Психологический подход по созданию эмоционально-благоприятной атмосферы в детском саду как необходимое условие успешного внедрения ФГОС

 
 

Шураева Елена Владимировна,

старший воспитатель

МБДОУ д/с № 163 г. Новосибирска

 

Психологический подход по созданию эмоционально-благоприятной атмосферы в детском саду как необходимое условие успешного внедрения ФГОС

Надо сделать так, чтобы детский сад не подменял

родителей, а соединял друг с другом, давал возможность

для их богатого и тонкого общения и взаимодействия.

Л.А. Никитина

Сейчас много детей, имеющих высокую чувствительность, слабость нервной системы, высокую эмоциональную лабильность, высокий уровень непроизвольного внимания и памяти. Поэтому работу строю с учётом этих особенностей и использую специально организованное пространство с многообразием материалов, активизирующих ощущения, восприятие и вызывающих положительные эмоциональные реакции.

Основной целью работы педагога-психолога в детском саду является создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, свободного и эффективного развития способностей каждого ребенка.

Данная цель реализуется мною в следующих задачах:

1. Содействовать личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе развития личности.

2. Проводить индивидуальную работу с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и семье.

3. Устанавливать взаимоотношения между взрослыми и детьми на основе личностно-ориентированной модели воспитания.

4. Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях с окружающими людьми.

5. Формировать психолого-педагогическую компетентность родителей и педагогов.

Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия с ребёнком, оно требует организации работы с педагогами и родителями как участниками воспитательно-образовательного процесса.

В направлении по созданию эмоционально-благоприятной атмосферы в детском саду мною проводится систематическая работа таким образом, что отражено взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса: педагогов-родителей-детей.

Содержание работы по первому направлению заключается в оказании психологической и информационной помощи педагогам. Приоритетные задачи:

– ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;

– обучить адекватным способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями;

– помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие положительных сторон личности ребенка.

Современные тенденции в образовании требуют инновационного подхода к работе с педагогами по повышению их профессионального уровня. В связи с этим возникла идея разработать инновационный проект по формированию и развитию навыков профессиональной компетентности педагогов «Педагогическая лаборатория». Эта совместная деятельность педагогов, направленная на умение находить методически грамотные решения по определенной проблеме. Использование такой формы работы обеспечивает инновационный подход к обучению, наглядность и легкость для понимания материала. Грамотное совместное взаимодействие педагога-психолога и педагога с одной стороны, а также родителей с другой, помогает «не упустить ребенка», трудности которого находятся «на грани нормы»:

https://drive.google.com/file/d/1L4EgIrjhkj9RKl3puEmpl0KV8BY6AgOa/view;

https://drive.google.com/file/d/1ifOJbKQ-FLeUhvPbAI16Eq4npMtq5f_p/view.

Работа с родителями направлена на формирование потребности вырастить психологически здорового ребенка. Главная цель и основное содержание взаимодействия с родителями – это ребенок.

Я отдала предпочтение такой форме работы, как родительский клуб «Семь Я» (далее – Клуб), где родители, общаясь друг с другом и специалистами, могут получить ответы на возникающие у них вопросы, совместно преодолеть трудности. Целью Клуба является создание системы личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми путем организации единого образовательного пространства в ДОУ и семье. Для коррекции детско-родительских отношений организуются тренинги, практические занятия совместно с детьми:

– («Дошкольный вестник», август, 2016) https://drive.google.com/file/d/0BwTM4vpTqbWab0RpTjRqSHctd0U/view;

– https://drive.google.com/file/d/0BwTM4vpTqbWabmlCeEtLUWtJYnc/view;

– https://drive.google.com/file/d/0BwTM4vpTqbWaQW44b0s5dERoa2M/view;

– https://drive.google.com/file/d/0BwTM4vpTqbWaNTNKOW8tWlF4Ylk/view;

– https://drive.google.com/file/d/0BwTM4vpTqbWabXJQeUNUVWpKbWs/view;

– https://docs.google.com/document/d/1Rjm6uMO5Lhodc7q-Z0XnNMWttujjHasU7egx4UQ6kWg/edit;

– https://drive.google.com/file/d/1GA8xs5RmpAxNWJJkMydX2KkxPs1O2zpV/view;

– https://drive.google.com/file/d/19u0WtL8YWMb745zpIXwGjenFlzU2MgbN/view.

С уверенностью могу сказать: «Родители – активные участники в процессе воспитательно-образовательной деятельности».

В своей работе стараюсь использовать такие формы и способы взаимодействия с ребенком, как проявление уважения к его индивидуальности, чуткость к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д. Постоянно совершенствую работу по созданию в детском саду положительного микроклимата, по формированию у ребёнка положительной установки, желания идти в детский сад: http://report.pedmix.ru/report.php?id=248

Для становления личности дошкольника стараюсь помочь ему установить эмоциональное отношение ко всему увиденному, развивать способность воображать и символически представлять окружающий мир в играх, в своих рассказах, в различной деятельности. Все это способствует развитию творческой личности ребенка, повышению познавательной потребности, привитию культурно-гигиенических навыков и формированию эмоционально-положительного отношения детей к окружающему миру.

Для того, чтобы воспитанники с повышенной активностью научились приемам саморегуляции, агрессивные дети стали меньше ссориться и драться, тревожные и застенчивые дети могли раскрыться, дошкольники научились сотрудничать друг с другом, согласованно действовать в командных играх, я особое внимание уделяю развивающей среде как средству эмоционального развития детей. В каждой возрастной группе организованы и постоянно пополняются психологические уголки: http://numi.ru/report/165

С уверенность могу сказать, что система работы по сохранению и укреплению психологического здоровья детей в ДОУ с использованием материалов психологического уголка дала положительные результаты (Журнал «Управление развитием образования» № 2, 2017, С.130, https://drive.google.com/file/d/1IpkGwjXjoNyllZGI2rTl6t9I_nMBg-rg/view).

Количество просмотров: 6461  

Добавить комментарий

Target Image
1. Знакомство дошкольников с природой Искитимского района
2. Метод проектов в рамках городского конкурса «Питание и здоровье»
3. Формирование основ нравственно-патриотического воспитания в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
4. Психологическое сопровождение дошкольников как условие успешной адаптации к учебной деятельности
5. Познаем играя (реализация программы «Физика для малышей»)
6. Формирование у дошкольников системы ценностей в рамках взаимодействия участников образовательного процесса и социума
7. Детский сад и новые возможности для познавательного развития дошкольников с нарушениями слуха
8. Акция «Сохраните первоцветы» как способ формирования экологической культуры дошкольников
9. Познавательно-речевое развитие дошкольников в ходе работы с разными видами календарей
10. Развитие коммуникативных умений младших дошкольников посредством игры
11. Организация предметно-развивающей среды в ДОУ в совместной деятельности с родителями
12. Развитие игровых умений младших дошкольников в адаптационный период
13. Использование социоигровых приемов в работе по развитию творческих способностей дошкольников
14. Сочетание традиционных и инновационных технологий в коррекционно-логопедической работе
15. Психологический подход по созданию эмоционально-благоприятной атмосферы в детском саду как необходимое условие успешного внедрения ФГОС
16. Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
17. Конструктор «Куборо» как средство развития детей дошкольного возраста
18. Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества у детей 5-6 лет
19. Система работы с родителями по речевому развитию детей раннего возраста
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы