Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми среднего возраста

 
 

Трудолюбова Оксана Викторовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 373 «Скворушка» г. Новосибирска

 
 
 

Акимова Лариса Анатольевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 373 «Скворушка» г. Новосибирска

 

Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми среднего возраста

При изучении игры исследователи сталкиваются с многогранностью ее проявлений. Во многих языках понятие «игра» передается словами, одновременно обозначающими радость, веселье. Это означает, что игра – деятельность, которая доставляет ребенку удовольствие, характеризуется эмоциональным подъемом.

Игра – это деятельность, в которой ребенок воссоздает другие виды человеческой деятельности. Принимая на себя разные социальные роли, ребенок осваивает в игре сложную систему человеческих отношений. Именно в игровой практике ребенок начинает понимать, что люди любят друг друга и проявляют заботу, защищают друг друга и помогают. Если соответствующая игровая практика не накоплена в дошкольном детстве, социальное развитие ребенка может быть осложнено. В игре ребенок удовлетворяет свои психологические потребности – быть как взрослый.

Игра – добровольная деятельность, она несет в себе чувство свободы. Нельзя играть по принуждению. Пожалуй, для дошкольника это единственная деятельность, в которой он пользуется свободой и может выбирать во что играть, сколько времени играть, какие игрушки брать.

В своей возрастной группе мы широко используем игры с сюжетом. Основа сюжетно-ролевой игры – воображаемая ситуация, которая включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия.

Сюжет – та сторона действительности, которая находит отражение в игре. В сюжете выражено отношение ребенка к миру. Сюжеты игр стареют и отмирают, теряя свою актуальность и привлекательность. Поскольку сюжетные игры копируют жизнь, дети, в них играющие, накапливают опыт социальных отношений людей, опыт социальных переживаний. С точки зрения содержания наиболее распространенными сюжетами являются (С.А. Шмаков):

– профессиональные;

– военизированные («стрелялки», «догонялки», по мотивам мультфильмов);

– созидательные (строительство);

– поиска и открытия (путешествия, «космос»);

– связанные с искусством («цирк», «театр»);

– сказочные;

– фантастические;

– этнографические («в индейцев»).

Роль – образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с другими играющими. Выбор роли в игре – это выбор мотива поведения. Роли могут быть самыми разнообразными (С.А. Шмаков):

– роль конкретного взрослого человека или персонажа фильма, мультфильма, книги;

– роль-профессия обобщенного типа (учитель, врач);

– семейная роль (мама, папа, дочка, сын);

– этнографические роли (индеец);

– сказочные, карнавальные роли (Дед мороз, Волшебник, Пират, Баба Яга);

– роль животного.

Наблюдая за детьми в начале года, мы отметили, что те, которые впервые пришли в детский сад, не умеют играть в сюжетно-ролевые игры. Часто в игре дети отражают элементарные бытовые сюжеты, самостоятельно не обогащают игровое содержание; характерно стереотипное разыгрывание одних и тех же сюжетов и ролей. Есть дети, которые не умеют согласовывать свои действия и замыслы в игре с другими детьми, что приводит к конфликтным ситуациям.

Вот поэтому мы решили научить детей играть правильно и разработали перспективный план на год, в который включили следующие сюжетно-ролевые игры по возрасту детей: «Семья», «Большая стирка», «Автобус», «Больница», «Кругосветное путешествие», «Магазин», «Шофёры», «Лётчики», «Театр».

В нашей группе создана игровая среда, где стационарно размещены сюжетно-ролевые игры, а также некоторые виды игр собраны в контейнерах и находятся в доступном для детей месте. Также в группе размещены игровые модули по сюжетно-ролевым играм, которые мы пополняем с помощью родителей. Родители принимают активное участие в пополнении развивающей среды по игровой деятельности.

В феврале-марте 2021 года в нашем детском саду проходил смотр-конкурс пособий по сюжетно-ролевым играм. Мы совместно с детьми и родителями группы подготовили сюжетно-ролевую игру «Аптека», «Больница» и «Ветеринарная лечебница». Целью создания данной игры стало формирование коммуникативной компетентности и развитие познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста. Прежде чем проиграть с детьми в ту или иную игру, необходимо наполнить ее познавательным содержанием, дать детям необходимые понятия и показать элементарные трудовые действия. В связи с ограничением на посещение массовых мест мы, к сожалению, не смогли с детьми сходить на экскурсию в аптеку. Поэтому посмотрели видеофильм по темам «Аптека», «Ветеринарная лечебница», «Аптека для животных», «Больница», познакомили ребят с профессией провизора, фармацевта, ветеринара, врача. К нам в гости пришли старшая медсестра и врач детского сада, которые рассказали о своей профессии и провели экскурсию по медицинскому кабинету. Совместно с родителями мы пополнили предметно-развивающую среду, обновили атрибуты к игре, в совместной деятельности с детьми изготовили необходимые для игры пособия: лекарства, рецепты и многое другое. Дети и их родители с интересом включились в подготовку к созданию новых сюжетно-ролевых игр. В марте в нашем детском саду проходил смотр-конкурс сюжетно-ролевых игр, на котором были успешно представлены и наши игры!

Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы «понарошку», мы учим детей ориентироваться в мире. Игра дает психологическую устойчивость. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

Итак, игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста, а сюжетно-ролевая игра является вершиной игровой детской деятельности. Все предыдущие формы игры являются подготовительным этапом к освоению сюжетно-ролевых игр, к осмысленному принятию на себя той или иной роли.

Количество просмотров: 7352  

Добавить комментарий

Target Image
1. Система работы воспитателя с родителями дошкольников
2. Карты Бьюзена как один из эффективных инструментов вовлечения родителей в образовательный процесс
3. Фольклорный праздник как средство развития речи дошкольников
4. Деловая игра «Логопедическое ассорти» как средство методической помощи в организации коррекционной работы
5. Дистанционное обучение в МКДОУ д/с № 27 «Росинка»
6. Формы интеграции музыкальной деятельности и других образовательных областей в дошкольном образовании
7. Современные формы взаимодействия с родителями по коррекции речевых нарушений у детей с ТНР
8. Реализация регионального компонента в средней группе детского сада посредством проектной деятельности
9. Креативные атрибуты к сюжетно-ролевым играм в ДОУ
10. Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми среднего возраста
11. Организация краеведческой работы с дошкольниками. Программа «Новая Сибирь – мой край родной»
12. Развитие певческих способностей посредством игр и упражнений
13. Современный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей раннего возраста
14. Воспитатель XXI века
15. Дошкольникам о мире профессий
16. Современному ребенку – современный воспитатель
17. Дети и деньги. Как воспитать финансово грамотного ребенка?
18. Формирование финансовой грамотности у дошкольников
19. Использование современных программируемых игрушек для повышения интереса дошкольников к занятиям физкультурой и спортивным играм
1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы