Роль старшего воспитателя в повышении качества образовательного процесса

 
 

Шураева Елена Владимировна,

старший воспитатель

МБДОУ д/с № 163 г. Новосибирска

 

Роль старшего воспитателя в повышении качества образовательного процесса

На данный момент одной из задач детского учреждения является модернизация педагогического процесса, повышение качества образования детей. Для того чтобы урегулировать эту задачу, в первую очередь необходимо создать условия для того, чтобы повысить активность и инициативность педагогов, стимулировать их творческие поиски. При этом особое значение уделяется грамотному построению тактики работы старшего воспитателя.

Главное в организации старшего воспитателя – это повышение качества образовательного процесса. Наша должность называется «старший воспитатель», но мне ближе – «методист». Именно в слове «методист», в каждой букве – направление, наполнение, суть нашей деятельности.

М – миссионер, Е – единомышленник, Т – творец, О – организатор, Д – дипломат, И – изобретатель, С – стратег, Т – тактик.

Миссионеру нужно уметь уговаривать другого верить в то, во что он сам верит, уметь вдохновлять, повести за собой.

Единомышленник. Первостепенное стремление старшего воспитателя – сделать так, чтобы весь коллектив рефлексировал в неразрывном порыве, был направлен на деятельность.

Творец – работа идет непрерывно в плодотворных поисках.

Организатор. Организация – это плановая деятельность, регуляция чего-то. По нашему мнению, это формирование рациональной структуры образовательного учреждения, направленной на повышение качества образовательного процесса.

Дипломат. Нельзя успешно руководить, если вы не можете найти подход к людям.

Изобретатель – реформатор, источник мыслей, информации. Нужно ориентироваться на широкий круг инноваций, не тратить времени на изобретения уже известных.

Стратег. Старший воспитатель должен уметь планировать свою деятельность, построенную по приемлемому и далекому прогнозу. Планирование является одной из важнейших функций руководства, в которую входит не только сам процесс подготовки плана, но и мыслительная инициатива по нему. Составление плана – это заканчивающий этап деятельности.

Тактик. В нашей деятельности необходима детализация приемов, способов и достижений поставленной цели.

Независимо от наименования должности, «методист» или «старший воспитатель», он организует и согласовывает деятельность всех педагогов в детском саду.

Созданная воспитательная система в нашем дошкольном образовательном учреждении обуславливает здоровый образ жизни детей с доминированием позитивных ценностей и отторжением отрицательных проявлений; обстановкой дружеского уважения, доброжелательности и взаимовыручки, гарантирующей каждому ребенку чувство эмоционального комфорта; вариантами разрешения споров внутренними стараниями; взаимодействием со средой как частью воспитательного пространства. Наше МДОУ опирается на научную концепцию: «К ребенку надо относиться как к равному, он уже самоценен, потому что он есть, он существует, как наше выражение себя во всем мире, как отражение мира в нас».

Структура образовательной деятельности образовательного учреждения формируется на базе функционирования педагогов и родителей. Система воспитания включает три блока взаимодополняющего характера, которые способствуют удовлетворению разных потребностей детей и формированию основных компетенций:

Независимая (экспериментальная) активность детей в условиях созданной взрослым развивающей среды.

Коллективная (поисковая) с детьми деятельность взрослого (педагог, родители).

Обобщающие занятия, общение со сверстниками, дети – «информаторы» – взрослый – «слушатель».

Взаимодействие руководителя, старшего педагога, коллектива специалистов, родителей происходит беспрерывно. Должны быть неделимые цели и последовательные действия в организации воспитания и образования. Кроме того, заведующий, старший педагог и весь коллектив должны иметь целостные требования к процессу образования. Принцип «единство требований» надёжно лежит на двух опорах: взаимопонимании и поддержке.

Поиск новейшего подхода к функционированию и развитию МБДОУ д/с № 163 как воспитательной системы мы обусловливаем с реализацией ФГОС ДО и Федеральной образовательной программы ДО.

Наш поиск, трансформируемый в опыт приемлемых принятий, отражен в подходе, используемом в воспитательно-образовательном процесса ДОУ – открытости.

Открытость воспитательной системы рассматривается нами в двух компонентах: как внутренняя, так и внешняя. Внутренняя открытость означает пластичное совмещение в образовательном процессе разных технологий, моделей, программ. Внешняя открытость – это способность стремительно откликаться на изменяющиеся социально-экономические условия; иначе говоря, включение детского сада в социально-экономическое и культурное пространство города.

В нашем ДОУ построена собственная система организации работы старшего педагога.

Стратегия: исследование, анализ; проектирование воспитательно-образовательного процесса.

По мнению В. Г. Афанасьева, Г.Х. Попова, Н. С. Сунцова, Ю. А. Конаржевского, А. Н.Трояна, каждый этап методической деятельности может быть разделен на несколько этапов: педагогический анализ, планирование, организация, контроль, регулирование и коррекция.

Планирование воспитательного и образовательного процесса проводится так: составляется годовой план, планируется образовательная и воспитательная деятельность, планируется отдельно работа специалистов (см. таблицу 1).

Без сомнения, обучать других возможно только при условии беспрерывного саморазвития, соответствующего требованиям времени. Основополагающая функция старшего воспитателя – оказание помощи педагогам в организации педагогического процесса, обучение, информирование с новыми формами и методами работы с детьми. Здесь разворачивается широкое поле активизации, раскрываются большие альтернативы по индивидуализации этой работы с одной стороны и формирование организованного коллектива воспитателей – с другой стороны. Деятельность с коллективом различна и включает в себя следующие направления:

1. Анкетирование (как воспитателей, так и родителей). Лучше разрабатывать анкеты самим, определяя цели.

2. Консультации всевозможных форм: индивидуальные, групповые, фронтальные.

3. Семинары. Это групповые занятия по определённому плану под руководством опытных воспитателей, специалистов. Семинары предназначены для повышения методологического уровня педагогов в соответствии с конкретным вопросом воспитательной и образовательной работы детей. Тематика семинаров связана с задачами годового плана, с целями программы развития дошкольного учреждения.

4. Семинары-практикумы. Устремлены на наращивание уровня практической подготовки педагогов, улучшение практических навыков, нужных в работе с детьми. Тематика семинаров-практикумов строится на запросах воспитателей и также связана с задачами годового плана.

5. Круглые столы: спорные, тематические по итогам контроля (тематического, оперативного).

6. Открытые просмотры, взаимопосещения, досуговая деятельность – ходим в гости друг к другу. Это одна из самых действенных форм методической работы. Следует различать «открытые занятия» и «коллективные просмотры». В первом случае это демонстрация показателя профессионализма педагогов, и они нередко применяются как одна из форм проведения аттестации, а в другом – показ определённых, весьма действенных форм, методов организации педагогического процесса для изучения и обучения им других воспитателей. Важно правильно организовать проведение коллективного просмотра:

– первое слово предлагается воспитателю, демонстрирующему свою работу, он знакомит с целью, программными задачами вида деятельности, проводит самоанализ;

– участникам коллективного просмотра предлагается задать вопросы воспитателю, который дает необходимые уточнения;

– старший воспитатель организует обсуждение увиденного всеми участниками: акцентирует внимание на том, что любое суждение должно начинаться с позитивного момента;

– воспитатель отвечает на озвученные замечания, разъясняет причины своих действий, педагогических приемов и т.д.;

– итог обсуждению подводит старший воспитатель.

7. Методические объединения.

8. Обмен опытом (наставничество, педагогическая практика).

9. Повышение квалификации педагогов.

Контроль играет базовую роль в улучшении качества образовательного процесса. Хорошей литературы по этой теме много, в том числе книга О.А. Скоролуповой «Контроль как один из этапов методической работы в ДОУ». Осуществляя контроль, помните, что вы идете не увидеть плохое и отругать, а увидеть хорошее и похвалить. И конечно, каждый контроль должен иметь рациональное завершение.

Контроль воспитательно-образовательного процесса: оперативный, тематический.

По решению проблем: текущих; возникающих эпизодически.

По исследованию, обобщению, внедрению: передового педагогического опыта. Просмотр, обсуждение, рекомендации, закрепление, поощрение, распространение, внедрение (на разных уровнях), выявление опыта.

Создавая образовательное пространство, необходимо ориентироваться на требования детей. Чтобы им было хорошо и комфортно, чтобы хотелось идти в детский сад, потому что там можно играть всем и во все, потому что там всего много и все очень красивое и доступное.

Обязательным условием благополучного осуществления педагогического процесса является наличие методической базы и библиотеки, в которой должно быть представлено два раздела: детская и профессиональная литература.

Работа методического кабинета наиболее ёмко отражена в его «паспорте» (рис. 1).

Рис. 1. Паспорт методического кабинета ДОУ

Мы видим, что методическое действие в ДОУ состоит из взаимосвязанных функциональных блоков. Знание особенностей функционирования каждой группы и характер связей между ними дает возможность отчётливо и грамотно организовывать улучшение качества образовательного процесса.

Используемая литература:

1. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении. М., 1991.

2. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. М., 2003.

3. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. –М.: ТЦ Сфера, 2004.

4. Скоролупова О.А. Контроль как один из этапов методической работы в ДОУ, Скрипторий 2000.

Количество просмотров: 2340  

Добавить комментарий

Target Image
1. Наставничество – основа качественной и стабильной работы дошкольной образовательной организации
2. Система наставничества в рамках проекта «Создание инновационной комплексной системы взаимодействия с участниками образовательного процесса по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста»
3. Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста
4. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества дошкольного образования
5. Организация работы с родителями в соответствии с ФОП ДО
6. Национальная культура народов Сибири
7. Наставничество как основа профессионального развития педагога
8. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора
9. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества образования
10. Эффективное внедрение гибкого планирования при реализации основных задач образовательной программы ДОО согласно ФОП ДО
11. Использование наставничества в образовательной деятельности с детьми в условиях ФОП ДО
12. «Рецепт» моей наставнической деятельности
13. Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников посредством технологии «Посткроссинг»
14. Формирование предпосылок функциональной читательской грамотности в ДОУ посредством развивающей предметно-пространственной среды
15. Роль старшего воспитателя в повышении качества образовательного процесса
16. Развитие чувства ритма дошкольников при обучении игре на деревянных ложках
17. Создание в группе центра патриотического воспитания дошкольников
18. Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста
19. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества образования
20. Азбука дорожного движения

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы