Формирование предпосылок функциональной читательской грамотности в ДОУ посредством развивающей предметно-пространственной среды

 
 

Кущева Ирина Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ д/с № 481 г. Новосибирска

 

Формирование предпосылок функциональной читательской грамотности в ДОУ посредством развивающей предметно-пространственной среды

В последнее время дети дошкольного возраста уделяют больше времени гаджетам, чем книгам. Это объясняется занятостью родителей, невозможностью иметь дома большую библиотеку, доступностью компьютерных технологий. Поэтому ответственность за формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста большей частью ложится на воспитателей ДОУ.

Что такое читательская грамотность для ребенка дошкольного возраста? Это интерес ребенка к книгам, желание рассматривать, слушать и понимать тексты разных жанров, просить у взрослых почитать, а впоследствии самому научиться читать. Именно функциональная читательская грамотность является базовой способностью для самостоятельного обучения и полноценного участия в жизни современной цивилизации. Развитие интереса к чтению в раннем возрасте способствует развитию у детей самостоятельности и уверенности в себе, пониманию того, что из книг можно извлечь знания, необходимые в жизни. Хочу поделиться своими педагогическими наблюдениями о формировании предпосылок функциональной читательской грамотности у детей дошкольного возраста через развивающую предметно-пространственную среду.

Немалую роль в формировании предпосылок читательской грамотности у дошкольников играет литературный центр в группе. Чтобы привлечь внимание детей к книгам, мы оформили в группе яркий и эстетичный литературный центр.

В литературном центре мы периодически оформляем тематические выставки творчества поэтов и писателей, выставки рисунков и поделок детей по литературным произведениям, творческие работы детей и родителей по проектам, размещаем дидактические пособия и игры, которые используем в работе.

Выставка творчества Маршака

Выставка творчества К. И. Чуковского

В соответствии с требованиями ФГОС ДО в литературный центр мы выставляем книги с яркими иллюстрациями, среди которых обязательно должны находиться знакомые детям издания. Также учитываем различные интересы детей и помещаем произведения на разнообразную тематику: о людях, животных и птицах, природе, транспорте, профессиях, путешествиях и т. д. В наш литературный центр мы помещаем книжки-малышки, в том числе сделанные детьми и родителями. У нас есть книжки-малышки по творчеству В. Бианки, А. Барто, сборник стихов «Зимние забавы» с детскими иллюстрациями. Ребята любят рассматривать такие книжки и пересказывать их содержание. Очень интересуются ребята книжками их мам и бабушек, которые также имеются в нашем центре и выставляются в соответствии с лексической темой.

Книжки-малышки

Привлекают детей и различные дидактические игры, в которые они любят играть самостоятельно: «Из какой сказки герой?», «Четвертый лишний», «Назови сказку по иллюстрации», «Возьми карточку и расскажи стихотворение», «Парные картинки», «Сложи картинку», «Кто за кем?», «Какому герою подойдет предмет?» и многие другие. Также в нашем литературном центре имеются картотеки: «Загадки по сказкам», «Пословицы и поговорки», «Пальчиковые игры в картинках», «Чистоговорки с картинками», «Мнемотаблицы», игры ТРИЗ. Разученные в совместной деятельности пальчиковые игры, чистоговорки ребята берут в литературном центре и проговаривают самостоятельно, используют в своих играх.

Мнемотаблицы 

ТРИЗ

После прочтения какой-либо сказки мы размещаем на полке литературного центра театральных персонажей, чтобы ребята смогли проиграть сюжет знакомой сказки. Предоставляем возможность самостоятельно создать театральных персонажей из бумаги и картона. Для этого заготавливаем распечатку сказочных героев по сказке для пальчикового театра, дети раскрашивают героев, вырезают, склеивают заготовку, играют, употребляя диалоги из знакомых сказок.

Игры с пальчиковым театром из бумаги

Также мы размещаем в литературном центре индивидуальные выставки поделок и иллюстраций ребят по произведениям. Это привлекает внимание других детей, которые тоже хотят поучаствовать в выставке со своими работами по прочитанным книжкам. Таким образом, играя в различные игры, рассматривая книги и иллюстрации, у дошкольников формируется интерес к художественной литературе.

На формирование читательской грамотности детей большое влияние оказывает театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи, проявления творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Поэтому очень важно в группе иметь правильно оформленный театральный центр.

Дети нашей группы очень любят играть в театральном центре. Здесь у нас имеются различные виды театра: настольный – из различных материалов (деревянный, пластмассовый, бумажный), пальчиковый (бумажный, вязаный, фетровый), куклы бибабо, магнитный, маски животных и птиц. В театральном центре мы размещаем работы, сделанные детьми и их родителями. После прочтения сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом» у нас появился настольный вязаный театр, который для наших детей связали родители. Ребята знают и любят произведения Маршака, используют тексты его произведений в своей театральной и игровой деятельности.

Настольный театр «Репка»

После знакомства с русскими народными сказками мы с ребятами изготовили маски животных из бумажных тарелочек. Изготовленные своими руками маски с удовольствием используются в театрализованных и сюжетно-ролевых играх. Также родители смастерили нам театральную настольную ширму для самостоятельных игр. Дети используют ее в своих повседневных играх, готовят по вечерам мини-спектакли для друзей. В самостоятельной деятельности импровизируют с персонажами пальчикового, настольного и магнитного театра. Во время таких игр наблюдается снятие внутренней напряженности, что способствует развитию положительных эмоций, связной речи.

Настольная театральная ширма

Очень любят наши ребята участвовать в театрализованных играх и представлениях по знакомым литературным произведениям. Для этого в театральном центре у нас есть уголок ряженья, где можно выбрать костюм для своей роли. Некоторые костюмы для уголка ряженья нам помогают изготовить родители. Дети очень любят наряжаться в костюмы, изготовленные их родителями, и исполнять знакомые сюжеты сказок.

Театрализованная игра по сказке Биссета

Таким образом, оформленные грамотно, ярко и эстетично литературные и театральные центры в группе способствуют повышению интереса к художественной литературе, к стремлению самостоятельно читать книги и извлекать из них полезную информацию.

Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их.

Количество просмотров: 1251  

Добавить комментарий

Target Image
1. Наставничество – основа качественной и стабильной работы дошкольной образовательной организации
2. Система наставничества в рамках проекта «Создание инновационной комплексной системы взаимодействия с участниками образовательного процесса по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста»
3. Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста
4. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества дошкольного образования
5. Организация работы с родителями в соответствии с ФОП ДО
6. Национальная культура народов Сибири
7. Наставничество как основа профессионального развития педагога
8. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора
9. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества образования
10. Эффективное внедрение гибкого планирования при реализации основных задач образовательной программы ДОО согласно ФОП ДО
11. Использование наставничества в образовательной деятельности с детьми в условиях ФОП ДО
12. «Рецепт» моей наставнической деятельности
13. Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников посредством технологии «Посткроссинг»
14. Формирование предпосылок функциональной читательской грамотности в ДОУ посредством развивающей предметно-пространственной среды
15. Роль старшего воспитателя в повышении качества образовательного процесса
16. Развитие чувства ритма дошкольников при обучении игре на деревянных ложках
17. Создание в группе центра патриотического воспитания дошкольников
18. Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста
19. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества образования
20. Азбука дорожного движения

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы