Новосибирский дом моделей: манекенщицы и их Эталон

 
 

Голодяев Константин Артёмович,

научный сотрудник МАУК «Музей Новосибирска»

 

Новосибирский дом моделей: манекенщицы и их Эталон

Опубликовано: Голодяев К.А. «Царица театра» // Сибирячки в историческом процессе: Литературно-краеведческий сборник. Серия Альманах Земляки. Новосибирск: Масс-медиа-центр», 2019. 400 с. Стр. 77-81.

Быть тенью большого художника могут многие, но не у всех получается одновременно быть и личностью полной, самодостаточной. Валентина Эдуардовна Грицюк, супруга знаменитого сибирского художника Николая Демьяновича Грицюка. Она написала о нём книгу, дала о нём множество интервью, но в то же время сама эта женщина всегда олицетворяла собой моду, стиль, красоту.

Они познакомились в Москве, во время учёбы в Московском текстильном институте, жили в одном общежитии. Валентина Эдуардовна признавалась, что «после тех красавцев, в которых я влюблялась, он решительно не мог произвести впечатления. Но Коля позвал меня посмотреть его работы…» [3]. И она влюбилась именно как в художника. И следовала за ним. «Ещё в юности я была «отравлена» его творчеством… Он сразу стал меня «воспитывать», мне нравился Шишкин, а он говорил «фу!» и тащил к Врубелю, Левитану и Крамскому, приговаривая, «посмотри, вот это живопись». Николай был старше на 5 лет, прошёл всю войну, был боевым офицером, и спорить с ним хрупкой девушке было бесполезно.  Он «создавал» себе жену, творил «как поддержку и твердый тыл, чтобы он мог спокойно работать». И их любовь была также чиста и радужна как весенние краски. «Мы ведь не могли тогда ни наглядеться, ни надышаться друг на друга», – вспоминает Валентина Эдуардовна. Она всегда признавала его приоритет – «свое теперешнее существование оправдываю преданностью своему мужу» [4].

В 1949-м поженились, ещё студентами. После института работали в Ленинградском Доме моделей, работали в журнале мод. Осенью 1952 года Грицюки переехали в Новосибирск. Здесь, в Черепановском районе, до войны жили родители Николая Демьяновича, отсюда он призывался на срочную службу в армию. В Новосибирске оба устроились на работу также в Дом моделей. Молодой семье пообещали квартиру.

В нашем Доме моделей (НДМ) Николай Демьянович работал художником. А в остальное время рисовал. Очень много. По всему Новосибирску. Многие вспоминают его самодельный фанерный домик с окнами на каждую сторону, поставленный на лыжи. Идёшь по улице – стоит будочка на лыжах – значит, Грицюк рисует.

В 1957 году Н. Д. Грицюк покидает Дом моделей. К тому времени он уже стал членом Союза художников СССР и мог зарабатывать только творчеством. Хотя слово «зарабатывать» здесь, наверное, не уместно. Темп и количество его работ били все рекорды. А картины свои Николай Демьянович большей частью дарил. С безоглядной щедростью – друзьям, знакомым, просто понравившимся людям. Именно с щедростью, поскольку как вспоминает супруга: «у него было четкое мнение о себе и своих работах. Он знал себе цену» [5].

Тогда же, в 1957-м Николю Демьяновичу предоставили квартиру в знаменитом стоквартирном доме Крячкова по Красному проспеку, 16. Валентина Эдуардовна Грицюк очень любила этот дом и свою квартиру: «лично я отношусь к этому дому, как к человеку. Как я если бы была влюблена в мужчину – так я влюблена в наш дом».

В годы Великой Отечественной войны в той же квартире № 80 жил знаменитый дирижер  Симфонического оркестра Ленинградской филармонии Евгений Александрович Мравинский. В доме бывало множество знаменитых гостей – Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, журналист Замира Ибрагимова. И, конечно, никто не уходил от Грицюков без сытного ужина от хозяйки дома и без картины от хозяина. Оставляя взамен свои строки.

 Н. Грицюку

Мне – не-стрелю и акыну –
Многим в пику, в назиданье,
Подарили вы картину
Без числа и без названья.

Что на ней? Христос ли, бес ли?
Или мысли из-под спуду?
Но она достойна песни.
Я надеюсь, песни будут.

1961
(В. Высоцкий)

Песенка о художнике Пиросмани

(Николаю Грицюку)
Что происходит с нами,
когда мы смотрим сны?
Художник Пиросмани
выходит из стены,
 
из рамок примитивных,
из всякой суеты
и продает картины
за порцию еды.
 
Худы его колени
и насторожен взгляд,
но сытые олени
с картин его глядят,
 

красотка Маргарита
в траве густой лежит,
а грудь ее открыта –
там родинка дрожит.
 
И вся земля ликует,
пирует и поет,
и он ее рисует
и Маргариту ждет.
 
Он жизнь любил не скупо,
как видно по всему...
Но не хватило супа
на всей земле ему.
1964

(Б. Окуджава)

А сама искусствовед Валентина Эдуардовна Грицюк ещё долгие годы проработала в Новосибирском Доме моделей. Нужно отметить, что это предприятие, организованное в 1948 году, развивалось очень активно. В 1949 году в коллектив пришла ленинградка Лидия Яковлевна Скурьят, сначала главным инженером, потом заведующей производства и художественным руководителем. Она заложила высокую планку качества работы,  методический кабинет с уникальной библиотекой раритетных художественных изданий [6].

В 1950-е Дом моделей выпускал цветные сезонные «Альбомы мод НДМ»,  а позже журнал с выкройками.  Этим тоже занимались Грицюки.

Высокий творческий и культурный потенциал вскоре вывел НДМ на третье место в СССР (после Москвы и Ленинграда). Причём показы мод проводились не только в городе, но и на селе. По сохранившимся воспоминаниям на первые показы выезжали на небольшом автобусе «ПАЗ», который мог поместить только людей, а багаж, в том числе большой деревянный короб с костюмами, плёлся сзади на телеге, запряжённой лошадью.

Валентина Эдуардовна работала как раз ведущей показов и руководителем цеха манекенщиц, которых поначалу называли «демонстраторами одежды». Их находили как среди молодых актрис местных театров, так и среди модниц на стиляжном «бродвее» (нечётная сторона Красного проспекта между ул. Ленина и Октябрьской). И с дисциплиной в те времена было серьёзно. На одном из комсомольских собраний с поэтической темой – «О весне и девушках» выступления были абсолютно лишены романтизма: «Манекенщицы вольно ведут себя на показах, а также на улицах» [2].

Валентина Эдуардовна пользовалась в коллективе большим уважением. Эта элегантная и обаятельная женщина была строга и одновременно совершенно спокойна. Например, как вспоминают коллеги, практиковала утреннею встречу манекенщиц. Уже в 8-30 она стояла на проходной с часами в руке. Опаздывать было не принято, но повышать голос начальнице не приходилось. Достаточно было одного взгляда [1].

Городские показы стали достопримечательностью Новосибирска. Их проводили специально для зарубежных гостей. Пока мужья, приехавшие в официальных делегациях, посещали промышленные предприятия, ГЭС, Академгородок, их супругам показывали советскую и сибирскую моду. На таких закрытых показах побывали г-жа Тельма Никсон, иранские принцессы династии Пехлеви и многие другие иностранные гости.

Показы всегда вела Валентина Эдуардовна. Она представляла каждую модель, рассказывала о современных тенденциях и направлениях моды. Эта худенькая, элегантная женщина с простой прической и неяркой косметикой сама казалась Эталоном моды и красоты. Надо ли говорить, как внимали её словам заинтересованные слушатели. Делали пометки в своих блокнотиках.

В сентябре 1966-го оборудовали новый демонстрационный зал, а в 1969 НДМ переезжает на Красный проспект, занимает дом № 49.

Создавались также творческие коллекции, которые были необходимы для прогнозирования моды. С 1973 года модели НДМ экспонировались в 18 станах мира, где завоевали немалое количество международных наград. Сибирские манекенщицы и их неизменная ведущая представляли красивое лицо моды зрителям Франции, Дании, Бельгии, Англии, Турции, Ирана, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Польши, Индии, Австрии. В 1977 и 1985 годах НДМ работал на международной Лейпцигской ярмарке в ГДР, в 1987-м проводил показы в Дели (Индия), в 1988-м в Вене (Австрия), в 1990-м в Пекине (Китай), в 1991-м в Саппоро (Япония). Стали практиковаться показы совместно с иностранными партнёрами.

Коллекции неоднократно экспонировались в Москве, на главной выставке страны — на ВДНХ. В 1985-м большой успех имел показ во Всесоюзном институте легкой промышленности. Коллекция весенне-летнего сезона поразила москвичей частью «Сибирские узоры» – образцами одежды с национальным орнаментом алтайских и северных народов и частью «Фестиваль» – моделями для молодёжи художников А. Сивковой и И. Вагиной [6]. На 1-м всесоюзном фестивале «Мода – 1987» НДМ занял призовое место и получил диплом «За высокий профессионализм и творческий поиск». В 1990-м в Москве на фестивале «Российский текстиль» призовое место заняла «Белая коллекция» М. Еремеевой.

К 40-летию организации, 26 апреля – 26 мая 1988 года в Картинной галере Новосибирска прошла выставка «от эскиза к модели», которую подготовила старший художник Маргарита Тотменина. Среди экспонатов особенно была отмечена серия А. Зиньковской «Русь». В этих выразительных моделях в различных силуэтных формах явно просматривались народные традиции, мотивы старинных игрушек, деревянной резьбы. Помимо собственно костюма, НДМ выставил на выставке и станковые произведения: акварели Н. Захаровой, графику Н. Капцовой, натюрморты Л. Казаковцевой, макраме Т. Неделько.

Специалисты НДМ участвовали в различных городских и областных выставках творческих работников, а также в Ленинграде, Москве, других городах СССР. Неоднократными призерами становились художники Э. Мальцев, С. Овчарук, Н. Захарова, Н. Раковская, Е. Веденяпина, матера детских моделей М. Катковская, Т. Козырева, В. Толстых, Ю. Пазенкова.

Показы моделей собирали аншлаги в демонстрационном зале самого НДМ, в зале Дома быта, даже на предприятиях, в институтах и сёлах. Они были активным пропагандистом современной моды, культуры одежды.

В магазинах практиковались торговые показы. Так в ЦУМе и других крупных магазинах специалистами НДМ неоднократно предлагался «подбор ансамблей из имеющихся в продаже швейных изделий, головных уборов, обуви, сумок и шарфов и др.». Проводились показы по телевидению, фотосъёмки для разных журналов СССР, для рекламных плакатов, для иностранных журналистов, модельеры и художники выступали на радио, рассказывали о тенденциях развития моды в печати.

Зимой делали коллекции летние, а летом зимние. Дефиле  (демонстрация строя) ставила известнейший позднее режиссер Людмила Селютина – учила ходить по подиуму, поворачиваться, кружиться, даже пуговицы правильно расстегивать – снизу вверх. Причём манекенщиками работали не только штатные сотрудники, но и приходящие: даже из школы и детского сада. Так, через Валентину Эдуардовну пришёл в профессию и известный ныне художник-модельер Виктор Феоктистов. Как-то она позвала его для показа детских моделей, позвонила его маме: «Пусть ваш Витюшка придет, нужно примерить костюм, а за это получит 50 копеек». Уйти оттуда будущий кутюрье уже не смог.

Манекенщица Наталья Доценко (Ткачук), проработавшая в НДМ 34 года, вспоминает: «Самое главное в работе манекенщицы – завоевать расположение людей, желание работать с тобой, любовь, если хотите. А сделать это в женском коллективе, поверьте, очень сложно… Дисциплина была железная. За опоздание, прогулы, несоответствие профессиональным требованиям, например, набор веса – увольняли» [1].

«Мы делали себя сами: занимались спортом, много бегали, качали пресс, искали свою манеру держаться на подиуме, свой грим, свою прическу. Все сами!..» – рассказывает Доценко. «Все фарцовщики города несли все лучшее нам. Носилось все это только на подиуме, в обычной жизни нам не хотелось выделяться, мы не кичились своей избранностью – это была просто наша работа», – рассказывает её коллега Ирина Авхимович [1]. Это позже уже манекенщицам стали выдавали дефицитные колготки (пять пар в месяц), специально для них шили обувь, и даже иногда можно было по себестоимости выкупать вещи из сезонной коллекции.

Быть манекенщицей непросто – «продукт скоропортящийся». Мало того, что при небольшом окладе (75–85 рублей в месяц) необходимо «выглядеть» и следить за весом, так и публика этих худых, длинноногих девушек воспринимала не всегда адекватно. «Наша профессия в то время считалась престижной, но не очень приличной. К вахте то и дело подходили мужчины, которые знакомились на улице с «манекенщицами».  Нас за такое поведение сразу бы уволили», – рассказывает Наталья Минаева [1]. При провинности можно было вылететь вовсе или оказаться в цеховых манекенщицах «на конструкциях» для разработки моделей.

Кроме того, НДМ регулярно проводил лектории, организовывал для школ и училищ, вузов и предприятий специальные экскурсии по своим цехам.

В 1990-х годах к нам в Новосибирск стал регулярно приезжать искусствовед, историк моды Александр Васильев. Он часто бывал в доме на Красном у Грицюк, делился соображениями, консультировался.

Валентина Эдуардовна была не только женой Художника, она была Художницей сама и матерью ещё двух художников Анатолия и Тамары.

Летом 2011 года в Новосибирское отделение Союза художников на прощание с Валентиной Эдуардовной Грицюк пришёл весь цвет театра и кино, журналистики и литературы, и, конечно же, художники. Она пережила супруга на 35 лет, но и сегодня их как бы композиционно объединяет камень, разломленный на 2 половины.

Литература

  1. Богомолова Л.  Бабушки новосибирской моды. [Электронный ресурс] // Женский день. URL:  https://www.wday.ru/moda-shopping/style/babushki-novosibirskoy-modyi/ (дата обращения 13.02.2019).
  2. Государственный архив Новосибирской области. Ф. П-230. Оп.1. Д. 505. Лл. 3, 7
  3. Ибрагимова З. М. Грицюк Николай Демьянович // «Созидатели»: очерки о людях, вписавших свое имя в историю Новосибирска. Т. I. С. 121-132. Новосибирск: Клуб меценатов, 2003. – Т.1. - 512 с.
  4. Картины, достойные песен // Газета «Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области» № 10. 16.02.07
  5. Качан М. С. Мой Академгородок, 1966  [в 3-х ч.]. Сакраменто: Create Space, 2015 - ч. 3. – 2015. – 283 с.
  6. Ужова Г. Дом моделей на Красном проспекте // Газета «Советская культура», №  38. 28.03.1985. С. 3.
Количество просмотров: 5364  

Добавить комментарий

Target Image
1. Юбилей деревни Бугры ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Лазарет концентрационного лагеря для военнопленных в Ново-Николаевске ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Речной вокзал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Ядринцевский провал ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Памяти культуры левого берега. История снесенного ДК Клары Цеткин ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
6. «Я был везучий». Александр Александрович Шеслер о судьбе семьи поволжских немцев во время Второй мировой войны ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
7. «Мой любимый Борис…». Софья Борисовна Добрякова о муже и его преданности медицине ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
8. Вьюны: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
9. Звёздный ребёнок – бердский уроженец Иннокентий Маштаков ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
10. Студенческая жизнь в Новосибирске 1960-х и 1990-х годов (вспоминают Г. А. Борзенкова и С. В. Шатохин) ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. 105-я школа – место памяти о Героях Отечества ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Воспоминания Л. В. Чердынцевой о школьной жизни ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
13. «Меня перевели в третий отряд». Воспоминания мамы о поездке в пионерский лагерь ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
14. Гутово: развитие старожильческого поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
15. Мукомолы Луканины ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
16. «Два капитана», Арктика и… Новосибирск? ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
17. От Закаменки к Центру: о проектировании и строительстве железобетонного моста через р. Каменку в Ново-Николаевске ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
18. «Закваска» изобретателя. С. П. Скорняков о роли школьных и студенческих лет в своем профессиональном становлении ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
19. Казачий Мыс: развитие поселения во второй половине XIX – первой трети XX века ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
20. «Последняя поездка, завтра точно уволюсь», или короткая история о том, как работали кондукторы товарных поездов в Сибири 1940-х годов ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023

Страницы