Карты Бьюзена как один из эффективных инструментов вовлечения родителей в образовательный процесс

 
 

Помозова Марина Андреевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ № 74 г. Новосибирска

 

Карты Бьюзена как один из эффективных инструментов вовлечения родителей в образовательный процесс

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания.

В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. ФГОС ДО ставит задачу развития речи дошкольников как одну из приоритетных. Ребенок сегодня поставлен в сложную ситуацию – ситуацию разорванных связей, когда уже с дошкольного возраста он находится в огромном развернутом социальном, информационном пространстве. Это приводит к возникновению ряда проблем в развитии дошкольника. Таких как, например, ограничение общения детей со сверстниками и родителями.

Можно отметить, что снижается когнитивное развитие детей дошкольного возраста. Отмечается снижение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности.

Также отмечается недостаточная социальная компетентность детей. Большой проблемой стала зависимость детей от телевидения и компьютерных гаджетов, даже в дошкольном возрасте, что приводит к отсутствию у ребенка интереса к чему-либо, в том числе и в большей мере к образовательным ситуациям, предлагаемым педагогами. Все это ставит перед педагогами задачу поиска новых инновационных технологий, помогающих решить эти проблемы. К приемам, интенсифицирующим образовательный процесс, можно отнести метод интеллектуальных карт.

Метод интеллект-карт был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mindmaps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" – "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карты". В мир дошкольных технологий интеллект-карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития наглядно-образного мышления и развития связной речи у детей.

Интеллектуальная карта – это уникальный, простой и доступный метод запоминания информации, с помощью которого развивается умственная деятельность детей. Метод интеллект-карт помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Свойства интеллект-карт:

Наглядность – всю тему с ее аспектами можно оценить визуально.

Привлекательность – интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость – благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко усваивается.

Индивидуальность – на одну и ту же тему могут быть созданы совершенно разные карты, с разной наполняемостью.

Многогранность – закрепление, обобщение, углубление изученной темы, направления.

Применение интеллектуальных карт широко используется в инклюзивном образовании и логопедии. В работе общеразвивающих ДОУ они встречаются реже. Но в последнее время эта методика вводится в практику многих педагогов, благодаря её простоте и заинтересованности детей.

Заинтересовавшись данной методикой, я предположила, что применение её в работе с детьми с ТНР будет способствовать положительной динамике речевого развития детей.Так было определено направление моей работы по теме самообразования: развитие речи дошкольников посредством использования интеллектуальных карт.

Для повышения эффективности внедрения данного направления было необходимо объединить усилия педагогов и родителей воспитанников группы. Для этого нужно было познакомить родителей с новым направлением нашей совместной деятельности, заинтересовать, замотивировать их. Учебный год мы начали с того, что на родительском собрании была проведена консультация для родителей о применении в ДОУ карт ума для развития речи детей. Так началась наша совместная работа по схеме: РОДИТЕЛЬ – РЕБЕНОК – ПЕДАГОГ.

Темы интеллект-карт были отобраны с опорой на календарно-тематическое планирование. Работу начали с темы «Овощи». Каждый родитель со своим ребенком выбрал овощ, выполнили карту и подготовили презентацию для группы по своей теме.

Аналогичная работа была сделана по теме «Дикие животные» и «Зимующие птицы». Родители и дети настолько погрузились в данную работу, что сами начали проявлять инициативу и фантазию при составлении карт (стали использовать пиктограммы, схемы, искали звуки животных или птиц и т.д.) Вовлеченность в этот вид деятельности составила 90%. Детей очень заинтересовала такая подача информации привычных лексических тем.

Особенность интеллект-карт Бьюзена также состоит в том, что на будущий год в подготовительной группе (использую свойство многогранности карты) мы можем доделывать и пополнять готовые карты для углубления уже изученной темы.

В середине учебного года (февраль) мы с учителем-логопедом и родителями поработали с интеллект-картой в несколько ином направлении. Выбор темы пал на творчество писателя В. Берестова. В данном случае уже воспитатель с детьми готовили интеллект-карту, посвященную творчеству писателя. А родители, в свою очередь, разучивали стихи со своими детьми. Итоговым мероприятием стала «Литературная гостиная», в ходе которой ребята закрепили свои знания о творчестве писателя, его биографии, разнообразии его стихов.

Исходя из проделанной работы можно сделать вывод о важности и необходимости сотрудничества с родителями по привлечению их к совместной работе для повышения качества образования дошкольников.

Таким образом, сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса.

Количество просмотров: 7558  

Добавить комментарий

Target Image
1. Система работы воспитателя с родителями дошкольников
2. Карты Бьюзена как один из эффективных инструментов вовлечения родителей в образовательный процесс
3. Фольклорный праздник как средство развития речи дошкольников
4. Деловая игра «Логопедическое ассорти» как средство методической помощи в организации коррекционной работы
5. Дистанционное обучение в МКДОУ д/с № 27 «Росинка»
6. Формы интеграции музыкальной деятельности и других образовательных областей в дошкольном образовании
7. Современные формы взаимодействия с родителями по коррекции речевых нарушений у детей с ТНР
8. Реализация регионального компонента в средней группе детского сада посредством проектной деятельности
9. Креативные атрибуты к сюжетно-ролевым играм в ДОУ
10. Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми среднего возраста
11. Организация краеведческой работы с дошкольниками. Программа «Новая Сибирь – мой край родной»
12. Развитие певческих способностей посредством игр и упражнений
13. Современный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей раннего возраста
14. Воспитатель XXI века
15. Дошкольникам о мире профессий
16. Современному ребенку – современный воспитатель
17. Дети и деньги. Как воспитать финансово грамотного ребенка?
18. Формирование финансовой грамотности у дошкольников
19. Использование современных программируемых игрушек для повышения интереса дошкольников к занятиям физкультурой и спортивным играм
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы