Формирование лидерских качеств старших дошкольников через развитие речевых компетенций

 
 

Лапичева Марина Сергеевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ д/с № 7 г. Новосибирска

 

Формирование лидерских качеств старших дошкольников через развитие речевых компетенций

В любом обществе, в любой организации для успеха любого дела необходимы лидеры. Основные лидерские качества базируются на умении эффективно взаимодействовать с окружающими.

Лидерские навыки, как и речевые компетенции, начинают свое формирование в детском возрасте. Задача современной системы образования уже на начальном этапе заложить в ребенке уверенность в своих силах, в своей успешности, которые помогут ему в дальнейшем найти свое место в обществе, а возможно и стать лидером.

Лидер – это человек, который способен вести за собой других людей, принимать решения и брать на себя ответственность. Многие родители хотят воспитать из ребенка именно такого лидера.

Эти же качества указаны в целевых ориентирах реализации ООП ДО, в соответствии с ФГОС ДО (П. 4.6.):

– ребёнок ...проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности…;

– способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

– ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

– ребёнок обладает развитым воображением…;

– ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;

– ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками…

В то же время вышеперечисленными лидерскими качествами обладают лишь 17 % детей из опрошенных в ходе анкетирования 83 родителей. Тем не менее большинство родителей хотели бы видеть своего ребенка именно таким.

По результатам педагогического мониторинга индивидуального развития детей была выявлена одна из главных причин, препятствующих формированию лидерских качеств дошкольников – это недостаточный уровень владения речевыми компетенциями детей у 62% детей.

Данное обстоятельство является особенностью контингента детей нашего ДОУ. По заключениям территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, 78 детей 4-7 лет имеют статус ОВЗ. Из бесед с родителями и анкетирования выявилась проблема дефицита общения членов семей с детьми. 80% опрошенных родителей отметили, что в вечернее время после детского сада дома дети от тридцати минут до одного часа заняты просмотров мультфильмов, а в выходные дни это время увеличивается в 2-3 раза. Постоянная занятость взрослых, в том числе общением в социальных сетях, уменьшает возможность общения с детьми в ходе интересных занятий, прогулок, активного отдыха.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что многие родители хотели бы видеть своих детей успешными лидерами, но недостаточный уровень развития речи дошкольников, нехватка времени у родителей на общение с детьми и их некомпетентность в вопросах формирования лидерских качеств мешает в достижении поставленной цели.

Для решения обозначенной проблемы педагогами был разработан и реализован проект «Развитие речевых компетенций дошкольников как важное условие для формирования лидерских качеств», с которым педагоги нашего детского сада стали лауреатами XI городского конкурса проектов «Инновации в образовании» в номинации «Воспитание талантов и лидеров».

Цель проекта: формирование лидерских качеств старших дошкольников через развитие речевых компетенций. Проект реализуется по трем направлениям: дети, родители, педагоги. Каждое направление имеет свои задачи, методы реализации, результаты. Совокупность отдельных результатов составляет общий конечный результат проекта в целом.

В ходе проекта были проведены:

– семинар-практикум по теме: «Формирование лидерских качеств у дошкольников»;

– мониторинг индивидуального развития детей;

– анкетирование для родителей по темам: «Ребенок лидер, каков он?», «Есть ли у вашего ребенка качества лидера?»;

– консультация для родителей по теме: «Целевые ориентиры как результат освоения ООП ДО»;

– семинар-практикум «Развитие речевых компетенций старших дошкольников как одно из условий будущих лидеров»;

– подборка игровых методик выявления лидеров в детских коллективах;

– консультация педагога-психолога «Способы мотивации дошкольников к проявлению лидерских качеств»;

– проведение родительского собрания по теме: «Лидером может стать тот, кто умеет красиво говорить»;

– мастер-класс «Кинезиология как средство формирования эмоциональной стороны речи»;

– привлечение родителей в качестве добровольных помощников в разных видах совместной деятельности с детьми;

– организация семейного развлечения «Все профессии важны, все профессии важны».

 

Но самой интересной и результативной стала деятельность с детьми:

1. Выявление лидерских качеств детей в ходе специально организованных игр.

2. Создание условий для проявления у детей лидерских качеств в разных видах деятельности.

3. Подготовка и реализация мини-проектов, презентаций с целью проявления речевых компетенций и мотивации детей выступать в роли лидеров.

4. Проведение командных интеллектуальных и спортивных игр.

В результате реализации проекта:

у детей:

– расширилось представление о себе;

– повысилась самооценка;

– дети овладели новыми коммуникативными средствами;

– они активны в общении, в разных видах деятельности;

– у них развит познавательный интерес.

педагоги:

– уточнили понятия «лидер», лидерские качества;

– овладели способами выявления и развития лидерских качеств дошкольников;

– усовершенствовали знания в вопросах развития речевых компетенций воспитанников;

– в ДОУ сплотился педагогический коллектив в ходе обучения, разработки и реализации проекта;

– повысилась степень удовлетворённости профессиональной деятельностью.

у родителей:

– расширились знания по развитию лидерских качеств детей в семье;

– получили возможность участия в интересных формах жизнедеятельности ребёнка в детском саду;

– познакомились с опытом воспитания детей в других семьях.

Хочется отметить, что практическая значимость проекта заключается в том, что он может быть использован в практике других детских садов, заинтересованных данной проблемой. Передача опыта реализации проекта может происходить на круглых столах, методических объединениях, мастер-классах и т.д. Использование предложенных в проекте подходов и методов реально обогатит образовательную деятельность в детском саду, сделает ее более приближенной к актуальным потребностям детей, родителей и педагогов.

Количество просмотров: 5633  

Добавить комментарий

Target Image
1. Управление поэтапным внедрением модели «Использование дистанционных образовательных технологий в различных формах обучения» в рамках деятельности городской инновационной площадки на базе МКДОУ д/с № 481
2. «Проект «#СидимДома555» – дистанционное обучение: возможности и реальный опыт
3. Профессиональные возможности музыкального руководителя в формате дистанционного обучения
4. Дистанционное обучение: от создания контента до организации образовательного процесса
5. Дистанционное образование как форма взаимодействия с детьми и родителями в дошкольной организации
6. Организация развивающей предметно-пространственной среды в МКДОУ № 457
7. Использование нетрадиционных методов работы со сказкой с детьми старшего дошкольного возраста
8. Растим будущих патриотов
9. Социальное партнерство дошкольной образовательной организации в социокультурном образовательном пространстве крупного города
10. Создание инициативной образовательной среды в ДОО
11. Нетрадиционные техники рисования в детском саду как средство развития творческих способностей дошкольников
12. Дистанционный формат обучения как современная форма работы с семьями воспитанников ДОУ
13. Дистанционное образование как одна из форм образовательного процесса в современном детском саду
14. Жизнь прекрасна, когда безопасна
15. Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников
16. Повышение уровня познавательного интереса дошкольников через приобщение к культуре родного края
17. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической и танцевальной деятельности
18. Дистанционное обучение: возможности и реальный опыт в ДОУ
19. Формирование лидерских качеств старших дошкольников через развитие речевых компетенций
20. Игровые тренинги в парах: родитель-ребенок

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы