Деловая игра как форма развития критического мышления для старшеклассников

 
 

Бицко Наталья Николаевна,

методист высшей квалификационной категории

отдела научного творчества и интеллектуального проектирования

МАУ ДО ДТД УМ «Юниор» г. Новосибирска

 
 
 

Калинина Ирина Валерьевна,

методист научно-методического отдела,

руководитель сектора медиаобразовательных проектов

МАУ ДО ДТД УМ «Юниор» г. Новосибирска,

магистр медиаобразования

 

Деловая игра как форма развития критического мышления для старшеклассников

Умение критически работать с огромными потоками информации, которые всё больше окружают нас в повседневной жизни, становится одним из самых важных в современном мире. Критическое мышление – это способность ставить под сомнение получаемую информации, проверять ее, копаться в источниках (проверяя и их достоверность, разумеется), задавать вопросы, сравнивать с уже известными данными. Современному человеку очень трудно разобраться в огромном количестве получаемой информации и отличить, где правда, а где, возможно, проплаченная ложь.

В настоящее время большое внимание уделяется работе с одаренными детьми, созданию условий, обеспечивающих их выявление и развитие. Одной из приоритетных задач является развитие интеллектуальных способностей учащихся. Одаренные дети – категория, которая нуждается в особом внимании со стороны окружающих. Необходимо повышать уровень их критического мышления, т.к. эта категория детей особо ранима при соприкосновении с несправедливостью мира. Сейчас нас окружает огромное количество средств массовой информации и массовой коммуникации, и задача взрослых не только оградить ребенка от негативной информации, но и научить его правильно воспринимать эту информацию. Мы, к сожалению, не всегда можем отследить, какой контент потребляют наши дети, и поэтому обязательно нужно научить их скептическому отношению ко всему увиденному и услышанному, т.е. критическому мышлению при работе с информацией.

«Медиаполис: в эпицентре развития критического мышления» – именно так называлась деловая игра для старшеклассников, которая прошла в рамках проведения старт-сессии Новосибирских научных обществ учащихся «Сибирь» 18 октября 2019 года в концертном зале Дворца творчества детей и учащейся молодежи «Юниор». Игра организована специалистами отдела научного творчества и интеллектуального проектирования ДТД УМ «Юниор» (руководитель отдела – Татьяна Викторовна Бодня) при участии руководителя сектора медиаобразовательных проектов Дворца творчества Ирины Валерьевны Калининой и команды преподавателей и студентов кафедры журналистики Новосибирского государственного педагогического университета (заведующая кафедрой – Елена Вениаминовна Евдокимова) под руководством автора игры, кандидата наук, доцента, тьютора образовательной программы «Педагогическое образование. Медиаобразование» Ирины Геннадьевны Катеневой.

В игре участвовали команды из 22 образовательных организаций города Новосибирска: МБОУ СОШ № 179, МБОУ СОШ № 40, МБОУ СОШ № 141, МБОУ СОШ № 202, МБОУ СОШ № 179, МАОУ СОШ № 214, МБОУ СОШ № 2, МБОУ СОШ № 199, МБОУ СОШ № 188, МБОУ СОШ № 189, МБОУ СОШ № 89, МБОУ СОШ № 100, Лицей № 81, Гимназия № 12, Гимназия № 7, Гимназия № 17, Гимназия № 16 «Французская», МАОУ ИЭЛ, МБОУ «Технический лицей при СГУГиТ», ЭКЛ, ОАНО СОШ «Веритас». Команда состояла из 6 старшеклассников – участников школьных научных обществ.

Для подготовки к игре участникам предлагалось ознакомиться с литературой по данной теме:

1. Грант. Д. Не верю! Как увидеть правду в море дезинформации. М., 2017.

2. Левитин Д. Путеводитель по лжи. Критическое мышление в эпоху постправды. М., 2018.

3. Журналистская энциклопедия Новосибирской области. Новосибирск, 2008.

4. Упражнения для тренировки критического мышления на сайте https://medianavigator.org/ (Международная лаборатория медиаграмотности).

Квиз «Медиаполис: в эпицентре критического мышления» разработан с учетом требований к формированию soft-skills (работа с «4к» – коммуникативность, креативность, критическое мышление, командная работа) и с использованием активных методов обучения. Критическое мышление – это не просто широкий кругозор и здоровое любопытство, это инструмент, необходимый для ориентации в современном информационном потоке и информационном шуме социальных сетей. Попадая в мир медиа, представители молодого поколения часто становятся объектами манипуляции и получателями фейковых новостей.

В рамках игры школьники и студенты (которые выступали в роли тьюторов) смогли не только узнать основные принципы проверки информации, но и стать участниками эксперимента по расшифровке текстовых и визуальных фейков.

Основная форма игры – интеллектуально-творческая битва в виде квиза, состоящего из шести блоков:

В первом блоке «Майнд-фитнес» (согласно данным «Атласа профессий будущего» в 2030 году одной из востребованных специальностей станет тренер по майнд-фитнесу, то есть специалист, который разрабатывает программы по развитию когнитивных навыков) участникам игры нужно было ответить на вопросы об интересных фактах из жизни современных медиа: кто придумал слово «журналюга»; в чем заключается особенность обложки журнала Royal Report, годовая подписка на который стоит 229 тысяч долларов и др.

Второй блок игры был посвящен проверке критического мышления участников, им предлагалось сыграть в игру «Верю – не верю». Вопросы также были связаны с миром современных медиа, например: 1. В европейских и американских СМИ 70% спортивных новостей пишут роботы. 2. Погода является самым востребованным информационным поводом, к которому обращаются журналисты всего мира. 1800 гроз бушует где-то в мире, пока вы читаете этот текст.

Участники игры на собственном опыте почувствовали, как работает прием «иллюзия мнимого выбора» (все утверждения оказались правильными). Во время подведения итогов этого раунда были расшифрованы особенности использования данного приема в других сферах в жизни, в том числе в сфере маркетинга. 

В третьем блоке по инфоориентированию участники школьных научных сообществ попробовали ответить на вопросы, которые в свое время оказались сложными для игроков проекта «Что? Где? Когда?»: Уровень воды в пресноводном озере Баринго в Кении в самые жаркие дни не опускается, а поднимается. Из-за чего это происходит? На языке древних славян «вель» означало «много», а «блудь» – «ходить». Кто, с точки зрения наших предков, был «многоходящим»?

Собранные и внимательные команды смогли найти подсказки в самих вопросах (правильный ответ был изображен на иллюстрации, сопровождающей вопрос). Таким образом была проиллюстрирована работа приема «игнорирование подсказок», который часто используют создатели фейков. Был и раунд с «черным» ящиком: нужно было угадать прототип известного новосибирского памятника (о нем писали многие СМИ), посвященного семейному достатку. Им оказалась обычная кастрюля. Сам памятник стоит в парке «Березовая роща».

Также участники квиза попробовали разгадать мемы-ребусы (фотожаба, фактчекер, кликбейт) и дать им определение.

Пятый блок проверял уровень креативности участников и умение выполнять творческое задание в команде: нужно было написать кликбейтный заголовок для городской новости о сборе мусора.

Шестой блок игры был посвящен разбору фактоидов (сообщений, принимающих вид фактов). Представителям научных сообществ нужно было найти фактоид, представленный на одном из слайдов презентации в течение всего квиза.

Ответы команд оценивало компетентное жюри, в состав которого вошли профессионалы в сфере медиаобразования и работы с информацией: заведующая кафедрой журналистики НГПУ, к. п. н. Елена Вениаминовна Евдокимова; доцент кафедры журналистики, к. ф. н. Лилия Николаевна Кислая; доцент НГПУ, к. соц. н. Наталья Владимировна Федорова; доцент НГПУ, к. и. н. Татьяна Владимировна Мжельская; доцент кафедры журналистики, к. соц. н. Аркадий Маратович Пазовский.

Игра сопровождалась специально подготовленным медиаконтентом, который показывался на большом экране и содержал много интересных вопросов, событий, фактов.

  

По итогам игры все команды получили сертификаты участников, блокноты с символикой игры и призы.

Само событие также стало актуальным информационным поводом для начинающих журналистов – по итогам игры студенты первого курса НГПУ по специальности «Журналистика» Диана Джафарова (текст) и Матвей Иванов (фото) подготовили журналистский материал для публикации на информационном портале НИОС и сайте ДТД УМ «Юниор». Своими впечатлениями поделились участники и организаторы игры:

«Несмотря на то, что я и не планирую связать свою жизнь с журналистикой, эта игра оказалась для меня полезной, – делится впечатлениями Богдан Бобров, ученик 11 класса школы № 100. – Она помогла мне узнать много нового и познакомиться с интересными людьми».

«Игра удивила меня переплетением тем и легкой подачей материала, – объясняет София Разникова, ученица Новосибирской классической гимназии № 17. – Здесь гармонично соединились понятия современной журналистики и познавательные общественные факты, быстрая смена блоков-заданий не давала заскучать. Мы смогли применить уже ранее полученные знания по кликбейту и навсегда запомнили, что обязанность каждой стюардессы оставлять «сменку» в сейфе отеля, чтобы потом не забыть там же документы. По итогам мероприятия мы с командой получили заряд позитива, здорово посмеялись, проверили свое критическое мышление и поняли, что для решения порой самых сложных проблем необходимо просто посмотреть на них под другим углом».

«Критическое мышление – это не просто широкий кругозор и здоровое любопытство, – комментирует автор и ведущая игры, доцент кафедры журналистики НГПУ Ирина Геннадьвена Катенева. – Это необходимый инструмент для ориентации в современном информационном потоке и информационном шуме социальных сетей. Попадая в мир медиа, мы часто становимся объектами манипуляции и получателями фейковых новостей. В рамках этой игры школьники и студенты, которые вступали в роли тьюторов, смогли не только узнать основные принципы проверки информации, но и стать участниками эксперимента по расшифровке текстовых и визуальных фейков».

Игра очень понравилась не только участникам, но и педагогам, а полученная информация будет полезна всем в дальнейшей жизни. Ребята узнали много нового, научились правильно воспринимать полученную информацию, проверили свое критическое мышление и получили большой заряд веселого настроения.

При подготовке статьи использованы материалы: студентов 1 курса НГПУ по специальности «Журналистика» Дианы Джафаровой (текст), Матвея Иванова (фото),
доцента кафедры журналистики НГПУ, к. ф. н. Ирины Геннадьевны Катеневой (описание игры)

Количество просмотров: 2837  

Добавить комментарий

Target Image
1. Использование современных медиаформатов при изучении предмета «История»: разбор фильма ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Медиатизация истории как профессиональный и творческий путь юнкора ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
3. Фактор семьи и «особенное» медиаобразование ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
4. Медиапроект «Творительный падеж» как платформа для социализации и самоопределения школьников ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
5. Создание медиапространства в сельской школе как средство становления личности обучающихся ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
6. Медиа и образование: новый подход к домашним заданиям по русскому языку и литературе ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
7. Факультативные занятия по журналистике для обучающихся специализированного учебного заведения ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
8. Лаборатория проектных решений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
9. «Фотодайвинг»: как погрузить школьников в мир фотожурналистики ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
10. Использование социальной сети «ВКонтакте» для создания партнерских отношений с родителями воспитанников дошкольных образовательных учреждений ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
11. Наставничество как преодоление «кризиса мастерства» медиапедагога в системе дополнительного образования детей ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
12. Дополненная реальность как аттракционный компонент мерченговой продукции ВЫПУСК №108-109, Октябрь 2023
13. Школьные медиа как инструмент гражданско-патриотического воспитания: инструкция для применения начинающему руководителю пресс-центра ВЫПУСК №106, апрель 2023
14. Социальное погружение, или Вальдорфская журналистика ВЫПУСК №105, февраль 2023
15. Опыт создания и использования анимационных короткометражных учебных фильмов при обучении шахматам детей дошкольного возраста (на примере сериала «Обезьянка Молли учится играть в шахматы») ВЫПУСК №105, февраль 2023
16. Телевидение стало ближе: создание детской телевизионной передачи «Волшебный ключик» на базе детского сада № 389 как средство развития и воспитания дошкольников ВЫПУСК №105, февраль 2023
17. Роль медиасредств в эффективном обучении шахматному искусству детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
18. Паблик детского центра развития как канал коммуникации с семейной целевой аудиторией и медиаобразовательная площадка ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
19. Детская киностудия как средство развития творческого потенциала дошкольников ВЫПУСК №104, Декабрь 2022
20. Создание литературного сквера «Дни Сибири» как важный воспитательный итог школьного исследовательского проекта по журналистике ВЫПУСК №102-103, октябрь 2022

Страницы