Фольклорный праздник как средство развития речи дошкольников

 
 

Силкина Евгения Николаевна,

воспитатель МКДОУ д/с № 481 г. Новосибирска

 

Фольклорный праздник как средство развития речи дошкольников

Фольклорные праздники – это всегда радость для детей и педагогов. Потому что праздники – уникальная возможность приобщить дошкольников к традиционной народной культуре, «погрузив» детей в мир народных игр, танцев, песен, обрядов, ведь в празднование вплетены и заклички, и загадки, и народные хороводные игры. Такие мероприятия заряжают детей положительными эмоциями, в них много юмора, шуток, соревновательного задора.

Народная игра, как и любая другая игра, выполняет различные воспитательные функции и служит средством приобщения детей к народной культуре, воспитывает нравственные качества, развивает быстроту реакции, физически укрепляет ребенка.

Кроме того, игра является универсальным средством формирования взаимоотношений взрослых с ребёнком и детей между собой, формирует и развивает первичные навыки социально-коммуникативного общения. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. В зависимости от качества выполнения ролевых действий тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети научаются деятельности в коллективе. Таким образом, народные игры помогают закрепить тесное взаимодействие между детьми, сплотить их.

Использование народных игр в праздниках способствует развитию инициативности, развитию уверенности в себе. Хоровое исполнение народных попевок помогает преодолеть чувство застенчивости, а ведущий, стоящий в центре круга, попадает в центр внимания, получая возможность к творческому самовыражению. Народные игры способствуют развитию связной, диалоговой речи, потому что учат детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами, расширяют активный словарь детей. В течение игры слова прочитываются несколько раз, дети быстро запоминают текст стиха и во время игры могут читать его сами. Для многих игр необходимо выбрать водящего и для этого используем считалки, которые ранее разучивались с детьми. Безусловно, народные игры помогают развитию речи ребенка. А речь – основа для взаимодействия и выстраивание отношений между детьми.

Народные игры включают в единое действие и детей, и взрослых, они классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Хороводные игры, использованные в фольклорных праздниках, доступны ребенку, потому что они музыкальны, имеют установку на забаву, развлечение, просты по содержанию при относительной краткости и многократности повторности одного и того же действия.

Учитывая огромную пользу народного творчества и народных игр для развития детей, мной был составлен план проведения народных праздников, с которыми возможно познакомить детей младшего возраста, распределив их в соответствии с календарным циклом: осенние (Осенины), зимние (Рождественские колядки), весенние (Масленица, Пасха), летние (Иван Купала). Разработана картотека народных хороводных игр, закличек, потешек, с которыми дети регулярно знакомятся в соответствии с тематическим планированием, а в дальнейшем используются для проведения праздников.

На начальном этапе подготовки к проведению праздника вместе с детьми рассматриваем иллюстрации празднования, рассказываю о традициях того или иного праздника. На Масленицу принято печь блины, дети помогали дома мамам печь блины, а в группе мы изготавливали блины из ватных дисков для кукол. Закликая весну, принято было печь жавороночков из теста и петь заклички. Вместе с детьми мы слепили птичек жавороночков из пластилина и разучили закличку:

«Жавороночки, жавороночки, прилетите,

холодную зиму унесите,

теплую весну принесите.

Нам зима надоела,

все хлеба у нас поела».

На Пасху знакомлю детей с традицией красить яйца и играть в народные игры «Катание яйца» и «Кручение яиц». Вместе с детьми и родителями знакомимся с обычаем петь колядки на Рождество.

С детьми разучиваем заклички, попевки, знакомимся с загадками, играми и их правилами, заучиваем тексты для народных игр для дальнейшего применения в фольклорном развлечении. Разбираем с детьми непонятные для них слова и выражения, например, почему весна красная? Что такое плошка?

«Дождик лей,

Дождик лей,

На меня и на людей.

На меня по ложке,

А на людей по плошке...»

Совместно с детьми изготавливаем атрибуты или украшения для праздника. При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяю подбору словесно-музыкальных, игровых произведений обрядово-календарного фольклора, учитывая возрастные особенности детей. Для знакомства детей с народными играми разработана картотека хороводных игр по темам. И при проведении народных праздников дети с удовольствием включаются в игровую деятельность: умеют образовывать круг и сохранять его неразрывным и ровным, ходить по кругу друг за другом.

Недавно в нашей группе прошел праздник «Эх, Масленица широкая», где дети познакомились с празднованием Масленицы, с традициями, играли в русские народные игры, такие как «Блины», «Ой, блин золотой», «Карусель». Вместе с детьми украшали Масленицу, изготавливали аппликацию с «блинчиками», разучивали заклички Весне.

Главным показателем успешности праздника является эмоциональная окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведения детей, заинтересованность, радостные эмоции. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей. А главное обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям.

Пример тематического планирования по теме «Весна»

тема

пальчиковые игры

заклички, потешки, загадки

хороводные игры

игры с предметами

весна

Весна пришла

Пришла Весна красная

(Вращать кистями рук сначала

наружу, потом внутрь)

Пришла Весна ясная.

Птицы громко поют,

Людям спать не дают

Соединять и разъединять

б. пальцы с остальными

(«птички открывают и закрывают клюв»)

Пчелы гудят

В поле летят

(Вращают указ. пальцами

над головой)

С поля идут.

«Идут» пальцами по коленям

Мед несут.

(Ладоши «ковшиками»)

 «Солнышко»

Здравствуй, солнце золотое!

(пальцы обеих рук в кулачках, разогнуть большие пальцы)
Здравствуй, небо голубое!

(разогнуть указательные пальцы)
Здравствуй, вольный ветерок!

(разогнуть средние пальцы)
Здравствуй, маленький дубок!

(разогнуть безымянные пальцы)

Здравствуй, ты – весна-красна

Долгожданная пора.

(разогнуть мизинцы)
Ты нам, солнце, посвети

Снег и лед растопи.

(пальчики раскрыты – изображают солнышко с лучиками).

Весна, весна красная

Пришла весна ясная!

Птицы громко поют-

Долго спать не дают.

***

Весна где была?

В лесу зимовала

Огород городила,

Краски заводила

Зорю величала

Солнышко встречала.

***

Холодную зиму провожаем

Теплую весну встречаем

Уезжает зима на возочке,

Плывет весна на челночечке

С ливнями, с цветами,

С песнями, с журавлями

С ржаным снопочком

С золотым колосочком

***

Свети-свети солнышко

Красное ведерышко

Рано-рано вставай,

Своих деток согревай

 

***

Жаворонки, жавороночки,

Прилетите к нам

Принесите нам весну теплую

Унесите зиму холодную,

Нам зима надоела

Все хлеба у нас поела

***

Уходи от нас, 
Зима холодная! 
Нам холодная зима 
Надоскучила, 
Руки, ноги отморозила.

***

Весна, весна красная

Весна, весна ясная

Приди весна с радостью

приди весна с милостью

С солнцем горячим

С дождем обильным

Принеси урожай

В наш родной край

***

Солнышко, солнышко

Высвети, выгляни

Воробьи чирикают

Весну красну кликают

Ой ладушки лады

Они весну кликают

***

Весна красна, приходи

Снег холодный растопи

Деревья зеленью одень

Пусть теплее будет день

Ручеек

Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, которому пара не досталась, идет к истоку «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало "ручейка". И, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так "ручеек" движется долго, беспрерывно - чем больше участников, тем веселее игра.

Игра «Солнышко»

По считалке выбирают водящего – «Солнышко». Остальные дети встают в круг. «Солнышко» стоит посредине круга, все поют:

Гори, солнце, ярче!

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее!

Первые две строчки идут хороводом, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к «Солнцу», оно говорит «ГОРЯЧО!» и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребёнок замирает и выбывает из игры.

«Грачи летят»

Все поют песенку, а как остановятся, поднимают вверх руки, машут и приговаривают: «Летят, летят». Кто ошибся — тот больше не игрок. Дети идут по кругу и произносят слова:

Грачи летят, на всю Русь кричат:

Чу-чу-чу-Мы несем весну!

ВСЕ:

Летят! Летят!

Журавли летят, на всю Русь трубят:

Гу-гу-гу- Не догнать никому!

Все: Летят! Летят!

Поросята летят, голосаты визжат:

-Хрю-хрю-хрю Надоело нам в хлеву!

Все: Летят! (ошибаются и выбывают из игры)

Синицы летят, на всю Русь кричат:

Дзу-дзу-дзу не поймать никому!

Все: Летят! Летят!

Медведи летят, толстопятые рычат:

Ру-ру-ру-Надоело нам в лесу!

Все: Летят! (кто ошибается, выбывает из игры

Верба

  Одного из участников игры выбирают водящим. Ему дают в руки веточку вербы. Остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорят:

С вербой, с вербой

Иду за тобой.

Коснусь вербой,

Беги за мной.

Хоп!

  Сказав «Хоп», водящий слегка ударяет веточкой по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу на встречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а оставшийся становится водящим. Круг должен сразу остановиться при слове «Хоп»; бежать разрешается только по кругу, не пересекая его; во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.

Ой, Блин золотой

Дети стоят в кругу. По кругу пускается блин, изготовленный из картона, запевала поёт. Ребёнок, которого "выбрал" блин, выходит в круг и выполняет под пение запевалы и детей, танцевальные движения. Кланяется и игра продолжается.

Ой, блин золотой! Ты по кругу пойдешь,

Ты дружка себе найдешь, хоровод заведешь!

Маша, в круг выходи, пляску заводи,

А мы похлопаем, а мы потопаем!

 

Ой, блин золотой, попляши-ка ты со мной,

Ты румян, ты хорош, ты на солнце похож!

 

Ой, блин золотой! Ты по кругу пойдешь,

Ты дружка себе найдешь, хоровод заведешь!

Игра «Блины»

на масленицу

Дети образуют круг, держатся за руки.

Запевала говорит слова вначале медленно, потом быстрее и быстрее. Дети выполняют движения «Блин блином»-идут в центр

«Блин комом» -  идут из центра

«Блин с маслом» - все приседают.

«Блин с мясом» - все встают, руки поднимают вверх

«Блин со сметаной» – кричат мальчики.

«Блин со сгущенкой» – кричат девочки

Количество просмотров: 6324  

Добавить комментарий

Target Image
1. Система работы воспитателя с родителями дошкольников
2. Карты Бьюзена как один из эффективных инструментов вовлечения родителей в образовательный процесс
3. Фольклорный праздник как средство развития речи дошкольников
4. Деловая игра «Логопедическое ассорти» как средство методической помощи в организации коррекционной работы
5. Дистанционное обучение в МКДОУ д/с № 27 «Росинка»
6. Формы интеграции музыкальной деятельности и других образовательных областей в дошкольном образовании
7. Современные формы взаимодействия с родителями по коррекции речевых нарушений у детей с ТНР
8. Реализация регионального компонента в средней группе детского сада посредством проектной деятельности
9. Креативные атрибуты к сюжетно-ролевым играм в ДОУ
10. Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми среднего возраста
11. Организация краеведческой работы с дошкольниками. Программа «Новая Сибирь – мой край родной»
12. Развитие певческих способностей посредством игр и упражнений
13. Современный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей раннего возраста
14. Воспитатель XXI века
15. Дошкольникам о мире профессий
16. Современному ребенку – современный воспитатель
17. Дети и деньги. Как воспитать финансово грамотного ребенка?
18. Формирование финансовой грамотности у дошкольников
19. Использование современных программируемых игрушек для повышения интереса дошкольников к занятиям физкультурой и спортивным играм
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы