Наставничество – основа качественной и стабильной работы дошкольной образовательной организации

 
 

Полухина Елена Николаевна,

заведующий МАДОУ д/с № 439 г. Новосибирска

 
 
 

Галкина Людмила Николаевна,

старший воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с № 439 г. Новосибирска

 
 
 

Федоренко Оксана Андреевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с № 439 г. Новосибирска

 

Наставничество – основа качественной и стабильной работы дошкольной образовательной организации

Леча больного, доктор только помогает природе; точно так же и наставник

должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения

того или другого предмета; не учить, а только помогать учиться.

Константин Дмитриевич Ушинский

Нужно ли учиться «учителю»? Ответ «да», и другого, на наш взгляд, быть не может! Желание учиться – это основа успешности в выбранной сфере деятельности, хорошие адаптационные возможности в стремительно меняющихся реалиях мира. Путь познания – долгий путь. Человек развивается интеллектуально на протяжении всей жизни. Когда начинающий специалист приходит работать в детский сад, в группу с двадцатью пятью воспитанниками, ему необходимо знать и уметь «здесь и сейчас», важно не упустить бесценные возможности дошкольного периода детства. На помощь приходит наставник – проводник в мир дошкольной педагогики. Наставник – это профессионал высокого класса, знающий образовательную организацию, имеющий опыт педагогической работы, педагог, способный оказывать помощь и поддержку молодым специалистам. Наставничество – это одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера (Педагогический словарь).

В нашей образовательной организации трудится 37 педагогов, из которых 18 «вышли» из младших воспитателей. На наш взгляд, это особенно ценный контингент педагогического коллектива дошкольной организации, т. к. это люди, увидевшие профессию изнутри, это их осознанный выбор. В том, что ни один из начинающих специалистов не покинул педагогическую стезю, заслуга системы наставничества, которая реализуется в МАДОУ д/с № 439 с 2015 года. Основными документами, которыми регламентируется деятельность системы наставничества являются: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 28, 47, 48; распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Указ Президента РФ от 7.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; приказ министерства образования Новосибирской области № 564 от 25.03.2022 «Об утверждении примерного положения о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Новосибирской области»; приказ департамента образования мэрии города Новосибирска от 09.03.2021 № 0168-од «Об утверждении Положения о наставничестве для вновь назначенных руководителей и педагогов муниципальных образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования мэрии города Новосибирска»; локальные акты МАДОУ д/с № 439 (с формами планирования и отчетности).

Цель системы наставничества в нашей организации – создание условий для профессионального становления начинающих педагогов. В процессе наставнической деятельности решаются следующие важные задачи:

– способствовать формированию профессиональной компетентности начинающих педагогов;

– развивать социально значимые и профессионально важные качества;

– стимулировать готовность воспитателей к профессиональному росту, к поиску оптимальных способов качественного и творческого выполнения своей профессиональной деятельности.

В образовательной организации считаются актуальными и реализуются четыре формата наставничества.

1. «Наставник» (педагог с высоким уровнем ИКТ-компетентности) – «Наставляемый» (педагог, испытывающий трудности в освоении ИКТ).

2. «Наставник» (опытный педагог по реализации вариативной программы, внедряемой в пилотном режиме) – «Наставляемый» (педагог, приступающий к реализации вариативной программы, внедряемой в пилотном режиме).

3. «Наставник» (опытный педагог) – «Наставляемый» (начинающий специалист).

4. «Наставник» (опытный и неравнодушный руководитель) – «Наставляемый» (потенциальный руководитель).

Немного подробнее о каждом из форматов. В рамках первого формата реализуется два направления: ситуативное наставничество (освоение навыков работы с компьютером; освоение навыков работы с сервисами и программами); постоянное наставничество (работа с электронным портфолио; работа с интерактивной доской).

Второй формат наставничества направлен на развитие компетенций воспитателей по реализации какой-либо вариативной программы. Педагогами детского сада разработаны и реализуются авторские программы, которые составили вариативную часть программы детского сада. Данные программы внедряются в пилотном режиме на нескольких группах. Отработав и освоив модели, технологии и методы, педагоги становятся наставниками для воспитателей, на чьих группах предполагается внедрение конкретной программы. В рамках данного формата освоены программы: «Кубик на кубик» (развитие инженерного мышления дошкольников средствами конструктивной и опытно-экспериментальной деятельности), авторы – педагоги ДОО О. Ю. Кривоносова, Т. С. Шатохина, Л. Н. Галкина; «Программа экономического воспитания дошкольников» (разработчик ФГА ОУ ДПО «Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий», Москва, 2019 г.).

Третий формат наставничества: «Наставник» опытный педагог – «Наставляемый» начинающий специалист – постоянно действующий, т. к. педагогический коллектив, несмотря на свою стабильность, обновляется (педагоги уходят на пенсию, меняют место жительства). Начинающими специалистами становятся наши сотрудники, чаще всего, это младшие воспитатели.

Система наставничества реализуется в двух формах:

Подгрупповые формы

Индивидуальные формы

Мастер-класс

Консультации

Открытые просмотры занятий и совместной деятельности у начинающих специалистов

Взаимопосещение занятий, совместной деятельности, режимных моментов, утреннего и вечернего приема родителей

Семинар-практикум

Совместное перспективное и календарное планирование

Круглый стол

Совместное проведение занятий и совместной деятельности и т.д.

Деловая игра

Совместное (или при участии) проведение родительского собрания

Наблюдение за работой «наставника»

 

Чтобы помочь начинающему педагогу освоить профессию в короткие сроки без лишнего стресса и перегрузки, из числа опытных за ним закрепляется наставник, который помогает в индивидуальном формате освоить профессию и закрепиться в ней. Алгоритм построения взаимодействия «наставника» и «наставляемого» заключается в изучении потребностей и определении сильных сторон «наставляемого»; в реализации практических мероприятий по повышению компетентности «наставляемого»; в анализе деятельности «наставника» и «наставляемого» с последующим планированием дальнейшей работы или ее завершением.

Подгрупповой формой работы является деятельность «Школы начинающего специалиста», куратор – педагог с большим стажем работы. На сегодняшний день в данном объединении состоят 8 начинающих педагогов (3 воспитателя, 2 тьютора, 1 педагог-психолог), за которыми закреплены педагоги-стажисты. Деятельность «школы», как и деятельность отдельного «наставника», строится на основе приказа и положения о наставничестве. Актуальность подгрупповых форм «наставничества» состоит в том, что в подгруппе можно организовать ролевую или деловую игру, тема которой актуальна только для начинающих специалистов (например, «Эффективные формы проведения родительского собрания» или «Первое родительское собрание»); в подгруппе начинающий специалист может представить свой опыт работы в более эмоционально комфортной для него обстановке, первый положительный опыт публичного выступления в подгруппе позволяет начинающему специалисту чувствовать себя более уверенно при выступлении в большом коллективе.

Один из эффективных приемов развития навыков публичного выступления – это проведение мастер-класса для небольшой подгруппы педагогов в рамках «школы». Мастер-класс проводится по близкому, знакомому для начинающего специалиста направлению (которое может быть и не связано с педагогической деятельностью). В конце учебного года в ходе традиционного «круглого стола» «Мои достижения» (все педагоги детского сада рассказывают или демонстрируют то, чему научились или что нового и интересного узнали в текущем учебном году) «наставник» и «наставляемый» представляют совместный творческий отчет о проделанной работе.

Основные направления методической помощи начинающему воспитателю:

– нормативно-правовая база построения образовательной деятельности;

– взаимодействие с семьями воспитанников (законными представителями);

– культура речи;

– корпоративная культура;

– презентация своего опыта.

Благодаря реализуемой системе наставничества осуществляется взаимосвязь и передача ценного педагогического опыта, что положительно сказывается на качестве дошкольного образования:

– близлежащие общеобразовательные школы, а также школа искусств № 14 охотно принимают в свои стены наших выпускников;

– наблюдается 100 % закрепление начинающих специалистов в профессии;

– в детском саду нет дефицита педагогических кадров в течение продолжительного периода;

– у сотрудников образовательной организации есть возможность карьерного роста и саморазвития в обстановке полного принятия.

Безусловно, наставничество – это стратегический ресурс повышения качества образования.

Количество просмотров: 746  

Добавить комментарий

Target Image
1. Наставничество – основа качественной и стабильной работы дошкольной образовательной организации
2. Система наставничества в рамках проекта «Создание инновационной комплексной системы взаимодействия с участниками образовательного процесса по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста»
3. Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста
4. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества дошкольного образования
5. Организация работы с родителями в соответствии с ФОП ДО
6. Национальная культура народов Сибири
7. Наставничество как основа профессионального развития педагога
8. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора
9. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества образования
10. Эффективное внедрение гибкого планирования при реализации основных задач образовательной программы ДОО согласно ФОП ДО
11. Использование наставничества в образовательной деятельности с детьми в условиях ФОП ДО
12. «Рецепт» моей наставнической деятельности
13. Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников посредством технологии «Посткроссинг»
14. Формирование предпосылок функциональной читательской грамотности в ДОУ посредством развивающей предметно-пространственной среды
15. Роль старшего воспитателя в повышении качества образовательного процесса
16. Развитие чувства ритма дошкольников при обучении игре на деревянных ложках
17. Создание в группе центра патриотического воспитания дошкольников
18. Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста
19. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества образования
20. Азбука дорожного движения

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы