Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества у детей 5-6 лет

 
 

Тараканова Елена Евгеньевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ «Детский сад № 5 комбинированного вида «Звёздочка» г. Новосибирска

 

Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества у детей 5-6 лет

В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия народных мастеров – уникальные произведения искусства, которые украшают нашу жизнь. В народном творчестве выражаются исконная тяга человека к красоте, желание раскрыть свои творческие способности.

Изобразительное искусство – источник особой детской радости в дошкольном детстве. Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах.

Лепка, как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предметов между собой, определяют их размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путем. Занятие лепкой способствует развитию чувства осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаше всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи. Еще одна специфическая черта лепки – ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. В детском саду чаще всего для лепки используют глину или пластилин, но в последнее время появился еще один очень популярный материал – тесто.

Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творчества дошкольников.

1. Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса.

2. Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику.

3. Синхронизирует работу обеих рук.

4. Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

5. Развивает творчество ребенка.

Развитый ребенок в целом – залог дальнейшего успешного обучения в школе. Но не следует забывать о том, что детский сад как основной «институт» на пороге школы может дать толчок к развитию творчества будущего поколения.

В нашем детском саду имеются все условия для занятий изобразительной деятельностью с детьми. Более 4-х лет я углубленно работаю по проблеме: «Развитие творческих способностей детей средствами лепки из соленого теста». Опыт работы с детьми в детском саду показал: лепка из соленого теста вызывает у детей огромные положительные эмоции. Лепка увлекает детей, они с огромным желанием лепят, творят и сочиняют что-то новое сами. Работая с тестом, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе. Это увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

В своей работе я использую программу И.А. Лыковой «Цветные ладошки». Значительную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно-развивающей среды учитываю, чтобы содержание носило развивающий характер и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Детям особенно интересно заняться чем-нибудь новеньким. Тесто – приятный на ощупь, экологически безвредный и неаллергенный материал. Его можно замесить в любое подходящее время. Оно легко отмывается и не оставляет следов. При соблюдении технологии изготовления тесто не липнет к рукам и очень пластично.

При работе с соленым тестом используются те же приемы, что и при работе с пластилином, глиной. Но для того, чтобы соединить детали между собой нужно провести смоченной в воде кисточкой по местам соединения и, прилепив детали, на некоторое время прижать их друг к другу. Если необходимо склеить небольшие детали, то делать это лучше всего с помощью половинки зубочистки.

Материал, необходимый для работы, хранится в определённом месте (шкафу, полке) и всегда доступен детям. В своей практике применяется следующий состав для приготовления теста: 2 части муки, 2 части соли (лучше использовать соль «Экстра»), часть воды.

Готовое тесто длительное время сохраняет свои свойства при хранении в полиэтиленовом пакете.

Занятия лепкой из соленого теста я провожу в блоке совместной деятельности во второй половине дня два раза в неделю. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Лепить из соленого теста можно начинать даже с двух-трех летним ребенком. С малышами можно лепить пирожки, сушки, печенье. Особенно радует детей лепка колобка. Дети представляют себя лисичками. Так и хотят попробовать колобок на язычок.

В старшей группе продолжать освоение рельефной лепки (натюрморт, портрет). Обучения детей в подготовительной к школе группе значительно сложнее и разнообразнее по сравнению с программой старшей группы. Дети должны научиться зрительному и мускульному восприятию формы предмета, использовать в лепке различные выразительные средства, а также овладеть изобразительными и техническими приемами. Дети 6 лет, как правило, пользуются многими способами изображения, но основным должен являться пластический способ – лепка из целого куска.

В дальнейшем, чтобы изделия из теста стали прочными, их нужно высушить на свежем воздухе или обжечь в духовке. Обжиг надо проводить при не очень высокой температуре, иначе изделия могут обгореть, выпучиться или изменить цвет. Время обжига в зависимости от толщины изделия – 30-60 минут. На батарее или на солнце изделия высохнут примерно через неделю. Но для этого надо, чтобы изделия не были очень крупными, иначе время их сушки будет значительно дольше.

После сушки поделки из соленого теста покрываю белой гуашью, просушиваю. Затем дети на занятиях по декоративному рисованию расписывают цветной гуашью, в которую добавляю немного клея ПВА. После высыхания эта смесь слегка блестит и не пачкает руки. Когда поделки полностью высыхают, покрываю их бесцветным лаком.

Поделки из солёного теста следует хранить в сухом месте, обращаться с ними нужно осторожно, так как высохшее тесто довольно хрупко. А если отломался какой-то элемент, его можно приклеить клеем ПВА. Картины из соленого теста используются для украшения интерьера групповых комнат, раздевалок. Изделия из теста – печенье, пирожное, конфеты используем в сюжетно-ролевых играх «Магазин», «Семья», «Кафе сладостей».

Для того чтобы заинтересовать родителей своей работой, я регулярно организую выставки детских работ. Работы моих детей по изобразительному творчеству занимают призовые места в районных конкурсах и городских. Провожу консультации, на которых показываю родителям, как лепить из соленого теста. Для коллег педагогов провожу мастер-классы: «Сказки из соленого теста», «Изделия для кондитерской».

Итак, обучение дошкольников лепке из соленого теста в настоящее время имеет важное значение. Лепка позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Литература:

1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 1999.

2. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. – М.: Карапуз- Дидактика, 2006.

3. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995.

4. Комарова Т.С., Савенкова А.И. Коллективное творчество детей. М., 2000.

5. Актуальные проблемы эстетического воспитания и развития детей. Под ред. Т.С.Комаровой, М., 2002.

6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа. Карапуз-дидактика, М., 2009.

7. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Карапуз-дидактика, М., 2007.

8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Занятия в изостудии. Карапуз-дидактика, М., 2009.

9. Силаева К., Михайлова И. Солёное тесто. М.: Эксмо, 2004.

Количество просмотров: 11644  

Добавить комментарий

Target Image
1. Знакомство дошкольников с природой Искитимского района
2. Метод проектов в рамках городского конкурса «Питание и здоровье»
3. Формирование основ нравственно-патриотического воспитания в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
4. Психологическое сопровождение дошкольников как условие успешной адаптации к учебной деятельности
5. Познаем играя (реализация программы «Физика для малышей»)
6. Формирование у дошкольников системы ценностей в рамках взаимодействия участников образовательного процесса и социума
7. Детский сад и новые возможности для познавательного развития дошкольников с нарушениями слуха
8. Акция «Сохраните первоцветы» как способ формирования экологической культуры дошкольников
9. Познавательно-речевое развитие дошкольников в ходе работы с разными видами календарей
10. Развитие коммуникативных умений младших дошкольников посредством игры
11. Организация предметно-развивающей среды в ДОУ в совместной деятельности с родителями
12. Развитие игровых умений младших дошкольников в адаптационный период
13. Использование социоигровых приемов в работе по развитию творческих способностей дошкольников
14. Сочетание традиционных и инновационных технологий в коррекционно-логопедической работе
15. Психологический подход по созданию эмоционально-благоприятной атмосферы в детском саду как необходимое условие успешного внедрения ФГОС
16. Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
17. Конструктор «Куборо» как средство развития детей дошкольного возраста
18. Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества у детей 5-6 лет
19. Система работы с родителями по речевому развитию детей раннего возраста
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы