Национальная культура народов Сибири

 
 

Трудолюбова Оксана Викторовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 373 «Скворушка» г. Новосибирска

 
 
 

Акимова Лариса Анатольевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 373 «Скворушка» г. Новосибирска

 

Национальная культура народов Сибири

Актуальность гражданско-патриотического воспитания в современном мире, учитывая геополитическое положение России на сегодняшний день, приобретает особое значение. Согласно Указу Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» 2023 год привел к большим переменам в системе образования. Поэтому главная концепция патриотического воспитания в соответствии с ФОП ДО – как можно раньше пробуждать в детях любовь к родной земле; воспитывать уважение к родному дому, семье, улице, району, городу; сформировать чувство гордости за достижение страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, интерес к общественной жизни и социальному окружению.

Цель патриотического направления воспитания в федеральной образовательной программе – содействовать формированию у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны. Чувство патриотизма возникает у ребенка вследствие воспитания у него нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране, малой родине, своему народу и народу России в целом, ответственности, ощущения принадлежности к своему народу.

Работа по патриотическому воспитанию в дошкольном возрасте предполагает:

– формирование «патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере);

– формирование «патриотизма защитника», стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины);

– формирование «патриотизма созидателя и творца», устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем – на развитие всего своего города, района, края, Отчизны в целом).

Нравственное воспитание дошкольников является фундаментальным этапом их развития. Оно направлено на формирование целостной личности, способной справляться с морально-этическими вызовами современного общества. При этом развитие патриотических чувств и гордости за свою страну играют огромную роль в формировании творческого мышления и активных гражданских позиций у детей. Необходимость проведения таких занятий в дошкольных учреждениях связана с социальным заказом общества, которому нужны культурные, образованные люди, любящие свою Родину.

Национальная культура малочисленных народов Сибири может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре коренного населения Сибири становится актуальной для педагогов нашего дошкольного учреждения. С 2022 года в детском саду реализуется годовая задача по патриотическому воспитанию и формированию гражданской позиции.

В этом учебном году в каждой возрастной группе нашего детского сада реализуется проект «Куклы народов России». Целью данного проекта является знакомство детей с историей, народными традициями, культурой родного края, которые способствуют формированию познавательного интереса в детях.

В ходе реализации данного проекта нами решаются следующие задачи:

1. Познакомить детей с народами Сибири.

2. Познакомить с культурным наследием сибирских народов: играми, сказками, песнями, обычаями.

3. Развивать наблюдательность, внимание, память, мышление посредством подвижных игр, чтения сказок, стихов.

4. Расширить словарный запас дошкольников.

5. Разнообразить игровой опыт детей.

6. Привлечь внимание дошкольников и их родителей к истории родного края.

Свою работу над этим проектом мы начали с анкетирования родителей, разместили папки-раскладушки, буклеты по теме «Исчезающий народ Сибири – Чулымцы». Мы оформили стенд для родителей «Чулымский народ», провели консультации. После этого начали работу над проектом с детьми и родителями.

В первую очередь мы познакомили детей с куклой в национальном чулымском костюме, подготовили и провели сюжетно-ролевую игру «Напои куклу чаем». По русским традициям мы вместе с детьми сервировали стол, готовили посуду для использования в быту и сладости из соленого теста и бросового материала. Дети угощали куклу чаем со сладостями.

 

В работе с детьми были задействованы все образовательные области. Дети украсили рукавичку сибирским узором, из соленого теста лепили рыбок. Арина с мамой связали сеть для рыболовства, Арсалан с папой с помощью стамески выстрогали лодку, Тима с папой изготовили жилище. Есения с папой изготовили обложку для книги «Чулымский народ» в технике выжигания. Дети слушали народные сказки Чулымцев, играли в настольную игру «Рыбалка», подвижные игры: «Каюр и собаки», «Ловля оленей», «Рыбаки и рыбки», «Прыжки на одной ножке», музыкальные игры: «Громче бей!», «Пока звучит бубен», «Шумовой оркестр».

 

 

В течение месяца мы проводили беседы на тему «Коренные жители Сибири» с рассматриванием альбома «Народные музыкальные инструменты Сибири», «Чулымцы». Особый интерес у детей вызвала экспериментальная деятельность: дети изучали различные виды ткани (в том числе и одежду, изготовленную из меха и кожи) и их свойства.

Итоговым мероприятием нашего проекта стало проведение спортивного развлечения «Игры народов Сибири». Через игру мы обобщили знания детей о традиционной народной культуре. Подвижные игры способствуют не только развитию спортивных качеств у детей, но и развивают познавательную активность, внимание, мышление.

Приобщение детей к национальной культуре народов Сибири не должно ограничиваться элементарными географическими сведениями, названиями некоторых предметов быта и национальных праздников. Введение детей в особый, самобытный мир национальной культуры должно осуществляться путём действенного познания, через многообразие форм и методов работы с детьми и воздействие на эмоциональную сферу ребёнка. Именно такой подход поможет подвести детей к убеждению в том, что изучение национальной культуры не просто учебная обязанность, а обращение к духовности, без которой не может жить современный человек.

Количество просмотров: 1527  

Добавить комментарий

Target Image
1. Наставничество – основа качественной и стабильной работы дошкольной образовательной организации
2. Система наставничества в рамках проекта «Создание инновационной комплексной системы взаимодействия с участниками образовательного процесса по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста»
3. Развитие интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста
4. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества дошкольного образования
5. Организация работы с родителями в соответствии с ФОП ДО
6. Национальная культура народов Сибири
7. Наставничество как основа профессионального развития педагога
8. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора
9. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества образования
10. Эффективное внедрение гибкого планирования при реализации основных задач образовательной программы ДОО согласно ФОП ДО
11. Использование наставничества в образовательной деятельности с детьми в условиях ФОП ДО
12. «Рецепт» моей наставнической деятельности
13. Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников посредством технологии «Посткроссинг»
14. Формирование предпосылок функциональной читательской грамотности в ДОУ посредством развивающей предметно-пространственной среды
15. Роль старшего воспитателя в повышении качества образовательного процесса
16. Развитие чувства ритма дошкольников при обучении игре на деревянных ложках
17. Создание в группе центра патриотического воспитания дошкольников
18. Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста
19. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества образования
20. Азбука дорожного движения

Страницы

1. Формирование речевой активности и предпосылок коммуникативной грамотности у детей старшего дошкольного возраста с РАС посредством сюжетно-ролевых игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Музыкальные игры на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Театрально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Развитие функциональной грамотности дошкольников с применением технологии «Кубик Блума» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Слушание классической музыки как средство эстетического воспитания дошкольников ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Создание предметно-развивающей среды для инклюзивного образования в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Формирование функциональной грамотности детей в МБДОУ д/с № 27 «Росинка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Игры и игрушки в жизни детей в условиях ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Литературные гостиные как средство развития речи детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу по развитию связной речи у детей с ТНР ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Рисование песком как эффективное средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Создание инклюзивного образовательного пространства – шаг на пути к «включающему обществу» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: «Смелее, ты молодец, у тебя все получится, я верю в тебя!» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Цветной мир сенсорики ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Использование технологии «Лэпбук» в инклюзивной практике современного педагога ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Практика внедрения инклюзивного образования в МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Социально-коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Я и мир вокруг нас» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы