Адаптация детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности

 
 

Нечипурук Наталья Михайловна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ детский сад № 306 «Ласточка» г. Новосибирска

 

Адаптация детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения малыша в новую для него среду и приспособление к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стресс). Поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Как мы уже все знаем, дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, внушаемостью, их сосредоточение короткое, внимание малого объёма непроизвольно, и распределить его в силу возрастных особенностей они не могут. Поэтому организация внимания полностью зависит от внешних факторов, прежде всего от интереса ребёнка к объекту. От умения педагога создать условия для положительного эмоционального состояния детей зависит устойчивость внимания на занятиях. Для этого в своей работе я использую театрализованную деятельность.

Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника, создающего благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В современной педагогике театрализованная деятельность все чаще привлекается для решения адаптационных и коммуникативных задач, а детский театральный коллектив рассматривается как развивающая среда, средство образования, воспитания и психологической коррекции личности ребенка. Театрализованная деятельность таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.

В театрализованных играх дети получают яркие художественные впечатления, учатся внимательно следить за развёртывающимся сюжетом. У малышей появляется желание принять активное участие в действии.

Театрализованные игры способствуют развитию познавательной сферы детей раннего возраста: закрепляют знания о сезонных изменениях в природе, знакомят с домашними и дикими животными, учат бережно относится к игрушкам и т.д. Также в ходе театрализованной игры уделяется внимание физическому развитию детей: включению в них двигательных и общеразвивающих упражнений, привитию навыков правильной ходьбы и бега, умению пользоваться пространством всего группового помещения, развитию общей и мелкой моторики.

Игра – наиболее доступный ребёнку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроения. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития.

 

В двухлетнем возрасте малыши очень любят повторения, поэтому речевой, двигательный материал используется многократно. Театрализованные игры использую в течение дня во всех режимных моментах. Они позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка познать или узнать полюбившийся ему образ позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованные развлечения для малышей провожу согласно сетке занятий.

В театрализованных играх важен принцип психологической комфортности – это, прежде всего, создание условий, в которых дети чувствуют себя как «дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех и главное – ощущение радости, получение удовольствий от самой деятельности, что особенно важно в адаптационный период.

Сказки – это первые произведения, которые малыш слышит с самого младенчества. Сказку мы можем использовать не только тогда, когда мы читаем её малышу перед сном, но также использовать в воспитательных целях, где при прочтении воспитывать в ребенке все самое доброе. Когда место действия оказывается перед глазами, а персонажи в руках, сказка оживает без всякого волшебства. Я предлагаю ребенку разыграть сюжет, проговорить слова каждого действующего лица с разной интонацией. И если маленький сказочник захочет изменить характер своих героев или повернуть сюжетную линию совсем в другое русло, не спешу пресекать его творческие порывы.

Я думаю, что когда ребенок является пассивным слушателем, этого недостаточно для его полноценного развития. Он послушал, но не значит услышал. А когда он в сказку играет, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки он что-то вынесет для себя.

Таким образом, я считаю, что сказки дают прекрасную возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, учат детей передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимикой лица, учат детей работать в команде и договариваться.

Список использованных источников и литературы:

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2005.

3. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. – М.: Скрипторий 2003, 2006.

4. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.

5. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам. – М.: Просвещение, 2015.

6. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2001.

7. Рахно М.О. Домашний кукольный театр. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

8. Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. – М.: Мнемозина, 2005.

Количество просмотров: 8723  

Добавить комментарий

Target Image
1. Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка
2. Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
3. Роль праздника в формировании личности ребенка
4. Развитие речи и творческих способностей детей через театрализованную деятельность
5. Адаптация детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности
6. «День Дублера» как эффективная форма партнерских отношений с семьей
7. Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности
8. Театрализация как средство развития личности
9. Театральная деятельность как средство развития личности ребенка дошкольного возраста
10. Использование средств мини-музея для организации непосредственной образовательной деятельности в ДОУ
11. Включение родителей воспитанников в проектную деятельность как активных участников образовательного процесса в ДОУ
12. «Азбука безопасности»
13. Роль подвижной игры в жизни дошкольника
14. Применение мультипликации в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы