Наставничество как стратегический ресурс повышения качества образования

 
 

Гаенко Марина Викторовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ ЦРР д/с № 501 г. Новосибирска

 
 
 

Кобец Людмила Николаевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ ЦРР д/с № 501 г. Новосибирска

 

Наставничество как стратегический ресурс повышения качества образования

Актуальность темы наставничества в контексте повышения качества образования весьма высока. Как показывает опыт (не только отечественный, но и международный), именно образование является тем ценнейшим двигателем развития государства и общества, без которого поступательное развитие страны, ее социально-экономической сферы и всех сопутствующих областей попросту невозможно. Образование является фундаментом науки, техники и технологий, поскольку никакие достижения в этих направлениям нереальны без деятельности компетентных кадров.

По образному выражению, для разрушения страны достаточно разрушить её образование, так как «строители не смогут делать мосты, и люди будут падать с них, врачи не смогут лечить людей, и они будут умирать, военные не смогут защитить страну, и она будет захвачена, а юристы не смогут отстоять права и свободы, и они будут попраны».

В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос качества образования. Очевидно, что именно качество образования прямо влияет на то, насколько значимыми будут научные и иные достижения людей, как скоро инновации и прорывные технологии будут внедрены в повседневную жизнь, какими преимуществами будут обладать страны в геополитической сфере. Следовательно, повышение качества образования – это задача государственного уровня, и её решение должно учитывать обеспеченность всеми необходимыми ресурсами.

Поиск ресурсов означает учет таких факторов, методов, средств и инструментов, которые отвечали бы вызовам современного мира, как текущим, так и потенциальным, которые с большой вероятностью актуализируются в обозримом будущем.

Одним из таких ресурсов выступает наставничество. Несмотря на длительную историю этого инструмента, современные реалии позволяют увидеть и применять новые, ранее не учитываемые (либо находящиеся в тени) его аспекты.

Разнообразные вопросы в рассматриваемой сфере находятся в центре внимания большого числа исследователей. Как показывает В.А. Венцель, «рассматривая проблему повышения качества образовательных услуг, необходимо обратить внимание на развитие и генезис этого явления. Известно, что каждая эпоха развития человечества характеризуется внедрением технологий, появлением новых социальных институтов и необходимости в обучении в связи с появлением новых явлений. Образование – это, прежде всего, путь к эволюции и прогрессу, личностному росту и самореализации человека в социуме. Исходя из вышесказанного, можно отметить, что с появлением классического понимания образования возникает и необходимость в контроле и повышении качества образовательных услуг и их оценке» [4, с. 19].

По мнению В.А. Венцеля, «в отечественной практике преподавания используется традиционный подход, при котором обучающиеся и преподаватели находятся на достаточно большой дистанции, что соответствует модели «начальник – подчинённый». Конечно, можно по-разному относиться к этому, но стоит отметить, что такая модель формирует у студентов и учеников понятную концепцию построения грамотных профессиональных отношений с будущим работодателем, и основной проблемой повышения качества такого подхода можно считать необходимость внедрения новых методик обучения и разнообразия в учебный процесс» [4, с. 20].

Э.С. Бабаева подчеркивает, «что до сих пор в стране, и это показал анализ отечественной психолого-педагогической литературы, отсутствуют какие-либо критерии или индикаторы, на основе которых можно было бы оценивать эффекты и результативность непрерывного обучения человека, значимость образования в карьерном продвижении специалистов и их социальной активности и мобильности, создавать предпосылки для социально активной старости, управления собственным здоровьем, оптимизации взаимоотношений в семье» [1, с. 273].

По мнению Е.Д. Кожуховой, качество образования может быть определено как совокупность свойств обучения, соответствующих современным требованиям педагогической теории, практики и способных удовлетворить образовательные потребности личности, общества и государства [5, с. 231].

При разработке системы управления качеством обучения необходимо учитывать целый ряд факторов, представленных на рисунке 1.

Рисунок 1. Факторы, соблюдение которых необходимо при разработке системы управления качеством обучения

С точки зрения Л.Р. Курбановой, «качество образования – это востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни» [6, с. 114].

Автор подчеркивает, что «проблема снижения качества образования зависит от ученика, учителя и контроля родителей:

‒ слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей, и со стороны школы;

‒ пропуски занятий без уважительных причин;

‒ отсутствие единых требований к ответам обучающихся со стороны учительского состава;

‒ слишком большая опека учащихся со стороны учителей;

‒ отсутствие мотивации к учению у учащихся;

‒ невидение учениками перспективы для приложения своих знаний;

‒ преобладание фронтальной и коллективной формы обучения над групповой, проектной, системно-деятельностной и т. д.;

‒ потеря связи с родительской общественностью» [6, с. 115].

В статье И.Б. Байханова описан региональный опыт повышения качества общего образования через создание комплекса условий для профессионального развития педагогов. Охарактеризованы механизмы функционирования региональной системы учительского роста и основные направления ее развития. Раскрыта роль диагностики уровня предметно-методических компетенций педагогов в системном управлении качеством образования в регионе [2].

Коллектив авторов Ш.Т. Тухтасинова, Ш.Э. Исроилова, Д.Т. Бекмирзаева предлагает для рассмотрения два уровня качества образования: макроуровень и микроуровень [9, с. 239].

К первому можно отнести оценку качества на государственном, региональном и отраслевом уровнях, которая выражается в решении вопросов стандартизации образования, соответствие выпускаемых специалистов с потребностями региона, вопросы квалификации и социальной защиты. В сфере микроуровня находятся, в первую очередь, конкретный вуз, преподаватели, студенты и т.д.

Авторы делают вывод, что многие направления и формы повышения качества образования декларируются, однако их практическое применение в существенной степени запаздывает, реализуется не в полной мере.

Как подчеркивает И. С. Семина, «наставничество в образовательной среде решает следующие задачи:

1. Показать ценностно-смысловые установки, куда вовлечены как наставляемый, так и наставник.

2. Выявлять сильные стороны наставляемого и научить наставляемого использовать их в педагогической деятельности.

3. Поддерживать наставляемого.

4. Создать психологически комфортные условия для наставляемого при освоении деятельности» [8, с. 310].

Е. Г. Бударова, Е. А. Исаев указывают, что «наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри любой образовательной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации» [3, с. 43].

При этом выделить особую роль наставника в процессе формирования личности представляется возможным потому, что в основе наставнических отношений лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства, и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от человека к человеку.

По мнению С. М. Мальцевой, С. С. Елхимовой, в широком смысле слова «наставничество – это процесс передачи опыта и знаний от старших членов общества к младшим. Также наставничество – это форма индивидуальной работы с вновь принятыми сотрудниками по введению в профессию и профессиональному развитию, а также адаптации в коллективе. Это оказание взаимной помощи в духе партнерства и братства и инструмент воспитания молодых и перспективных кадров, механизм инновационных процессов в организации и мотиватор молодых сотрудников [7, с. 914].

Данные понятия объединяют то, что наставничество рассматривается как «кадровая технология».

Применение указанной кадровой технологии позволяет интерпретировать данный ресурс в качестве стратегического при решении задачи повышения качества образования.

Таким образом, проблема повышения качества образования имеет длительную историю. В науке существуют различные позиции в отношении этого вопроса, однако обобщение теории и практики позволяет выделить центральные моменты рассматриваемой проблемы. Среди них: взаимодействие семьи и школы, формирование благоприятного развивающего пространства, создание условий для полноценной активизации познавательного интереса учащихся, а также расширение применения института наставничества. С учетом современных реалий, наставничество позволяет обеспечить решение различных образовательных задач наиболее эффективными способами, оптимально учитывая интересы наставника, подопечного, обучающихся и образовательной организации. Именно такое взаимодействие можно рассматривать в качестве стратегического ресурса повышения качества образования.

Библиографический список

1. Бабаева Э.С. Проблемы повышения качества образования взрослых в условиях современности / Э.С. Бабаева // Актуальные вопросы психологического состояния общества как фактора общего благополучия: Сборник материалов II Межрегиональной научно-практической конференции, Дербент, 22 ноября 2021 года. – Махачкала: Дербентский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»; ИП Овчинников Михаил Артурович (Типография Алеф), 2021. – С. 267-277.

2. Байханов И.Б. Качество образования как стратегическая цель региональной образовательной политики в Чеченской Республике / И.Б. Байханов // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1. – № 6(63). – С. 46-55.

3. Бударова, Е. Г. Наставничество в системе среднего профессионального образования / Е. Г. Бударова, Е. А. Исаев // Наставничество: индивидуальная траектория развития профессионалов XXI века: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Ульяновск, 20 апреля 2023 года / Редколлегия: Н.И. Нагимова, Г.Ф. Скрипкина. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2023. – С. 43-46.

4. Венцель В.А. Генезис проблемы повышения качества образовательных услуг в России и за рубежом / В.А. Венцель // Педагогический вестник. – 2022. – № 23. – С. 19-21.

5. Кожухова Е.Д. Проблемы и перспективы повышения качества образования в РФ / Е.Д. Кожухова // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях физической культуры: Материалы XXX Юбилейной региональной научно-методической конференции, посвященной 50 летию УралГУФК, Челябинск, 22 мая 2020 года. – Челябинск: Уральский государственный университет физической культуры, 2020. – С. 230-231.

6. Курбанова, Л.Р. Качество образования в школе, проблемы и пути решения / Л.Р. Курбанова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: Сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 22 ноября 2019 года / отв. ред. Яковлева Татьяна Валериановна. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2019. – С. 114-116.

7. Мальцева, С. М. Наставничество как способ адаптации и совершенствования профессиональной деятельности преподавателя / С. М. Мальцева, С. С. Елхимова // Наука и образование: актуальные вопросы теории и практики: материалы Международной научно-методической конференции, Оренбург, 23 марта 2021 года / Оренбургский институт путей сообщения. – Оренбург: Оренбургский институт путей сообщения – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения», 2021. – С. 913-915.

8. Семина, И. С. Наставничество как инструмент развития в образовательной организации / И. С. Семина // Наставничество в образовании: культура, идеи, технологии: Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Екатеринбург, 16–17 февраля 2023 года / Главный редактор Г.А. Кругликова. Том Часть 1. – Екатеринбург: Без издательства, 2023. – С. 307-311.

9. Тухтасинова Ш.Т. Актуальные проблемы повышения качества урока / Ш.Т. Тухтасинова, Ш.Э. Исроилова, Д.Т. Бекмирзаева // Мировая наука. – 2021. – № 4(49). – С. 238-241.

Количество просмотров: 726  

Добавить комментарий

Target Image
1. Наставничество – основа качественной и стабильной работы дошкольной образовательной организации
2. Система наставничества в рамках проекта «Создание инновационной комплексной системы взаимодействия с участниками образовательного процесса по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста»
3. Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста
4. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества дошкольного образования
5. Организация работы с родителями в соответствии с ФОП ДО
6. Национальная культура народов Сибири
7. Наставничество как основа профессионального развития педагога
8. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора
9. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества образования
10. Эффективное внедрение гибкого планирования при реализации основных задач образовательной программы ДОО согласно ФОП ДО
11. Использование наставничества в образовательной деятельности с детьми в условиях ФОП ДО
12. «Рецепт» моей наставнической деятельности
13. Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников посредством технологии «Посткроссинг»
14. Формирование предпосылок функциональной читательской грамотности в ДОУ посредством развивающей предметно-пространственной среды
15. Роль старшего воспитателя в повышении качества образовательного процесса
16. Развитие чувства ритма дошкольников при обучении игре на деревянных ложках
17. Создание в группе центра патриотического воспитания дошкольников
18. Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста
19. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества образования
20. Азбука дорожного движения

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы