Игровые тренинги в парах: родитель-ребенок

 
 

Куприянова Наталья Викторовна,

педагог-психолог

высшей квалификационной категории

МКДОУ № 388 г. Новосибирска

 

Игровые тренинги в парах: родитель-ребенок

Уникальность семейного воспитания заключается в особой значимости взрослых в жизни ребенка. Именно родители создают определенную атмосферу общения в семье, где с первых дней жизни малыша происходит становление его личности.

Принятие родителями личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка способствует гармоничному развитию дошкольника. Явное отвержение ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию, которые могут впоследствии выражаться в антисоциальных поступках и действиях. В первую очередь в семье у ребенка формируется уверенность в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение.

Однако в современных условиях, при повышенной занятости родителей, их участие в воспитании и развитии детей сводится к минимуму и в большей степени ложится на образовательные организации. Как следствие, нарушаются детско-родительские отношения, что приводит к негативным последствиям и в психическом, и в физическом развитии дошкольников.

Детский сад не может заменить семью. Он лишь дополняет ее, выполняя свои особые функции. Для успешного воспитания важно, чтобы отношения между ДОУ и родителями были доверительными, чтобы родители были вовлечены в совместный воспитательный процесс. Поэтому одним из направлений работы педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении является взаимодействие с родителями воспитанников.

В ДОУ № 388 используются разнообразные формы работы с семьей. Но проблема в том, что родители не всегда приходят на встречи с педагогами, а если и приходят, то чаще выступают в роли зрителей и реже в качестве участников. Поэтому одной из эффективных форм работы с родителями, где происходит активное взаимодействие взрослого и ребенка, являются «Игровые тренинги в парах: родитель-ребенок».

Основой тренинговых занятий является идея сотрудничества родителя с ребенком. В ходе таких занятий родители учатся относиться к своим детям с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности.

Родители проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым находятся на территории его интересов. Подчинение взрослых и детей единым правилам дает возможность ребенку почувствовать свою значимость, а родителю – изменить позицию всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли ребенка.

Цель таких игровых тренингов: формирование и укрепление гармоничных межличностных отношений между родителями и детьми.

Задачи:

1. Повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.

2. Сформировать у родителей умение смотреть на мир глазами ребенка.

3. Выработать новые навыки взаимодействия с ребенком в процессе совместного пребывания родителей и детей.

4. Обучить родителей играм, упражнениям, развивающим познавательную и эмоциональную сферу.

5. Активизировать коммуникацию в семье.

6. Укрепить уверенность родителей в собственных воспитательных возможностях.

Методы, используемые на тренингах.

1. Игровая терапия (театрализованная деятельность, подвижные игры, игры на развитие навыков общения).

2. Психогимнастика (упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения).

3. Методы телесно-ориентированной терапии. Они способствуют осознанию телесной активности в процессе межличностного взаимодействия, установлению различных способов контакта.

4. Метод продуктивной деятельности (рисование, аппликация).

5. Групповая дискуссия.

6. Музыкальная терапия.

Структура игровых тренингов состоит из следующих этапов:

1. Приветствие. Оно направлено на формирование позитивного интереса и сплочения группы, создает атмосферу группового доверия и принятия.

На этом этапе проводятся упражнения «Какая рука у соседа», «Подари улыбку», «Имя» (каждому участнику предлагается назвать свое имя и охарактеризовать себя первой его буквой, например Лена – ласковая, Таня – тихая и т.д.), «Ласковое имя», «Передай сигнал», «Передай по кругу», «Доброе животное», «Комплимент».

2. Разминка. На этом этапе снимается эмоциональная напряженность, формируется благоприятный психологический климат, развивается чувство внутренней устойчивости и доверительности.

Во время разминки проводятся такие упражнения, как «Ветер дует на…», «Молекулы», «Море волнуется раз…», «Игра-танец», «Гимнастика для лица», «Слепой танец», «Танец «Распускающийся бутон».

3. Основная часть. В нее входят игры, требующие взаимодействия и сотрудничества, совместного поиска решений, а также психологические упражнения и продуктивная деятельность: «Баржа» (все участники стоят в кругу и передавая мяч друг другу «грузят баржу», называя, например, все круглое, все красное, все слова на «н», все, что может чувствовать и переживать человек, все сладкое и т.п.), «Насос и мяч», «Клеевой дождик», «Тень», «Слепой и поводырь», «Белые медведи», «Машины», «Аплодисменты по кругу», «Разведчики», «Кошки-мышки», «Дракон кусает свой хвост», «Толкалки», «Живые руки», «Дотронься до…», «Поговорим» (ребенок и родитель сидят напротив друг друга, держатся за руки и ведут позитивный диалог с фразы: «Мне нравится, что ты…», «Я думаю, что ты любишь…», «Я люблю, когда ты…», «Я могу доверить тебе…», «Я злюсь и раздражаюсь, когда ты…», «Хочу тебя предупредить…»

Рисование на темы: «Мое настроение», коллективный рисунок «Ладошки», «Шар желаний», «Рукавички», «Я злюсь», «Мой страх», «Мои друзья».

4. Рефлексия игрового тренинга. Оценка занятия взрослыми с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий. Дети делятся своими эмоциями (как себя чувствуют «здесь и сейчас»).

5. Прощание. Оно необходимо для формирования ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы.

Наблюдая за детьми во время таких тренингов, я вижу, что они получают массу положительных эмоций от общения и игры со своими родителями, их взаимоотношения наполнены теплотой, вниманием и любовью. У детей уменьшается эмоционально-психическое напряжение, они становятся более уверенными в себе. И особенно радует счастливая улыбка на лицах детей.

А родители во время тренинга также раскрепощаются, становятся немного детьми, учатся выстраивать позитивные отношения со своим ребенком, правильно общаться и понимать его, расширяют знания об играх и упражнениях для успешного взаимодействия с детьми.

В конце тренинга все участники отмечают хорошее, радостное настроение и массу положительных эмоций. Это говорит о том, что мы двигаемся в правильном направлении и что такие занятия нужны и детям, и родителям.

Количество просмотров: 9148  

Добавить комментарий

Target Image
1. Управление поэтапным внедрением модели «Использование дистанционных образовательных технологий в различных формах обучения» в рамках деятельности городской инновационной площадки на базе МКДОУ д/с № 481
2. «Проект «#СидимДома555» – дистанционное обучение: возможности и реальный опыт
3. Профессиональные возможности музыкального руководителя в формате дистанционного обучения
4. Дистанционное обучение: от создания контента до организации образовательного процесса
5. Дистанционное образование как форма взаимодействия с детьми и родителями в дошкольной организации
6. Организация развивающей предметно-пространственной среды в МКДОУ № 457
7. Использование нетрадиционных методов работы со сказкой с детьми старшего дошкольного возраста
8. Растим будущих патриотов
9. Социальное партнерство дошкольной образовательной организации в социокультурном образовательном пространстве крупного города
10. Создание инициативной образовательной среды в ДОО
11. Нетрадиционные техники рисования в детском саду как средство развития творческих способностей дошкольников
12. Дистанционный формат обучения как современная форма работы с семьями воспитанников ДОУ
13. Дистанционное образование как одна из форм образовательного процесса в современном детском саду
14. Жизнь прекрасна, когда безопасна
15. Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников
16. Повышение уровня познавательного интереса дошкольников через приобщение к культуре родного края
17. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической и танцевальной деятельности
18. Дистанционное обучение: возможности и реальный опыт в ДОУ
19. Формирование лидерских качеств старших дошкольников через развитие речевых компетенций
20. Игровые тренинги в парах: родитель-ребенок

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы