Познаем играя (реализация программы «Физика для малышей»)

 
 

Антипова Тамара Ивановна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ Детский сад № 395 компенсирующего вида г. Новосибирска

 
 
 

Попова Надежда Дмитриевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ Детский сад № 395 компенсирующего вида г. Новосибирска

 

Познаем играя (реализация программы «Физика для малышей»)

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

Китайская пословица

На современном этапе актуальна проблема повышения качества дошкольного образования, это подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Данный документ регламентирует образовательную деятельность детского сада и позволяет по-иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников. В соответствии с ФГОС ДО основная общеобразовательная программа детского сада должна содержать две части: основную и часть, формируемую участниками образовательных.

Для разработки программы необходимо учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников, членов их семей и педагогов. В нашем детском саду было проведено анкетирование как родителей, так и педагогов, с целью выяснения их заинтересованности и пожеланий. В итоге было принято решение разработать и реализовывать часть образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, в нескольких образовательных областях: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Программа «Физика для малышей» является одной из пяти программ, с которыми наше учреждение принимало участие в областном конкурсном отборе муниципальных образовательных организаций, реализующих часть образовательной программы дошкольного образования, формируемую участниками образовательных отношений, в нескольких образовательных областях в 2017-2018 учебном году, успешно прошли мониторинг осенью 2018 г. и остались в конкурсе на 2018-2019 учебный год.

Детство – пора удивительная и уникальная. В ней всё возможно: самое скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным. Родители хотят видеть своих детей самостоятельными, любознательными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке. В наше время, когда обучение дошкольников направлено на личностное развитие, одним из наиболее эффективных методов является опытно-экспериментальная деятельность, которая помогает выработать у дошкольников самостоятельные исследовательские умения, научить их собирать и обрабатывать интересную информацию. Такая деятельность помогает развить у ребенка творческие способности, логическое мышление. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к познанию, исследованию. У детей быстро обогащаются знания, развивается познавательный интерес и активность, что в дальнейшем очень пригодится им в процессе школьного обучения. Для того, чтобы ребенок мог реализовать свою потребность и способность к экспериментированию надо создать условия для этого. Надо показать детям, что исследование – это научный подход изучения того или иного. Поэтому, чтобы получился точный результат, надо работать со специальным оборудованием (пробирки, колбы, магниты, увеличительные стёкла и т.д.). В процессе экспериментирования и опытной деятельности дошкольники учатся наблюдать, размышлять, делать выводы, отвечать на разные вопросы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности, приобретать необходимые знания и умения. Экспериментирование учить детей самостоятельно находить ответы на все свои «как» и «почему»?

Почему программу назвали «Физика для малышей»? В рамках реализации программы дошкольники изучают простые физические явления. Проводя занятия в лаборатории, педагог показывает картинки и различные простые схемы, привлекая детей к участию в проведении опыта, объясняет детям, как действуют простые «законы физики» и для чего их нужно знать.

Цель программы: развитие представлений детей дошкольного возраста о явлениях и свойствах предметов окружающего мира посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

– продолжать развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;

– обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результаты экспериментальной деятельности;

– развивать познавательные умения (анализировать наблюдаемое, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);

– расширять представления о свойствах предметов окружающего мира;

– учить фиксировать результаты исследований;

– формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;

– развивать способность к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации;

– формировать навыки конструктивного выражения эмоций;

– укреплять союз «ребёнок-родитель-педагог»;

– способствовать полноценному развитию личности ребёнка, через самовыражение и творчество.

Для начала мы разработали перспективный план по возрастным группам. Для оценки эффективности реализации программы разработан мониторинг.

Детское экспериментирование – это совместная деятельность воспитателя и ребенка. Проводится один раз в неделю (оно свободно от обязательности). При проведении опытов нужно учитывать возраст и индивидуальные различия детей. Продолжительность – 15-20 минут младший возраст и до 30 минут старшие и дошкольники. Во время опытов и игр-экспериментов проводят 1-2 опыта. Начинать экспериментальную деятельность необходимо с простейших предметов и материалов – это: вода, снег, бумага и др.

Составили картотеку опытов, план схемы проведения опытов. До начала проведения экспериментов необходимо:

– познакомить с объектом исследования;

– подобрать необходимые инструменты и оборудование;

– познакомить с последовательностью выполнения;

– вспомнить правила безопасности.

Знания, которые ребёнок получает во время проведения опытов, запоминаются надолго при условии, что он должен делать всё сам, а не быть сторонним наблюдателем. Так как детская игра в старшем дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, то и занятия экспериментирования всегда должны содержать множественные элементы игры.

В каждой группе оборудован уголок экспериментирования для совместной и самостоятельной деятельности детей. В уголках представлены те материалы, которые дети могут использовать самостоятельно: природный и бросовый материал, приборы (магниты, лупа, линейка, весы, совочки и др.), сосуды (стаканы, миски, баночки, пластиковые бутылки и др.), медицинский материал (вата, бинты, палочки, шприцы, пипетки) и другие различные материалы – ткань, бумага, резина. Также в уголках представлены фартуки, нарукавники, салфетки. Уголки в группах построены по принципу доступности и безопасности для детей.

Подводя итоги за прошлый учебный год по реализации программы, мы пришли к выводу о необходимости оборудования отдельного помещения. Кабинет оформляли педагоги и заинтересованные родители. В кабинете представлено более разнообразное оборудование для занятий. Кроме оборудования представленного в уголках экспериментирования в группах в кабинете «Физика для малышей» имеется: микроскоп, весы, макеты, методическая литература, плакаты и другое.

Экспериментальная деятельность проходит по подгруппам (6-10 детей) во второй половине дня. Согласно расписанию (1 раз в 2 недели). Перед каждым занятием проводится предварительная работа, направленная на выявление интереса детей к определенному физическому явлению. Для этого беседуем с дошкольниками, просматриваем мультфильмы, читаем литературу, наблюдаем. Тема такого занятия не заканчивается проведением конкретного опыта в лаборатории, ребята продолжают обсуждать эту тему в группе, на прогулке, с родителями и применяют полученный опыт в свободной деятельности. Для проведения опытов и экспериментов в качестве материалов используются простые приборы. Детей учат ими пользоваться, показывают, как они действуют. Например, на примере использования воды и стакана, можно показать детям, что происходит с жидкостью, если ее поместить в очень холодную среду – морозильную камеру. Можно использовать различные формочки, в них налить воду и таким образом создать красивые ледяные фигурки. Детям такие опыты очень нравятся. Продолжительность занятий регламентируется требованиями СаНПин.

Также активно используем проектную деятельность при реализации данной программы.

Важная роль как в реализации обязательной части ООП, так и в вариативной отводится сотрудничеству с родителями. На что нас нацеливает Закон об образовании в РФ 273-ФЗ. Во-первых, родители принимали активное участие в оборудовании кабинета. В рамках традиционного дня открытых дверей ДОУ для родителей проводился мастер-класс. Также родители принимали активное участие в выставке совместных работ (макеты вулканов, плакаты. Опыт работы по реализации данной программы был представлен родителям на общем родительском собрании. Также для родителей были подготовлены буклеты с описанием различных опытов в домашних условиях.

Опытом работы по реализации данной программы педагоги делятся на педагогических советах и семинарах ДОУ. Проведен мастер-класс, где педагоги поделились с коллегами своими наработками по данной теме.

Количество просмотров: 8451  

Добавить комментарий

Target Image
1. Знакомство дошкольников с природой Искитимского района
2. Метод проектов в рамках городского конкурса «Питание и здоровье»
3. Формирование основ нравственно-патриотического воспитания в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
4. Психологическое сопровождение дошкольников как условие успешной адаптации к учебной деятельности
5. Познаем играя (реализация программы «Физика для малышей»)
6. Формирование у дошкольников системы ценностей в рамках взаимодействия участников образовательного процесса и социума
7. Детский сад и новые возможности для познавательного развития дошкольников с нарушениями слуха
8. Акция «Сохраните первоцветы» как способ формирования экологической культуры дошкольников
9. Познавательно-речевое развитие дошкольников в ходе работы с разными видами календарей
10. Развитие коммуникативных умений младших дошкольников посредством игры
11. Организация предметно-развивающей среды в ДОУ в совместной деятельности с родителями
12. Развитие игровых умений младших дошкольников в адаптационный период
13. Использование социоигровых приемов в работе по развитию творческих способностей дошкольников
14. Сочетание традиционных и инновационных технологий в коррекционно-логопедической работе
15. Психологический подход по созданию эмоционально-благоприятной атмосферы в детском саду как необходимое условие успешного внедрения ФГОС
16. Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
17. Конструктор «Куборо» как средство развития детей дошкольного возраста
18. Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества у детей 5-6 лет
19. Система работы с родителями по речевому развитию детей раннего возраста
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы