Детский сад и новые возможности для познавательного развития дошкольников с нарушениями слуха

 
 

Утешева Елена Викторовна,

старший воспитатель высшей квалификационной категории

МКОУ С(К)ШИ № 37 г. Новосибирска

 

Детский сад и новые возможности для познавательного развития дошкольников с нарушениями слуха

Несомненно, одной из важных задач воспитания и обучения в детском саду является всестороннее развитие личности ребёнка. Сегодняшний дошкольник – это завтрашний первоклассник. Это подразумевает, что к моменту выпуска из детского сада у ребёнка должно быть наличие комплекса различных навыков и умений, в котором должны присутствовать все основные элементы: физиологический, психологический и познавательный аспекты, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих.

Но не всё так просто, когда речь идёт про детей с нарушениями слуха. Сегодня многие дети с нарушениями слуха в основном имеют множественные нарушения развития. Это как раз тот случай, когда особенности формирования познавательных процессов у неслышащего ребёнка стимулируют педагогов к активному поиску дополнительных и альтернативных технологий обучения и развития таких детей. И таким путём идут педагоги нашего детского сада.

Сегодня оснащение предметно-развивающей среды детского сада даёт возможность создавать для ребенка с нарушениями слуха площадку для новых открытий, самостоятельного поиска ответа на многие вопросы. Развивая детскую любознательность, воображение, пытливость ума педагоги формируют на их основе устойчивые познавательные интересы, так необходимые ребёнку в недалеком школьном будущему.

Наш детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха МКОУ С(К)ШИ № 37 открылся в сентябре прошлого года и располагается в новом здании школы. Несмотря на то, что школа отметила 90-летний юбилей, детский сад открылся только в сентябре 2018 г. В детском саду на сегодняшний день работает 3 группы, количество детей 20 человек, но мы готовы расширится до 30 детей. Посещают детский сад как глухие дети, так и слабослышащие и дети после КИ.

Отличительной особенностью детского сада является оснащение современным компьютерным, интерактивным и развивающим оборудованием, которое позволяет создавать дополнительных условия для полноценного познавательного развития каждого ребёнка, формировать прочные базовые знания и способности к социализации в условиях современной жизни.

В арсенале у педагогов кроме стандартных компьютеров есть интерактивные доски, интерактивный пол, интерактивный программно-аппаратный комплект «Престиж» (сенсорная панель) и др.

Игровые задания сенсорной панели соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям развития воспитанников, учитывая специфику дошкольного возраста. Комплект состоит из 160 обучающих игр «Olodium», комплекс таких блоков, как «Окружающий мир», «Математика для дошкольников», «Правила дорожного движения», «Развитие речи» для детей от 3до 7 лет.

Применение интерактивной доски способствует качественному освоению программного материала, при этом улучшается уровень его понимания детьми. Можно моделировать различные проблемные ситуации и среды, это позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре.

Основное применение мультимедийных компонентов на основе компьютерных обучающих программ происходит на групповых и подгрупповых занятиях дефектолога. Задания продумываются таким образом, чтобы на предъявленную визуальную мультимедийную информацию ответ ребёнка был в устной форме, тем самым обогащая словарный запас и формируя навык устного высказывания. Вне занятий компьютерные приложения, например, на сенсорной панели, помогают воспитателям закреплять знания детей, полученные на занятиях.

Неизменным успехом у детей пользуется интерактивный пол, который позволяет в игровой форме получать как новые знания, так и закреплять полученные. На музыкальных занятиях активно применяются возможности интерактивного пола. Например, дети выполняют фонетическую и артикуляционную гимнастики, просматривают и прослушивают музыкальные произведения в исполнении оркестра, повторяют танцевальные движения и т.д.

Игровое оборудование – программируемый робот «Умная пчела» полюбился детям старшего возраста. Доступно, легко и увлекательно осуществляется познавательно-исследовательская деятельность с детьми посредством робота. Это оборудование очень просто в управлении и имеет дружелюбный дизайн, состоит из 6 роботов с подставкой для зарядки. С помощью данного устройства дети могут изучать основы программирования, задавая роботу план действий и разрабатывая для него различные задания (приключения). Работа с «Умной пчелой» учит детей структурированной деятельности, развивает воображение и предлагает массу возможностей для изучения причинно-следственной связи и многое другое.  «Умная пчела» используется как в индивидуальной, так и групповой деятельности, как часть занятия и как самостоятельная игра. На начальном этапе освоения данного оборудования дети играют под руководством взрослого. Затем, когда дети освоят приёмы управления роботом, пробуют управлять самостоятельно.

Очень занимательным является занятие пескотерапией. Игры с песком являются естественной средой для дошколят. Взаимодействуя с песком, у детей совершенствуется тонкая координация движений и мелкая моторика рук, тактильная чувствительность, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления в целом, нормализации его психоэмоционального состояния, оказывая терапевтический эффект. Кроме того, во время рисования на песке развивается воображение, творческое начало каждого ребёнка.

Значимым видом детской деятельности является конструирование. У детей имеется широкий простор и возможности для детского конструирования при помощи LEGO Education «Мои первые механизмы». Данный набор позволяет удовлетворить естественное любопытство детей, желание работать руками, стремление познавать окружающий мир, свойства предметов и их взаимодействие в статике и динамике. В комплект входят детали, позволяющие создавать разнообразные модели. Ребенок знакомится с элементарными механизмами роботов, конструирует роботов различного назначения. Появляются дополнительные возможности для развития речи и памяти, т.к. ребенок должен называть и запоминать названия деталей. Многим ребятам, особенно мальчикам, очень нравятся данные занятия. Они учатся не только собирать конструкции по предложенному плану и схеме, но и придумывать своих роботов и механизмы.

Все описанное выше оборудование способствует решению задач ФГОС дошкольного образования, познавательному развитию воспитанников, развитию любознательности познавательной мотивации. Оснащение информационно-коммуникативными технологиями и современным развивающим оборудованием педагогического процесса в компенсирующем детском саду для детей с нарушениями слуха создаёт новые возможности для развития дошколят с нарушениями слуха. При этом сам педагог детского сада имеет возможность шагать в ногу со временем, обновляя и оптимизируя процесс воспитания и обучения детей.

Список литературы:

1. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. 328 с.

2. Речицкая Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха. – М.: Владос, 2000. 128 с.

Количество просмотров: 7126  

Добавить комментарий

Target Image
1. Знакомство дошкольников с природой Искитимского района
2. Метод проектов в рамках городского конкурса «Питание и здоровье»
3. Формирование основ нравственно-патриотического воспитания в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
4. Психологическое сопровождение дошкольников как условие успешной адаптации к учебной деятельности
5. Познаем играя (реализация программы «Физика для малышей»)
6. Формирование у дошкольников системы ценностей в рамках взаимодействия участников образовательного процесса и социума
7. Детский сад и новые возможности для познавательного развития дошкольников с нарушениями слуха
8. Акция «Сохраните первоцветы» как способ формирования экологической культуры дошкольников
9. Познавательно-речевое развитие дошкольников в ходе работы с разными видами календарей
10. Развитие коммуникативных умений младших дошкольников посредством игры
11. Организация предметно-развивающей среды в ДОУ в совместной деятельности с родителями
12. Развитие игровых умений младших дошкольников в адаптационный период
13. Использование социоигровых приемов в работе по развитию творческих способностей дошкольников
14. Сочетание традиционных и инновационных технологий в коррекционно-логопедической работе
15. Психологический подход по созданию эмоционально-благоприятной атмосферы в детском саду как необходимое условие успешного внедрения ФГОС
16. Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
17. Конструктор «Куборо» как средство развития детей дошкольного возраста
18. Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества у детей 5-6 лет
19. Система работы с родителями по речевому развитию детей раннего возраста
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы