда и предусмотреть все риски, попытавшись свести их к минимуму.



[1] http://l9nsk.ru/Onas/normativnaja-dokumentacija/sistema-oplaty-truda/ - полные версии нормативно-правовых актов лицея

[3]Проект Программы развития выложен на сайте лицея -  http://l9nsk.ru/proekty-dokumentov/

 

Количество просмотров: 6096  

Добавить комментарий

Target Image
1. Управление развитием кадрового потенциала в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Формирование технологической грамотности школьника в контексте решения задач трудового воспитания ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
3. Роль руководителя в системе организации деятельности узких специалистов ВЫПУСК №105, февраль 2023
4. О менеджменте в образовании и читательской грамотности педагогических работников Выпуск №98, декабрь 2021
5. Кадровая политика МКДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
6. Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов в дошкольном образовательном учреждении ВЫПУСК №96, Октябрь 2021
7. Психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса ВЫПУСК №94, АПРЕЛЬ 2021
8. Коучинг как способ повышения эффективности деятельности педагога ВЫПУСК №88, апрель 2020
9. Эффективные практики управления качеством образования в МБОУ гимназии № 9 Выпуск №87, февраль 2020
10. Внедрение профессионального стандарта в дошкольной образовательной организации Выпуск №86, декабрь 2019
11. Интеграция кадровых ресурсов в начальной школе Выпуск №82, апрель 2019
12. Стратегия развития кадрового потенциала дошкольной образовательной организации Выпуск №82, апрель 2019
13. Мониторинг удовлетворённости родителей качеством предоставляемых услуг организациями отдыха детей и их оздоровления Выпуск №72-73, октябрь 2017
14. Роль наставничества в дошкольном образовательном учреждении на стадии становления педагогического коллектива ВЫПУСК №75, февраль 2018
15. Механизмы повышения качества дошкольного образования ВЫПУСК №75, февраль 2018
16. Реализация воспитательной работы школы как социокультурного центра жилмассива «Березовый». Стратегические ориентиры на 2020 год ВЫПУСК №75, февраль 2018
17. Инклюзивное образование: замыслы и реальность ВЫПУСК №75, февраль 2018
18. Построение системы методической работы в школе ВЫПУСК №75, февраль 2018
19. Стратегии новой школы: первые результаты ВЫПУСК №75, февраль 2018
20. Управление качеством дошкольного образования Выпуск №72-73, октябрь 2017

Страницы