Знакомство дошкольников с природой Искитимского района

 
 

Дорогая Дина Викторовна,

старший воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ детский сад «Родничок» р.п. Линево Новосибирской области

 
 
 

Коробкина Надежда Николаевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ детский сад «Родничок» р.п. Линево Новосибирской области

 

Знакомство дошкольников с природой Искитимского района

Природа Искитимского района уникальна. Так, на территории нашего края есть и хвойные, и лиственные леса, а видовое многообразие растений и животных огромно! Наш район богат водоемами, здесь есть даже водопады! И где вы найдете такой район, где такое сочетание лесостепных ландшафтов, которые постепенно переходят в отроги Салаирского кряжа, район, в котором есть древний реликтовый ленточный бор и район, которому достался неплохой кусочек Обского водохранилища и его берега, где распложена санаторная зона.

Мы, педагоги, любим природу сами и стараемся привить любовь своим воспитанникам. Так, творческой группой наших педагогов разработана программа «Люблю свой родной край», где блоку «Природа» отводится основное место. Идея программного содержания – отражение реальных событий и наблюдений.

Начинаем знакомить дошкольников с самого ближайшего природного окружения. Занятия данного блока проходят в основном на территории детского сада. Так, дети сначала знакомятся с деревьями нашего участка. Гуляя на прогулке, они обнаруживают сундучок – подарок от деревьев. В нем – листья, иголочки, плоды и семена деревьев. Детям предлагается найти, от каких деревьев эти подарки. Затем вместе создаем альбом с фотографиями деревьев, их листьями и плодами.

Организуя данный вид деятельности, опираемся на опыт детей, их интересы. Так, в старшей группе нами реализован проект «Паспорт деревьев». Взрослые и дети создали схему и отметили на ней все деревья, растущие на территории детского сада. Собирая информацию, обратились к сотрудникам, которые еще со времени открытия нашего детского сада посадили деревья. Таким образом, у каждого дерева появился паспорт, содержащий полную и интересную информацию.

Так, например, было изучено, что самое необычное для нашей местности дерево – черемуха Маака. Вместе с детьми мы собирали информацию, откуда оно появилось в наших краях, почему его называют деревом-невидимкой и красавицей в лохмотьях, и почему его так не любят мамы детей, на чьих прогулочных участках оно растет.

Во время экскурсий по территории поселка дети изучали деревья-пришельцы нашего края. Такими оказались дуб, вяз, клен и ясень.

Под окном нашей группы растет огромная ель. По ней мы постоянно ведем наблюдения за изменениями в природе. То она стучит нам в окно белыми и тяжелыми от снега лапами. То привечает на своих ветвях разных гостей. Так, за много лет, кого мы только не видели: коршуна, поползня, сойку. Прилетает даже клест! А недавно мы увидели совсем незнакомую птицу – седого дятла. Вернее, сначала мы его услышали. Голос его громкий, резкий, похожий на хохот, слышен за километр. Любитель возвышенностей, он принял стены нашего детского сада за скалы. Цепляясь коготками, заглядывал в окна. Быстрые удары по стене детского сада сливались в барабанную дробь. Кору дерева он, в отличие от пестрого дятла, не портит. Своим длинным липким языком он находит добычу, приклеивает и оправляет ее в рот.

Изучаем мы и водоемы родного края. Так мы нашли информацию, что название реки Койниха произошло от фамилии братьев, основавших деревню. Около этой реки находятся карьеры с белой, голубой и желтой глиной, а на берегах водятся огромные колонии сурков.

Вблизи поселка находится замечательный водоем Линевское озеро. Его название произошло от обитающей в нем рыбы Линек. Озеро очень таинственное: его трудно найти среди зарослей кустарника. Оно практически идеально круглой формы к тому же очень глубокое – бездонное, как о нем говорят рыбаки. Поэтому ежегодно здесь проводятся тренировки для водолазов.

Как-то Коля сказал детям, что его папа поймал в нашем озере необычную рыбу ротан. Дети заинтересовались, и мы вместе нашли информацию о том, какого цвета бывает эта рыба, как выглядит, какие отличительные особенности, откуда появилась в нашем водоеме.

Каждое занятие заканчивается созиданием нового продукта, сотворчеством детей и взрослых. Например, вместе создаем макет озера или водопада, или готовим дидактическую игру для малышей, оформляем альбом и т.д.

Педагогами творческой группы создано много разнообразных игр, таких как: лото «Красная книга Искитимского района», пазлы «Природные достопримечательности», игры-бродилки «Узнай, что это за местность», а также «Узнай по силуэту», лэпбуки: «Перелетные птицы», «Животные нашего края». Это способствует самостоятельному применению и закреплению знаний детей по материалу программы краеведения.

В каждой группе ДОО функционируют уголки краеведения, куда входят:

– фотоматериалы о природных достопримечательностях родного края;

– энциклопедии;

– Красная книга Новосибирской области;

– наглядный материал: альбомы, картины, фотоиллюстрации и др.;

– дидактические и наглядные пособия;

– карты Искитимского района, р.п Линево, атлас Новосибирской области.

– собраны мультимедийные методические продукты (видеофильмы, презентации, аудиозаписи песен, звуков)

– разработан персонаж «Рюкзачок-Сибирячок», помогающий детям в изучении родного края (размещен в уголках «Краеведение» всех групп детского сада) и др.

Наш детский сад тесно сотрудничает с замечательным человеком, талантливым ученым, руководителем экологического музея МКОУ Гимназия № 1 р.п. Линево Юрием Александровичем Пановым. По традиции наших детей приглашают на различные мероприятия музея: ознакомительные экскурсии, праздники Синичкин день, день земли, день леса и др. Юрий Александрович наделен талантом видеть прекрасное и необыкновенное в обыденном. В его коллекции более 100 видеороликов и множество публикаций с интересными фактами из жизни природного мира родного края. Благодаря нашему сотрудничеству мы узнаем много интересного. Так, например, мы узнали, что в нашем районе много драгоценных растений. Это венерин башмачок, кандык сибирский, ятрышник и др. Есть растения, сохранившиеся со времен палеозоя – древние папоротники, эфедра, горноколосник, напоминающий своими кожистыми листьями кактус.

Мы общаемся с Юрием Александровичем в социальных сетях и от него узнаем новости из жизни растений, насекомых, птиц. Например, о том, что уже расцвели первоцветы. Или что уже прилетели грачи и скворцы. После просмотра видеороликов Юрия Александровича о природных достопримечательностях, мы посещаем такие места сами, а потом рекомендуем родителям посетить их вместе с детьми, оказывая помощь в организации полезного отдыха в семье. Так мы узнали о красивейшем месте за деревней Новососедово, где расположена горнолыжная трасса, куда едут любители кататься на горных лыжах не только из нашей области, но и с других городов Сибири. Там есть Бердские скалы, где растет много необыкновенных растений и обитают редкие особи животных. Это место признано памятником природы для охраны растений, в том числе и реликтовых мхов, сохранившихся с доледниковых времен.

Недавно мы узнали, что у нас в районе открыта новая экологическая тропа – к водопаду Бучило, у которого есть своя легенда. Мы заинтересовались и нашли много информации об том водопаде. Недалеко от поселка, в районе Евсинских дач, есть еще одна природная достопримечательность – Змеиная гора. Эта гора особенная. Она остаток древних сланцев, кусочек дна моря, миллионы лет назад покрывавшего Сибирь. Издалека гора кажется золотой. Это от того, что на ее голых камнях растет яркий желтый цветок – бурачок ленский.

Привлекаем к изучению природы родного края, воспитанию любви к ней родителей воспитанников. Одной из тем наших совместных мероприятий была «Люблю свой край родной», где дети и родители читали стихи о природе и делились информацией, какие интересные места они посетили. Просим родителей оказать помощь в сборе информации об интересных местах нашего края и оформлении альбомов с мини-докладами и рисунками детей. Так мы узнали, что недалеко от села Белово есть водопад, образовавшийся из-за добычи каменного угля в этом месте. Рабочие не смогли отвести русло подземных вод и покинули этот участок. Но вода нашла выход, и это стало теперь любимым местом отдыха наших линёвцев. А если подняться на гору над водопадом, то откроется красивейший вид – ровная гладь прекрасного озера Беловское.

Вместе с родителями мы проводим туры выходного дня по примечательным местам вблизи нашего поселка. Осенью прошлого года мы вместе совершали велопробег в лесу по трассе около нашей лыжной базы. Дорога проходит возле длинной и глубокой балки, которая называется Титов лог. Из бесед с любителями природы выяснили, что только в этом месте растет сон-трава (прострел) всех цветов радуги, а также герань и фиалки, солонечник, мать-и-мачеха, а также много красивейших репейников, расцветающих постепенно в течение всего лета.

Таким образом, мы сами изучаем природу родного края и знакомим с нашими открытиями детей в надежде, что научим детей радоваться каждому листочку, цветочку и насекомому, бережно относиться к природному окружению и дорожить им.

Количество просмотров: 7723  

Добавить комментарий

Target Image
1. Знакомство дошкольников с природой Искитимского района
2. Метод проектов в рамках городского конкурса «Питание и здоровье»
3. Формирование основ нравственно-патриотического воспитания в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
4. Психологическое сопровождение дошкольников как условие успешной адаптации к учебной деятельности
5. Познаем играя (реализация программы «Физика для малышей»)
6. Формирование у дошкольников системы ценностей в рамках взаимодействия участников образовательного процесса и социума
7. Детский сад и новые возможности для познавательного развития дошкольников с нарушениями слуха
8. Акция «Сохраните первоцветы» как способ формирования экологической культуры дошкольников
9. Познавательно-речевое развитие дошкольников в ходе работы с разными видами календарей
10. Развитие коммуникативных умений младших дошкольников посредством игры
11. Организация предметно-развивающей среды в ДОУ в совместной деятельности с родителями
12. Развитие игровых умений младших дошкольников в адаптационный период
13. Использование социоигровых приемов в работе по развитию творческих способностей дошкольников
14. Сочетание традиционных и инновационных технологий в коррекционно-логопедической работе
15. Психологический подход по созданию эмоционально-благоприятной атмосферы в детском саду как необходимое условие успешного внедрения ФГОС
16. Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
17. Конструктор «Куборо» как средство развития детей дошкольного возраста
18. Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества у детей 5-6 лет
19. Система работы с родителями по речевому развитию детей раннего возраста
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы