Роль праздника в формировании личности ребенка

 
 

Канина Инна Валерьевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 388 г. Новосибирска

 

Роль праздника в формировании личности ребенка

Детство и юность всегда называли праздником жизни. Время расцвета, пора мужания, годы открытия и познания мира, они несут в себе много яркого, незабываемого. Трудно представить себе жизнь детского коллектива без праздника.

В давние времена, когда люди еще жили в пещерах, они уже справляли праздники. В одной из пещер во Франции сохранилось изображение ряженного – в шкуре и в маске с рогами. И сегодня в Балканских селах на Новый год можно встретить очень похожие персонажи. Маска праздника прожила двадцать пять тысяч лет. Она возникла, когда люди еще не умели шить одежду, приручать животных, и она жива в нашу научно-техническую эпоху.

Человеческая память коротка. Но есть еще и другая память, она называется культурой. Культура сохраняет правила, обычаи, традиции. В образах праздника передается информация о чрезвычайно важных вещах, тайна которых давно утеряна. И, отмечая календарный праздник, люди часто не знают причин, побуждающих их вести себя именно так, а не иначе: почему на Троицу, например, наряжают березку, а на Масленицу сжигают чучело и пекут блины, почему вешают на елку золотые шары и маленькие игрушки, почему зажигают на ней огни и зачем покупают бумажные маски. Мы собираемся за праздничным столом в Новогоднюю ночь и с волнением ждем боя курантов. Вот пробил двенадцатый удар... С Новым годом!

В разных уголках нашей земли живут придания о чудесном мировом дереве: произрастает оно во Вселенной, соединяя собой три мира – Верхний, Средний, Нижний. На его вершине сияют звезды, в ветвях поют птицы, у корней пасется скот и живут люди, а под корнями гнездятся змеи. Таков миф о мировом дереве. Миф – это сказание о том, как устроен мир, Вселенная, как начиналась жизнь на Земле и как развивалась природа. В мифе земля, небо, вода одушевлены, у них есть лица и имена. Миф – самая первая форма коллективного творчества людей. Это первый сценарий. В определенный день община разыгрывала представление – ритуал, предназначавшийся духам и божествам Вселенной, чтобы они были добры к земле и ее обитателям.

Со временем ритуальные действа утрачивают магический смысл. И хотя календарный праздник заставляет людей сохранять изначальный порядок событий, драматургию, костюмы и предметы ритуала, теперь все проигрывается иначе: там, где в ритуале приносилась жертва, ее заменяют куклой, а человек лишь изображает, что он убит. Это уже обряд. В ритуале – обращение к богам, а в обряде – воспоминание об этом, боги уже забыты. Иногда забывается и обряд, а остается лишь игра, вроде Деда с козой – популярной парой ряженых, участвующих в зимних Святках.

Следы ритуала и обряда можно отыскать и в детских играх. Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками.

Очень хорошо, если детский праздник начнется с игр. Это поможет детям включиться в атмосферу праздника.

Для многих игр детям необходимо «посчитаться». Придумано очень много различных считалок.

Например:

Аты-баты – шли солдаты,

Аты-баты – на базар.

Аты-баты – что купили?

Аты- баты – самовар.

Аты-баты – сколько стоит?

Аты-баты – три рубля!

Аты-баты – кто выходит?

Аты-баты – это я!

 

Стакан, лимон

Выйди вон!

Налей воды,

Выйди ты!

 

Катился горох по блюду,

Ты води, а я не буду.

Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые тоже создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды. Например, игроки выбирают путем считалки сначала двух детей, а они, договорившись, кто из них как будет называться, встают в пару и, подняв вверх соединенные руки, образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят или пробегают эти воротца. Последнего ворота задерживают: игроки опускают руки и тихо спрашивают:

Конь вороной остался под горой,

Выбираешь какого коня?

Сивого или златогривого?

Играющий встает позади того, кого выбрал. Таким образом все дети делятся на две команды и начинается игра.

Мы должны помнить, что в развитии и воспитании детей огромная роль принадлежит именно играм. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготовительный период к более высокой стадии развития. Особое место среди игр занимают те, которые создаются самими детьми. Мы не должны забывать о них и на детском празднике, так как подобные игры наиболее полно формируют личность ребенка. Мы также должны всегда помнить о том, что игра – самостоятельная деятельность ребенка, в которой он, возможно, впервые, вступает в общение со сверстниками. Готовясь к празднику, мы должны дать ребенку выбрать игру, самому организовывать ее. Не следует забывать при подборе игр о том, что в игре умственная активность детей всегда тесно связана с работой воображения. Каждый ребенок должен войти в роль и самостоятельно найти средства для ее исполнения. Особенно хорошо эти качества проявляются в таких играх, как «Фанты», «Оживи игрушку» и другие.

В процессе игры взрослые должны внимательно следить за детьми, ведь далеко не все умеют считаться с мнением остальных, справедливо решать споры, но почти каждому ребенку хочется быть лидером. Правильно организуя игры, мы можем помочь каждому ребенку найти свое место в коллективе, воспитать в нем скромность. Мы не должны забывать, что каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе. Особого внимания требуют робкие, неуверенные в себе дети, которые из-за этого кажутся лишенными инициативы. Часто подобные качества ребенка объясняются тем, что ему сложно войти в компанию других детей, а взрослые не пытаются помочь ему в этом, не знают его интересов. Если такой ребенок находит поддержку взрослых, он преображается и может стать одним из самых активных членов детского коллектива. Некоторые сложности могут возникнуть и с излишне бойкими, самолюбивыми, смелыми детьми. Часто именно они становятся заводилами игр, а остальные им охотно подчиняются. Поддерживая их организаторские способности, необходимо воспитывать в них привычку считаться с другими людьми.

Надо помнить, что активные подвижные игры должны сочетаться со спокойными развивающими играми с использованием загадок, пословиц, скороговорок, песенок-потешек и др. Это поможет избежать излишней усталости детей, сохранить их хорошее, бодрое настроение.

Правильно проведенный праздник надолго запомнится как родителям, так и детям. Сложно забыть мгновения настоящего счастья и радости, которых не так много в жизни каждого из нас. Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя он может стать другим и даже справляться по совсем иному поводу, остаются и праздничная радость, и особое волнение, и чувство необычайности этого дня.

В праздниках заложено начало искусства и литературы. От мифа родилась поэзия, от ритуала и обрядов – театр. Обряды родственны театру, но они так и оставались как бы вне развития, бесконечно разыгрывая один и тот же сюжет, и только в Греции из праздника родился театр, развившийся впоследствии в самостоятельный вид искусства.

Список литературы:

1. Генки Д.М. Массовые праздники. М.: Просвещение, 1975.

2. Кенеман А.В. Детские народные подвижные игры. М.: Просвещение, 1995.

3. Миловский А. Песнь Жар-птицы. М.: Детская литература, 1987.

4. Степанов М. Народные праздники на Святой Руси. М.: Просвещение, 1991.

Количество просмотров: 7701  

Добавить комментарий

Target Image
1. Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка
2. Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
3. Роль праздника в формировании личности ребенка
4. Развитие речи и творческих способностей детей через театрализованную деятельность
5. Адаптация детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности
6. «День Дублера» как эффективная форма партнерских отношений с семьей
7. Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности
8. Театрализация как средство развития личности
9. Театральная деятельность как средство развития личности ребенка дошкольного возраста
10. Использование средств мини-музея для организации непосредственной образовательной деятельности в ДОУ
11. Включение родителей воспитанников в проектную деятельность как активных участников образовательного процесса в ДОУ
12. «Азбука безопасности»
13. Роль подвижной игры в жизни дошкольника
14. Применение мультипликации в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы