Как мотивировать ребенка?

 
 

Буркова Анастасия Юрьевна,

руководитель проекта «Интернет-блог "Позитивное мышление"»

 

Как мотивировать ребенка?

Каждый из нас хочет, чтобы его ребенок: дочь, сын, внук, внучка, правнуки выросли стоящими людьми. Хочется, чтобы у них были такие интересы, которые бы сделали их жизнь насыщенной и счастливой. Поэтому мы пытаемся читать умные книги от известных психологов, как вырастить ребёнка, убеждаем или кричим на ребенка, что надо заняться чем-то стоящим, мотивируем деньгами или запретами. Но, как известно, самый лучший учитель – это практика.

Мы задались как раз задачей начать объединять такую живую практику и попросили людей присылать нам свои рассказы, как они мотивируют детей. В результате в апреле 2021 года вышел первый сборник рассказов «Как мотивировать ребенка: живые примеры».

Рассказы объединяет искренний интерес авторов к теме детской мотивации. Звучат такие важные слова, как собственный пример, правильная постановка целей, искреннее участие взрослого в жизни ребёнка, креативность в нахождении интереса ребёнка, дисциплина, создание «историй успеха» детей, размышления о том, что было бы, если бы мотивация не была бы найдена.

Каковы же конкретные рекомендации родителей и учителей в отношении мотивации ребёнка? Ниже мы суммируем некоторые из них и даем цитаты из рассказов участников сборника:

– Постановка конкретных и выполнимых целей ребенку

«Любая мотивация работает именно через цель. Для детей важно, чтобы она была достижима. Если ребенок не может стать отличником, как вы его не мотивируйте, только изведете и его, и себя. Представьте, что вам сказали: получишь машину, если пробежишь международный марафон первым. А вы при этом вообще не про бег. Побежите вы за этой машиной?» (Е.К. Афанасьева)

– Оценка действий ребенка авторитетной для него личностью

«Представляете, что такое получить конкретную похвалу за определенное действие от такого человека? Я до сих пор помню каждый такой момент из своего детства (Их было не много, но тем они и ценны). От такой похвалы самооценка, вера в себя, в свои возможности взлетает невероятно, и вот из этой точки появляются настоящие желания и мотивация, и даже переоценка ценностей. Одно дело, когда тебя каждый день пилит родитель, ну или хвалит. Последнее ценно, но когда это делает кто-то значимый для тебя со стороны, – это бесценно». (Е.К. Афанасьева)

«Сегодня с утра в группе работала Вера Александровна, его любимая воспитательница, которая уже имела своих внуков. Именно с ней, во время прогулки на улице, и решил мальчик обсудить свой важный вопрос, на который самостоятельно никак не мог найти ответа.

Вечером, уже лёжа в постели, перед тем, как заснуть, Лёнечка вспоминал свой разговор в садике с Верой Александровной и всё, что сделал по её совету. Сегодня за вечер ему удалось три раза обнять бабушку и пять раз ей улыбнуться, глядя в глаза, чтобы получить от неё улыбку в ответ. Ведь только так, через её улыбку, он сегодня хоть и немного, но уже купил ей здоровья». (О.Г.Павлова)

– Получение результата или бонуса от достижения цели, похвала от взрослого

«Стены гостиной и детских спален украшают многочисленные дипломы и кубки, завоеванные ребятишками на городских спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. В общем счете только одних медалей здесь больше сотни.

– Мы с мужем поощряем участие ребят в конкурсах и соревнованиях, ведь даже незначительная победа мотивирует и дальше заниматься саморазвитием, – объясняет свою позицию многодетная мать. – Например, мой четвертый ребенок Богдан заслужил первую свою медаль в два года за участие в городском «Кроссе нации» (О.В. Пегушина)

– Предоставление ребёнку свободы выражения, создание условий, когда ребёнок может что-то изменить своими действиями

«Вот бы энергию Лизаветы своевременно применить в каком-нибудь виде спорта. Она обязательно добилась бы успеха. И, возможно, прославит ещё свой город, область или всю страну». (С.Б. Колбин)

– Мотивация своим примером

«Немаловажным считает женщина и собственный пример родителей. Именно из желания малыша помогать в хозяйстве (даже если это и воспринимается им пока как игра) и развивается любовь к труду. Надо сказать, что трудятся мать и дети Рыковы тоже вместе: это и огород, и уборка по дому, и даже кулинария». (О.В. Пегушина)

«Как же меня вдохновляли мои родители? Каждую ночь, когда уже выключали свет и ложились в кровати, папа и мама пели мне песни, читали мне стихи и рассказывали истории и сказки. А что запомнилось мне больше всего, это стихи моей мамы, которые до сих пор в моей памяти. Также мы читали по ролям, по очереди рассказывали стихи и играли в игры на выразительность чтения». (Б.С. Туйганова)

– Позволить ребенку сделать неправильно, чтобы он увидел последствия и учился на своих ошибках

«Вечером он рассказал папе обо всех событиях сегодняшнего дня и закончил историей со шнурками.

– Ты дважды молодец – нашел в себе мужество и признался в обмане и умница, что сам справился со шнурками. Ведь главное – очень захотеть и постараться, и тогда обязательно все получится!» (О.В. Гайдай)

«Я хочу, чтобы взрослые больше прислушивались к подросткам и детям! Поймите, зачастую то, как родители реагируют на наши неудачи, заставляет нас думать, что у нас нет права на ошибку. Под вашим давлением мы стремимся стать идеальными, а это, поверьте, напрасно отнимает много сил. Я понимаю, что вы хотите, чтобы мы не повторяли ваших ошибок, но без ошибок опыта не бывает! Нам необходимо ошибаться и знать, что вы поддержите…» (Д.Р. Деденко)

– Неподдельное внимание к жизни и интересам ребенка со стороны взрослых

«И главной мотивацией жить интересно, расширять свой кругозор, общение, занятия – это чувство, что ты нужен и важен, сейчас, а не завтра». (Е.К. Афанасьева)

«Ты сидишь в своей комнате, делаешь уроки, зубришь, иногда отвечаешь друзьям в социальных сетях. Казалось бы, что может пойти не так? Но у взрослых, причём не только у родителей, есть вредная привычка – повторять одно и то же по сто раз. Ну сколько можно! Сделай уроки, ты не сдашь экзамен или не напишешь контрольную; сиди прямо, а то будет искривление позвоночника; съешь фрукты, а то совсем ничего полезного не ешь; спать нужно раньше ложиться…

Изо дня в день одно и тоже. Вроде как ты и так всё понимаешь и делаешь, но слушать нравоучения приходится каждый день.

А что насчёт простого разговора по душам? Ответьте себе на вопрос, только честно: вы часто разговариваете со своим ребёнком? Нет, не на тему школы и не о чём-то важном, просто о хобби, о погоде, о любимом фильме?» (Д.Р. Деденко)

– Нахождение сферы реализации для конкретного ребёнка с учетом его специфики

«С огромным трепетом и любовью вспоминаю о своем детстве. Потому благодарна своим родителям. Именно они вдохновляли меня на творчество и учебную деятельность. С самого детства я пишу стихи и песни, активно принимала участие в школьной жизни, была редактором школьной газеты, радистом на школьном радио, учувствовала в дебатном клубе и т.д.». (Б.С. Туйганова)

– Дисциплина

«Они знали, придя со школы, 30 минут отдохнули – уроки! Потом помощь по дому, а потом гулять. Некоторые говорят, пусть дети больше играют, мы отнимаем у них детство.

А потом сами себя спрашивают:

– Почему он таким лентяем вырос?

Не зря же наши предки придумали: «СДЕЛАЛ ДЕЛО, ГУЛЯЙ СМЕЛО!», «ДЕЛУ ВРЕМЯ, А ПОТЕХЕ ЧАС». (В.М. Веретнов)

– Вовлечение ребёнка в домашние дела, забота старших детей в отношении младших, забота о ближних

«Мальчик задумался. Всё воскресенье он был рассеян и о чём-то усиленно думал. Первыми шагами в бизнесе решил заняться позже. Сейчас был занят более важным делом, это решить вопрос о том, как или чем купить здоровье для бабушки.» (О.Г.Павлова)

«Я считаю, что всесторонние интересы, трудолюбие и моральные качества в ребенке нужно развивать с рождения, а не так, что спохватились, когда ему исполнилось семь-восемь лет, а он ничего не умеет и, главное, ничему учиться не хочет» (О.В. Пегушина).

– Создание историй успеха для каждого ребёнка

«Если поразмыслить, то каждый ребенок четы Рыковых с юного возраста успешно реализует себя в интересных ему сферах. Так что Ирина вполне может давать советы по воспитанию детей. И первый пункт тут – создание как можно больше ситуаций успеха.

– Это одна из важнейших платформ, – считает Ирина. – У каждого моего ребенка есть свое портфолио, у старших оно уже не вмещается в одну папку. При этом ребенок должен понимать, что успех приходит не сам по себе, а с помощью определенных усилий и поражения надо воспринимать адекватно, как ступеньку к будущей победе, а не трагедией всей жизни.» (О.В. Пегушина)

«Каждый день мои родители создавали для меня ситуацию успеха, но не искусственную, а настоящую, интересную, запоминающуюся. Как учитель, я с уверенностью могу сказать, что если ребенок один раз испытает успех, он несомненно захочет его повторить. Мы взрослые, должны создавать ситуацию успеха, но такую, чтоб ребенок приложил усилия, а он будет трудиться, когда ему будет интересно» (Б.С. Туйганова)

– Вовлечение ребёнка в активность посредством игрового элемента.

«Я решил – никакого принуждения, всё строить на основе игр и рассказов». (В.М. Веретнов)

– Доброжелательная атмосфера дома

«И ещё, чтобы не калечить детскую психику, постарайтесь никогда не ссориться, тем более ругаться при детях. Я не верю, когда говорят – вон живут, как голубки, никогда не ссорятся. В жизни всякое бывает – иногда из какого-нибудь пустяка возгорится пламя. Главное не дать ему перерасти в пожар и вовремя остановится. От этого страдают дети». (В.М. Веретнов)

Еще многие отметили, что надо терпеливо идти по пути мотивации изо дня в день. Не отчаиваться, пытаться ещё и ещё раз. Ведь наградой наших попыток и усилий будет счастливое будущее нашего малыша.

Количество просмотров: 3528  

Добавить комментарий

Target Image
1. Организация общего родительского собрания в детском саду
2. Как мотивировать ребенка?
3. Классный час «Нам не нужна война!»
4. Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР по теме «Путешествие в страну здоровья»
5. Развлечение на улице для подготовительных групп (дети 6-7 лет) «Задорная санница»
6. Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по теме «Поможем петушку из сказки «Петушок и бобовое зернышко»
7. Открытый урок по теме «Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта «Шар в окошке», систематизация знаний о способах подготовки к пересказу»
8. Классный час «Реки России»
9. Конспект музыкально-познавательного занятия по закреплению знаний дошкольников о музыкальных инструментах с использованием программируемой игрушки «Умная пчела»
10. Развитие речи детей раннего возраста посредством сказок
11. Разработка классного часа «Секреты здоровья»
12. Речевое развитие дошкольников посредством приобщения детей к художественной литературе
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы