Организация краеведческой работы с дошкольниками. Программа «Новая Сибирь – мой край родной»

 
 

Хромова Светлана Викторовна,

заведующий МБДОУ «Детский сад № 381» г. Новосибирска

 
 
 

Екимова Людмила Викторовна,

старший воспитатель

первой квалификационной категории

МБДОУ д/с № 381 г. Новосибирска

 

Организация краеведческой работы с дошкольниками. Программа «Новая Сибирь – мой край родной»

Чувство любви к Родине, конечно же, очень важно, но, к сожалению, с ним никто не рождается. Это чувство приобретенное, и приобретается оно в процессе воспитания, образования, взросления человека через знакомство с культурой родного края, с историей родного края, через литературу, достопримечательности, знакомство с произведениями искусства, природу.

И мы, педагоги, специалисты, работающие с детьми в системе образования, придаем большое значение тому, чтобы как можно раньше начинать заниматься краеведческим воспитанием, краеведческим образованием. Все эти составляющие входят в большое и многогранное проявление деятельности по краеведению. В этом направлении проходит цикл профессиональных мероприятий по краеведению на уровне района, города, области. Тема востребованная и интересная.

В 2017 году началась разработка программы «Новая Сибирь – мой край родной», апробировалась и вышла в 2020 году. Программа ориентирована для детей от 4 до 7 лет и полностью соответствует ФГОС ДО.

Каким образом воспитывать любовь к Родине у дошкольников? Сложно им объяснить некоторые понятия, например, «Что такое Родина?», которые и взрослые-то не всегда понимают. Возможность для реализации программы по краеведению дает в первую очередь ресурсы и литература, отдельное внимание заслуживает сайт «Библиотека Сибирского краеведения» – это ресурс, созданный несколько лет назад, инициатором которого были С.В. Федорчук и Н.Н. Копаева.

В программе три раздела: целевой, содержательный, организационный.

Три части: вариативная «Мой район» (детский сад разрабатывает самостоятельно для своего района); инвариантные части – «Город Новосибирск», «Новосибирская область».

Каждая часть состоит из четырех блоков: «Природа», потому что именно с природы начинается Родина, «Культура и достопримечательности», «Знаменитые люди», потому что ребенку необходимо понять, кто такой герой, не мультипликационный (как думают дети), а это люди труда, герои ВОВ, кто такой машинист Н. Лунин, тренер Кузнецов, и т.д., и «История», потому что человек, который не знает своих корней, не может развиваться дальше.

В программе прописаны культурные практики по краеведческому образованию, методические пособия, материалы, технологические карты-сценарии для каждой темы. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий: День рождения города, декада пожилых людей, «Сибирские забавы», День Красной книги Новосибирской области, День Победы.

В программе прописаны особенности организации развивающей предметно-пространственной среды: центры краеведения в группах, в ДОУ, на территории ДОО.

В Дзержинском районе в этом учебном году создана творческая группа (из 7 детских садов района) по реализации программы «Новая Сибирь – мой край родной», куратором которой является пилотный детский сад № 281. И мы детский сад № 123 входим в эту творческую группу. Началась работа, и это оказалось непростой задачей, надо было организовать творческую группу из педагогов в ДОУ, затем организовать родителей, систематизировать работу, образовательную деятельность по краеведению. Статистика показывает, что 75 % жителей города Новосибирска не являются коренными жителями, даже коренные жители плохо знают свой город, историю города. Родители не то что не хотят, а в силу обыденной жизни (дом-работа-детский сад-школа) им просто некогда. Но анкетирование показало, что родители желают знать все о своем городе и готовы вместе с нами это делать. Это и помогло нам настроиться на нужный лад. И вот мы погружаемся в работу, большую часть времени мы сами изучаем программу, исторический материал, находим фото и видеоматериал, используем интернет-ресурсы, такие как: сайт «Библиотека Сибирского краеведения», «Красная книга Новосибирской области», «Герои Советского союза Новосибирской области». Например, через сайт «Герои Советского союза Новосибирской области» некоторые родители нашли своих родных и близких и со слезами на глазах благодарили нас. Проводим мастер-классы с родителями «Купинская игрушка», «Ордынская роспись» и устраиваем ярмарки в ДОУ. Сотрудничаем с общественной организацией «Защити животных» и рамках акции «Помоги бездомным животным» помогаем им. Сотрудничаем с музеем Дзержинского района, с библиотекой им. Гоголя, с областной детской библиотекой им. Горького, где выступали 17 марта на круглом столе по организации краеведческой работы с дошкольниками, со школой № 111. Организовываем выставки, конкурсы, викторины «Новосибирск – мой город родной», интеллектуальные игры, маршрутные игры, виртуальные экскурсии, разыгрываем сценки и т.д. С помощью родителей мы продолжаем большую работу по наполнению предметно-развивающей среды. В группе создаются центры краеведения, макеты районов, макеты рубленного дома, крепости острога, дидактические игры, сделанные своими руками, реализован проект «Мой город Новосибирск», информационный двухсторонний стенд под названием «Мой район, мой город», создана круглая книга под названием «Экологические сказки» в старшей группе, буклеты по краеведению и многое другое. В методическом кабинете отведено место под мини-библиотеку о городе Новосибирске, которую мы пополняем всем садом (особую ценность представляют издания 1967 г., 1989 годов). Благодаря такой форме работы родители активно включаются в процесс и участвуют в жизни ДОУ.

И самое главное, что при реализации программы «Новая Сибирь – мой край родной» в нашем саду стала выпускаться газета по краеведению, которая так и называется «Краеведик». Эта идея сразу пришла нам в голову, во-первых, это долговременный процесс, потому что очень много тем, дат, событий, людей и разного другого, о чем можно говорить и рассказывать. В каждом месяце есть праздники, события, и мы стараемся их отметить и донести максимально до детей, родителей, сотрудников. И, конечно же, она является одним из путей решения работы с родителями. Плюс такой формы взаимодействия с родителями заключается в следующем: мы не навязываем свое мнение, представляем родителям объективную информацию, и они решают, что с ней делать; мы не ограничиваем родителей во времени (они могут взять издание домой); информация, представленная в издании, напрямую или косвенно касается детей; родители всегда в курсе событий, происходящих в детском саду; мы представляем родителям возможность реализовать их право на участие в жизни ДОУ.

Еще один существенный плюс такой работы – возможность повышения психолого-педагогической компетентности педагогов, участвующих в издательской деятельности, использование издательской деятельности как формы обобщения и распространения передового педагогического опыта специалистов.

Основная цель создания газеты для родителей – обеспечение единства общественного и семейного воспитания на дошкольной ступени образования.

Такая форма работы, безусловно, способствует налаживанию тесной взаимосвязи между семьями воспитанников и педагогическим коллективом детского сада. Отмечается значительное повышение уровня активности родительской общественности (увеличился процент семей, посещающих мероприятия, организованные в учреждении по этому направлению). Кроме того, педагоги получили реальную возможность показывать результаты своего труда, делиться опытом работы с коллегами и родителями, что, несомненно, является стимулом к профессиональному самосовершенствованию и росту. Педагоги стали активнее участвовать в методических мероприятиях учреждения, районных объединениях, творческих группах, методических сообществах. Родители с удовольствием принимают нашу газету «Краеведик», читают, высказывают свое мнение и предложения. Все это позволяет судить об эффективности такой формы работы с родителями.

Газета «Краеведик» выпускается с октября месяца 2021 года и до конца учебного года (по май). Отдельный номер будет посвящен Новосибирской области, которые прописаны в программе по краеведению (Куйбышевский район, Искитимский район, Калининский район, Сузунский район). В итоге за учебный год будет выпускаться 10 изданий.

Так, уже в течение 6 месяцев в нашей газете опубликовались методические материалы: «Растительность Новосибирской области», «Знакомство детей с олимпийским чемпионом – биатлонистом Маматовым В.Ф., «Гондатти Н.Л. –государственный деятель, детский писатель Горустович Ю.И., писательница Никитина С., Почетные граждане Новосибирска и герои труда, история строительства вокзала «Новосибирск-главный», Дендрологический парк, река Обь, Новосибирский государственный Академический Театр Оперы и балета, герои Советского Союза. Педагоги написали статьи в виде проделанной работы в рамках конкретной темы: «День детских изобретений», Международный день Снеговика, День воинской славы России, главный символ Новосибирска-Городовичок, «Сибирские забавы», «Изготовление народной тряпичной куклы». Отразили проведенные праздники и акции в рамках таких тем, как: Всемирный день защиты животных, День белых журавлей, День птиц, День медведя, Международный день белки, Международный день толерантности, основание Дзержинского района 01 октября 1933 года.

В каждом номере газеты последняя страница отведена рубрике «Смак», т.е. кулинарная страница. Мы уделяем большое внимание толерантности, в последние годы растет число детей разных национальностей, посещающих детские сады. И как правило, родители таких детей стесняются и плохо идут на контакт из-за отсутствия знания русского языка, и мы стараемся их привлечь к сотрудничеству с нами. Они с удовольствием делятся с нами своими национальными блюдами, своими рецептами, а также своими народными играми и сказками. Так мы узнаем культуру других народов, уважаем ее, стараемся понять и принять. И в газете размещаем рецепты разных национальностей: «Узбекские манты», «Бурятская кухня», «Сибирская национальная кухня», «Рецепт Буузов – как национальное достояние Бурятии», «Рождественские рецепты», «Чай сибирский» (15 декабря отмечался Международный день чая) и др.

В дальнейшем мы будем продолжать работу по издательской деятельности, будем ее совершенствовать и видоизменять, потому что много идей, задач, которые хотим воплотить в жизнь благодаря этой программе.

Летом 2020 года вышли поправки в ФЗ «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся, ст.2. п 2. изложены в следующей редакции: «Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, формирование у обучающихся чувств патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».

Таким образом, программа «Новая Сибирь – мой край родной» полностью попала в новый контекст воспитательной парадигмы нашего современного дошкольного образования и образования в целом.

Количество просмотров: 5693  

Добавить комментарий

Target Image
1. Система работы воспитателя с родителями дошкольников
2. Карты Бьюзена как один из эффективных инструментов вовлечения родителей в образовательный процесс
3. Фольклорный праздник как средство развития речи дошкольников
4. Деловая игра «Логопедическое ассорти» как средство методической помощи в организации коррекционной работы
5. Дистанционное обучение в МКДОУ д/с № 27 «Росинка»
6. Формы интеграции музыкальной деятельности и других образовательных областей в дошкольном образовании
7. Современные формы взаимодействия с родителями по коррекции речевых нарушений у детей с ТНР
8. Реализация регионального компонента в средней группе детского сада посредством проектной деятельности
9. Креативные атрибуты к сюжетно-ролевым играм в ДОУ
10. Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми среднего возраста
11. Организация краеведческой работы с дошкольниками. Программа «Новая Сибирь – мой край родной»
12. Развитие певческих способностей посредством игр и упражнений
13. Современный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей раннего возраста
14. Воспитатель XXI века
15. Дошкольникам о мире профессий
16. Современному ребенку – современный воспитатель
17. Дети и деньги. Как воспитать финансово грамотного ребенка?
18. Формирование финансовой грамотности у дошкольников
19. Использование современных программируемых игрушек для повышения интереса дошкольников к занятиям физкультурой и спортивным играм
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы