Управление поэтапным внедрением модели «Использование дистанционных образовательных технологий в различных формах обучения» в рамках деятельности городской инновационной площадки на базе МКДОУ д/с № 481

 
 

Мухина Анна Ивановна,

заведующий МКДОУ д/с № 481 г. Новосибирска

 

Управление поэтапным внедрением модели «Использование дистанционных образовательных технологий в различных формах обучения» в рамках деятельности городской инновационной площадки на базе МКДОУ д/с № 481

В настоящей статье представлен опыт работы городской инновационной площадки по реализации проектной деятельности «Использование дистанционных образовательных технологий в различных формах обучения» на базе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 481 комбинированного вида» (далее – МКДОУ д/с № 481) с акцентированием внимания на функциях образовательного менеджмента и документированием процесса. Статус городской инновационной площадки присвоен МКДОУ д/с № 481 с 01.09.2017 г. по 30.05.2020 г. на основании приказа департамента образования мэрии города Новосибирска от 04.07.2017г. № 554-од.

Использование дистанционных образовательных технологий, в том числе на уровне дошкольного образования, приобрело в последнее время особое значение. В условиях самоизоляции и угрозы распространения COVID-19 дистанционные образовательные технологии выступили в роли связующего элемента для реализации доступного и качественного дошкольного образования. Эффективность их использования в МКДОУ д/с № 481 подтверждена показателями внешней и внутренней оценки качества образования. Внешняя независимая оценка качества образования (данные НОК – 2019 г. при Минобразования НСО) представлена повышением уровней по критериям, связанными с открытостью, информированием и качеством предоставляемых образовательных услуг, внутренний аудит продемонстрировал повышение по показателям качества условий реализации и результатов освоения основной и адаптированных образовательных программ МКДОУ д/с № 481, а также качества организации образовательного процесса.

Реализация проектной деятельности «Использование дистанционных образовательных технологий в различных формах обучения» в МКДОУ д/с № 481 происходила поэтапно в соответствии с утвержденным паспортом проекта, перспективным планом мероприятий и применением в качестве одного из возможных эффективных инструментов управления качественными показателями деятельности дошкольного образовательного учреждения на разных этапах проектирования документированием процесса в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2015. На каждом этапе реализации проектной деятельности документирование процесса имеет соответствующее функциональное содержание, а именно определяется функциями образовательного менеджмента и соотносится с управлением качественными показателями деятельности. Данные функции управления применительно к специфике деятельности по использованию дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовательном учреждении, имеют свои характерные особенности.

На подготовительном этапе проектной деятельности документирование имеет очень большой объем, так как на этом этапе актуализируются такие функции управления, как планирование (в том числе аналитическая составляющая), организация и мотивация.

Планирование – внедрение системы мер, с помощью которых и происходит реализация проектной деятельности по использованию дистанционных образовательных технологий, а именно – конкретизируются цель и задачи педагогического персонала, устанавливаются временные сроки и объем по выполнению работ, требования к ресурсному обеспечению, прогнозирование и конструирование будущего результата проектной деятельности. Прогнозируя результат важно видеть не просто будущий объект или его новое желаемое состояние, но и контролировать и корректировать связи внутри и вокруг будущего объекта. Представленный подход позволяет в будущих моделях, результирующих проектную деятельность, рассматривать онтологию объекта во всех интересующих проекциях, что определяет переход управленческой деятельности на более высокий уровень теоретического осмысления и практического воплощения.

В рамках деятельности городской инновационной площадки на подготовительном этапе проектирования результат оформляется в форме модели интерактивного образовательного ресурса (дополнительного сайта ДОУ) для размещения информации по реализации основной и адаптированных образовательных программ МКДОУ д/с № 481, включая методические разработки для отсутствующих в ДОУ обучающихся (воспитанников) и рекомендаций в различных форматах для родителей (законных представителей). Модель разрабатывалась администрацией МКДОУ д/с № 481 и инициативной групповой творческих педагогов посредством мысленного комбинирования различных разделов сайта для заполнения информацией по реализации тематического перспективного и календарного планирования, подбора формата для размещения файлов, учета поступающей информации по обратной связи и связывания всего комплекса в новый объект, транслирующий реализацию основной и адаптированных образовательных программ МКДОУ д/с № 481.

Значительное место на подготовительном этапе в планировании занимает конкретизация условий ресурсного обеспечения как одного из определяющих факторов будущих перспектив деятельности. Классифицировать ресурсное обеспечение МКДОУ д/с № 481 можно следующим образом:

– кадровые условия – готовность персонала к внедрению инновационной деятельности (психологическая, эмоционально-волевая, интеллектуальная, профессионально-квалификационный уровень участников проектной деятельности);

– финансовые условия – стимулирующая часть заработной платы в соответствии с установленными критериями и показателями (размер фонда оплата труда), возможность привлечения внебюджетных средств;

– материально-технические условия – наличие необходимого оборудования, технических средств доступа и скорости Интернета, техническое экспертное сопровождение;

– нормативно-правовые условия – нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию проектной деятельности – от федеральных законов через региональные и муниципальные распорядительные документы до локальных нормативных актов МКДОУ д/с № 481; нормативно-правовое обеспечение регламентирует проектную деятельность на всех ее этапах и от качества разработки, особенно, локальных нормативных актов как инструментов институционального управления зависит качество реализации всей проектной деятельности и конечный результат, объект на выходе;

– организационно-управленческие условия – управленческое сопровождение; руководитель проектной деятельности и/или административная группа, которой руководитель организации делегирует часть полномочий по осуществлению функций управления относительно процесса деятельности городской инновационной площадке по соответствующей теме;

– информационно-технологические условия – система поиска регулярной информации, размещенной на интерактивном ресурсе; база данных методического сопровождения реализации основных и адаптированных образовательных программ МКДОУ д/с № 481 в электронных форматах для размещения на интерактивном ресурсе; информационно-методическое и технологическое сопровождение в виде инструкций и регламента участников проектной деятельности; освоение необходимых для реализации проекта технологий, таких как, информационно-коммуникативные, дистанционные, интерактивного обучения и т.д.

Организация направлена на упорядочивание процесса управления проектной деятельности в целом и связана с распределением обязанностей и ответственности (компетенций) между компонентами управляемой системы и участниками образовательных отношений. Посредством нормирования происходит расчет необходимых величин, определяющих количество (объем) и качество (содержание) элементов дистанционных образовательных технологий. Подробно составленный план организационных мероприятий, правильный расчет ресурсного обеспечения и нормирования во взаимосвязи с направленной трудовой активностью педагогического персонала – все это является залогом качества практической реализации разработанных планов и успешного достижения поставленной цели. Для возникновения заинтересованности в результатах профессиональной деятельности и активизации действий, способствующих эффективному функционированию и осуществлению целевых назначений интерактивного образовательного ресурса, актуализируется функция мотивации. Мотивация может в данной ситуации проявляться либо как комплекс мотивов, определяющих состояние личности педагога, наличие или отсутствие у него расположенности к определенным действиям, либо направленной системы стимулов материального и нематериального характера, которые ориентируют педагога на выбор видов и форм деятельности, которые необходимы для достижения целей проектной деятельности.

Для реализации функций планирования, организации и мотивации документирование представлено разработанными локальными нормативными актами – приказами, инструкциями, методическими рекомендациями, формами для заполнения, положение о создании и функционировании блога (сайта) "Kolobok.nios.ru" МКДОУ д/с № 481 в сети "Интернет", а также внесением изменений в имеющиеся локальные нормативные акты – Положение о внутренней системе оценки качества образования и о системе оплаты труда работников (раздел стимулирующие выплаты), Политикой в области качества, включены пункты по реализации проектной деятельности в годовое планирование и подписан договор о техническом сопровождении и научном руководстве с ГЦИ «Эгида».

На основном и заключительном этапе актуализируются функции контроля и координации (регулирования). Относительно процесса использования дистанционных образовательных технологий в МКДОУ д/с № 481 – это взаимосвязанные действия, обеспечивающие опосредованные (через образовательный ресурс) взаимодействия субъектов образовательных отношений, в результате которых происходит реализация основой и адаптированных образовательных программ МКДОУ д/с № 481 дистанционно. Контроль выступает как элемент обратной связи, количественной и качественной оценки и учета результатов работы проектной деятельности, так как по результатам контроля осуществляется корректировка ранее принятых решений и утвержденных планов, обеспечивается рациональная организация работы, регулируются взаимоотношения по проблемным вопросам, осуществляется обоснованное распределение стимулирующих выплат фонда оплата труда исполнителей и т.д. Документирование в данном случае представлено планом внутреннего аудита процесса реализации проекта в рамках городской инновационной площадки «Использование дистанционных образовательных технологий в различных формах обучения», опросными и оценочными листами в качестве составляющих компонентов проведения внутренней аудиторской проверки соответствия информации на дополнительном сайте (интерактивном образовательном ресурсе) с установленными требованиями по наполнению. Так завершается цикл управленческих функций поэтапного внедрение модели «Использование дистанционных образовательных технологий в различных формах обучения» в рамках деятельности городской инновационной площадки на базе МКДОУ д/с № 481 спроецированный в документировании процесса. Описанный алгоритм действий способствовал достижению планируемого результата по повышению показателей качества для учреждения в целом и для расширения спектра возможностей участников образовательных отношений в частности, а именно:

1) воспитанникам реализовывать свое право на доступное, качественное и непрерывное образование (на уровне дошкольного образования) в роли субъекта образовательной деятельности;

2) педагогическим сотрудникам ДОУ раскрыть профессиональный потенциал (развиваются и совершенствуются ИКТ-компетенции, как обязательное требование профессионального стандарта «Педагог»); реализовывать взаимодействие с родителями (законными представителями) в актуальных востребованных формах; осуществлять экономию материальных, временных и трудовых затрат (при условии освоенности ИКТ и активного их использования);

3) родителям (законным представителям) непосредственно участвовать в образовательном процессе; повысить информированность/осведомленность о деятельности ДОУ в адресном аспекте (конкретная группа-конкретный ребенок-конкретные достижения); реализовывать развитие педагогической компетентности (педагогическая культура, педагогическая грамотность родителей);

4) МКДОУ д/с № 481 повысить уровень по реализации требований, установленных действующим законодательством РФ в сфере образования по информационной открытости (прозрачности) деятельности ДОУ, доступности и непрерывности образования, особенно для детей, не регулярно посещающих ДОУ, качества дошкольного образования;

Дальнейшая детальная практическая проработка модели интерактивного образовательного ресурса в виде дополнительного сайта МКДОУ д/с № 481, размещенного в сети Интернет по адресу http://kolobok.nios.ru/, позволит расширить возможные перспективы использования дистанционных образовательных технологий для решения возникающих новых задач дошкольного образования востребованными средствами информационной культуры.

Список литературы:

1. Абанкина И.В., Филатова Л.М. Доступность дошкольного образования // Вопросы образования / Education Studes Moscow. 2018. № 3. С. 216-246.

2. Джанелли М. Электронное обучение в теории, практике и исследованиях // Вопросы образования / Education Studes Moscow. 2018. № 4. С. 81-98.

3. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для пед. вузов по специальности «Педагогика и психология». – М.: Академия, 2012. 208 с.

4. Фельдштейн Д.И. Взаимосвязь теории и практики в формировании психолого-педагогических оснований организации современного образования // Педагогика. 2010. № 4. С. 3-15.

5. Яголковский С.Р. Психология инноваций: подходы, модели, процессы. Монография. М.: Прометей, 2010. 263 с.

Количество просмотров: 4249  

Добавить комментарий

Target Image
1. Управление поэтапным внедрением модели «Использование дистанционных образовательных технологий в различных формах обучения» в рамках деятельности городской инновационной площадки на базе МКДОУ д/с № 481
2. «Проект «#СидимДома555» – дистанционное обучение: возможности и реальный опыт
3. Профессиональные возможности музыкального руководителя в формате дистанционного обучения
4. Дистанционное обучение: от создания контента до организации образовательного процесса
5. Дистанционное образование как форма взаимодействия с детьми и родителями в дошкольной организации
6. Организация развивающей предметно-пространственной среды в МКДОУ № 457
7. Использование нетрадиционных методов работы со сказкой с детьми старшего дошкольного возраста
8. Растим будущих патриотов
9. Социальное партнерство дошкольной образовательной организации в социокультурном образовательном пространстве крупного города
10. Создание инициативной образовательной среды в ДОО
11. Нетрадиционные техники рисования в детском саду как средство развития творческих способностей дошкольников
12. Дистанционный формат обучения как современная форма работы с семьями воспитанников ДОУ
13. Дистанционное образование как одна из форм образовательного процесса в современном детском саду
14. Жизнь прекрасна, когда безопасна
15. Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников
16. Повышение уровня познавательного интереса дошкольников через приобщение к культуре родного края
17. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической и танцевальной деятельности
18. Дистанционное обучение: возможности и реальный опыт в ДОУ
19. Формирование лидерских качеств старших дошкольников через развитие речевых компетенций
20. Игровые тренинги в парах: родитель-ребенок

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы