Смысловое чтение. Материалы к урокам литературы

 
 

Колмакова Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

Смысловое чтение. Материалы к урокам литературы

Предлагаемые материалы к занятиям литературы направлены на формирование читательской компетенции школьника, отобраны с учётом современных требований к уроку литературы: минимум теории, максимум собственных наблюдений, исследований, открытий учащихся, задания носят творческий характер.

К занятию 1. Умеете ли вы читать?

Попытка стансов

В надежде стансы написать

Охвачен что-то я боязнью:

Устал великим подражать,

Хоть к ним охвачен пылкой страстью.

И распирает грудь мою

И стих неканоническая мука,

Поставить точку не могу

Я там, где требует наука

Стихосложения. И вот

С Жуковским сходством уж не горд.

Не правда ли, это шуточное стихотворение вашего ровесника напомнило вам о нешуточных требованиях жанра, о серьёзных поисках и мучениях в стремлении создать литературный текст.

Наступает пора, когда читатель обращается к художественному произведению не только для того, чтобы понять, по каким правилам оно «сделано» и испытать радость, узнавая их в тексте. Есть в произведениях подлинного искусства какая-то магическая сила, иногда не подвластная жанровым правилам, но притягивающая читателя! Какая? Для чего мы читаем? Что ищем в произведении? Почему плачем, смеёмся, удивляемся, негодуем?

А. Пиотровский

Я телу говорил: «Что делать станем

Последним утром, страшным, сладким, ранним?

Последний дождь в берёзы упадёт,

Последний гость к постели подойдёт».

«Ему мы скажем, — тело отвечало, —

Твоей землёй мы походили мало.

Немного пожито из дней твоих,

Немного попито из рек земных.

К твоей земле позволь нам возвратиться

Зверёнышем весёлым или птицей.

Хоть змейкою на солнце полежать,

Хоть малым камнем у дороги встать,

Белеть и слушать, как стада над нами

Идут, позвякивая бубенцами».

Вам понравилось это стихотворение? Сколько в нём строк? Может быть это сонет?

Попробуйте разделить этот текст по модели английского сонета на три катрена и двустишие. Получилось? Но разве так рифмуют в сонете? Как вы думаете, становится ли произведение менее прекрасным, если оно написано не по всем правилам?

Чтобы оценить красоту художественного произведения, нужно научиться его видеть, слышать, чувствовать. Только так можно прийти к его истинному пониманию. Обратимся к опыту читателя-мастера, русского философа и литературоведа первой половины XX века Ивана Александровича Ильина: «Когда художник творит своё произведение, то он в тайне мечтает о встрече... Мечтая о художественной встрече, художник прав. Ибо искусство подобно молитвенному зову, который должен быть услышан; и любви, которая требует взаимности; и беседе, которая неосуществима без внимания и ответа. Молящемуся довольно, если ему внял Господь. Но художник обращается к людям. Искусство желает быть услышанным, оно требует любовного внимания, ему необходима встреча; и не «все равно какая» встреча; не «какая-нибудь», а художественная, то есть, такая, при которой в душе слушателя и читателя расцветут те самые цветы, что цвели в душе художника, и запылает и засветит тот самый огонь, что горел и светил автору; так, чтобы художник — если бы удалось ему заглянуть в душу своего слушателя и читателя — сказал бы в радости: «Да, я именно это видел. Да, я именно это пел» и стал бы счастлив от состоявшейся художественной встречи».

Как стать таким читателем?

Н. Рерих

Не закрой

Над водоёмом склонившись,

мальчик с восторгом сказал:

«Какое красивое небо!

Как отразилось оно!

Как самоцветно, бездонно!»

 — «Мальчик мой милый,

ты очарован одним отраженьем.

Тебе довольно того, что внизу.

Мальчик, вниз не смотри!

Обрати глаза свои вверх.

Сумей увидать великое небо.

Своими руками глаза себе не закрой».

 

К занятию 2. Читать – значит видеть

Сладостен мир в линиях и красках своих...

И. А. Ильин

М. М. Пришвин

Видел ли кто-нибудь, как умирает лёд на лугу в лучах солнца? Вчера ещё это был богатый ручей: видно по мусору, оставленному им на лугу. Ночь была тёплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить её к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирала, падая на землю золотыми каплями.

Вы увидели, как умирает лёд на лугу? Что именно вы увидели?

В последнем предложении чудесным образом уживаются сочетания слов: «изорвало кружево», «умирало золотыми каплями». Почему возможно такое чудо? Какое настроение рождает это произведение, ведь лёд умирает?

С. А. Есенин

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Кленёночек маленький матке

Зелёное вымя сосёт.

Можете ли вы представить такую картину в реальной действительности: маленькое деревце клёна превратилось — как в сказке — в кленёночка (жеребёночка, телёночка)? Какие еще превращения вы увидели? Почему они возможны в литературном произведении?

Эта картина возникла в воображении художника. А почему она возникла? От любви к жизни, от нежности к живому ростку, который только через много лет (если не сломается) станет могучим деревом. Сила сопереживания растению уподобила его животному и приблизила к человеку. Природа в ответ сама приблизилась к человеку и вот ухаживает за его огородом. Это стихотворение, может быть, потому такое маленькое, что в нём поэт показывает нам точку взаимной любви, где сходится всё живое.

Об этом же говорит писатель М. М. Пришвин в следующей миниатюре.

Ромашка

Радость какая! на лугу в лесу встретилась ромашка, самая обыкновенная «любит — не любит», при этой радостной встрече я вернулся к мысли о том, что лес раскрывается только для тех, кто умеет чувствовать к его существам родственное внимание. Вот эта первая ромашка, завидев идущего, загадывает: «Любит — не любит?» «Не заметил, проходит, не видя? не любит, любит только себя. Или заметил... О, радость какая! Он любит! Но если он любит, то как все хорошо: если он любит, то может даже сорвать».

Задание перед прочтением произведения И. А. Бунина «Первая любовь»: Запишите ваше впечатление от чтения рассказа (как М.М. Пришвин от прогулки по лесу), проявляя «родственное внимание» к произведению.

И. А. Бунин

Первая любовь

Лето, именье в лесном западном краю.

Весь день проливной свежий дождь, его сплошной шум по тесовой крыше. В притихшем доме сумрак, скучно, на потолке спят мухи. В саду покорно никнут под водяной бегущей сетью мокрые деревья, красные цветники у балкона необыкновенно ярки. Над садом, в дымном небе, тревожно торчит аист: почерневший, похудевший, с подогнутым хвостом и обвислой косицей, стал на краю своего гнезда в верхушке столетней берёзы, в развилине её голых белых сучьев, и порой, негодуя, волнуясь, подпрыгивая, крепко, деревянно стучит клювом: что же это такое, потоп, настоящий потоп!

Но вот, часа в четыре, дождь светлей, реже. Ставят самовар в сенцах, бальзамический запах дыма стелется по всей усадьбе. А к закату совсем чисто, тишина, успокоенье. Господа и те, что гостят у них, идут в бор на прогулку.

Уже синеет вечер.

В просеках бора, устланных жёлтой хвоёй, дороги влажны и упруги. Бор душист, сыр и гулок: чей-то дальний голос, чей-то протяжный зов или отклик дивно отдаётся в самых дальних чащах. Просеки кажутся узки, пролёты их стройны, бесконечны, уводят своей вечерней далью. Бор вдоль них величаво громаден, стоит тёмно, тесно: мачты его в верхушках голы, гладки, красны: ниже они серы, корявы, мшисты, сливаются друг с другом: там мхи, лишаи, сучья в гнили и ещё в чём-то, что висит подобно зеленоватым космам сказочных лесных чудовищ, образуют дебри, некую дикую русскую древность. А пока выходишь на поляну, радует юная сосновая поросль: она прелестного бледного тона, зелени нежной, болотной, легка, но крепка и ветвиста: вся ещё в брызгах и мелкой водяной пыли, она стоит как бы под серебристой кисеёй в блёстках...

В тот вечер бежали впереди гулявших маленький кадетик и большая добрая собака, — всё время играя, обгоняя друг друга. А с гулявшими степенно, грациозно шла девочка-подросток с длинными руками и ногами, в клетчатом лёгком пальтишке, почему-то очень милом. И все усмехались — знали, отчего так бежит, так неустанно играет и притворно веселится кадетик, готовый отчаянно заплакать. Девочка тоже знала и была горда, довольна. Но глядела небрежно и брезгливо.

1930

1. Тронул ли вашу душу этот рассказ? Чем?

2. Какие картины увидели вы в тексте этого произведения?

3. Разглядели ли вы краски рассказа? Какие они?

4. «Пройдитесь» по бунинскому бору, примечая внутренним взором его красоты, тайны, чудеса.

5. Как сменяют друг друга картины природы? Есть ли какая-то закономерность именно в таком чередовании зрительных впечатлений?

 

К занятию 3. Читать – значит слышать

О.Э. Мандельштам

Звук осторожный и глухой

Плода, сорвавшегося с древа,

Среди немолчного напева

Глубокой тишины лесной

Что вы услышали в этих стихах? Только шум упавшего плода? Или что-то ещё? Вы расслышали тишину?

Да, чудо этого стихотворения в том, что тишина стала слышна. Как это удалось поэту? Ему, как сказал другой поэт, Б. Л. Пастернак: «строку диктует чувство». А читателю строка диктует чувство.

Прислушайтесь ещё к одному стихотворению...

Басё

Лунная ночь.

Слышно, как в глубине каштана

Ядрышко гложет червяк.

1. Что роднит эти произведения?

2. Каковы те чувства, которые пробудили в вас стихи Мандельштама и Басё?

3. Подумайте, почему именно такое состояние души вы испытали?

4. Испытайте его еще раз, а разгадку тайны ищите в текстах стихотворений.

Что можно услышать, читая художественное произведение?.. Те же звуки, которыми наполнен мир: щёлканье соловья, плеск волны о берег, автомобильные гудки, шелест листьев, вой ветра, звон капели... А ещё голос человека, услыхавшего всё это и записавшего для нас.

М. М. Пришвин

Песня воды

Весна воды собирает родственные звуки, бывает, долго не может понять, что это: вода булькает или тетерева бормочут, или лягушки урчат. Всё вместе сливается в одну песню воды, и над ней согласно всему блеет бекас божьим баранчиком, в согласии с водой вальдшнеп хрипит и таинственно ухает выпь: всё это странное пенье птиц вышло из песни весенней воды.

 

M. М. Пришвин

Птичик

Птичик, самый малый, сел на вершинный палец самой высокой ели, и, видно он там недаром сел, тоже славил зарю; клюв его маленький раскрывался, но песня не достигала земли, и по всему виду птички можно было понять: дело её славить, а не в том, чтобы песня достигала земли и славила птичку.

Мир художественного произведения, как и реальный мир, наполнен звуками. Прочитайте ещё раз рассказ И. А. Бунина «Первая любовь», обращая особое внимание на описанные в нём звуки.

1. Что вы услышали в рассказе?

2. Как описаны шум и тишина?

3. Какие звуки слышны в бору?

Задание. Прочитайте самостоятельно рассказ К.Г. Паустовского «Старый повар», ответьте на вопросы к рассказу:

Какими чувствами, настроениями пропитан этот рассказ? Какие переживания испытали вы при чтении произведения? Какое впечатление было самым сильным? Что в тексте рассказа породило такие ваши впечатления?

Что вы увидели и услышали в доме старого повара? Какие звуки издаёт клавесин? Всегда ли на протяжении действия в рассказе он поёт одинаково? Как он откликается на то, что происходит в доме? Почему старый повар так явственно представил всё, что было с ним прежде, не только увидел, но и услышал?

Как автор описывает музыку? Некоторые звуки в тексте рассказа не описаны, но их можно услышать, почувствовать, например, скрип заржавленной калитки. Какие ещё подобные звуки вам удалось «открыть» в произведении?

Вы заметили, что в согласии с состоянием героя описана природа? Найдите примеры такого согласия. Как заключительный аккорд (одновременное сочетание различных звуков) рассказа выражает содержание всего произведения?

Задания к стихотворению Ф.И.Тютчева. «Весенняя гроза»

Вы услышали раскаты грома?

Что в тексте стихотворения помогло вам так явственно услышать гром?

Часто писатели подбирают для своих произведений такие сочетания звуков, которые соответствуют существующим в природе, и тогда в тексте можно услышать настоящий шум, гром, свист, скрежет, шорох и так далее. Такой приём называется звукописью.

Прочтите стихотворение А. А. Фета «Кукушка». Каким звуком наполнено все произведение? В каких словах вы его услышали? Найдите приём звукописи в стихотворении К.Д. Бальмонта «Камыши».

 

Занятие № 4. Прочесть – значит пережить

Как это, оказывается, прекрасно, следовать за «творческим вниманием» (Пришвин) писателя. Какое удовольствие испытывает читатель, когда видит линии, краски, увиденные автором, слышит звуки, услышанные им, вдыхает запахи, смакует вкусы, мысленно осязает формы целого мира — мира души автора. Такой читатель в полной мере «вкушает» духовной пищи произведения, наслаждаясь его «соком», его расой — так называли мыслители Древней Индии переживания, объединяющие читателя и автора.

Мужество

Гнев

Ужас

Веселье

Покой

Скорбь

Влюблённость

Изумление

Отвращение

 

Рассмотрите таблицу этих рас. Что это, раса? Бывает в нас, бывает в произведении. Пришвин думает, что это «творческое внимание», особый «порядок в душе».

Привычными словами в таблице рас названы не простые чувства, а такие переживания, которые захватывают человека целиком, становясь «порядком» в его душе. В таких случаях от самых неприятных переживаний он не стремится избавиться, даже переживания скорби или страха могут оказаться подобными любованию. Именно в таком состоянии того или иного душевного порядка — в науке их называют эстетическими — писатель создаёт произведение, которое так увлекательно бывает видеть, слышать, переживать его другую жизнь как свою собственную.

М. М. Пришвин

Порядок в душе

Вошёл в мокрый лес. Капля с высокой ёлки упала на папоротники, окружавшие плотно дерево. От капли папоротник дрогнул, и я на это обратил внимание. А после того и ствол старого дерева с такими морщинами, как будто по нём плуг пахал, и живые папоротники, такие чуткие, что от одной капли склоняются и шепчут что-то друг другу, и вокруг плотный ковёр заячьей капусты, — всё расположилось в порядке, образующем картину.

И передо мной стал странный вопрос: что это создало передо мной картину в лесу, капля, упавшая на папоротник, обратила моё творческое внимание или благодаря порядку в душе моей всё расположилось в порядке, образующем картину? Я думаю, что в основе было счастье порядка в душе в это утро, а упавшая капля обратила моё внимание, и внутренний порядок вызвал картину, то есть расположение внешних предметов в соответствии с внутренним порядком.

Задания:

1. Раскрасьте каждый квадрат таблицы в тот цвет, с которым соотносится, на ваш взгляд, указанное в нём эстетическое переживание.

2. Подберите дополнительные названия для оттенков чувств к каждой расе:

Ужас, страх,

Мужество, отвага,

Гнев, ярость,

Скорбь,

Покой,

Веселье, ликование.

Отвращение,

Изумление,

Влюблённость,

В уже прочитанных художественных произведениях, например, помещённых в учебнике литературы, определите господствующий строй чувств. Попробуйте установить соответствия между известными вам жанрами литературных произведений и их расой (например, басня пишется на основе особого эстетического отвращения).

Басня — отвращение

Ода —

Идиллия —

Комедия —

Элегия —

Сонет —

Прочитайте ещё раз «Порядок в душе» Пришвина. Какой смысл вкладываете лично вы в содержание словосочетаний «творческое внимание», «порядок в душе»?

Наверное, с каждым случалось что-либо похожее... Вдруг мгновение жизни — первый снег, падающий лист, весеннее цветение, полная луна или что-то ещё — превратилось в «картинку». Вспомните, когда, где, при каких обстоятельствах это было? Попробуйте описать эту картинку словами, чтобы она получилась привлекательной, живой и законченной.

Получилось ли у вас произведение искусства?

А что нужно для того, чтобы сотворить художественное произведение?

М.Ю. Лермонтов

Парус

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?..

 

Играют волны — ветер свищет.

И мачта гнётся и скрыпит...

Увы, — он счастия не ищет,

И не от счастия бежит!

 

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Достаточно ли было для рождения «Паруса» только того, что он написан стихами? Может, необходимо что-то? Что?

М. М. Пришвин

Ангел гармонии

Как рождается творческое или родственное внимание, открывающее всегда что-то новое? Думая над этим всю жизнь, я сейчас только заметил, что этому вниманию всегда предшествует мгновение гармонического спокойствия, родственное тому душевному спокойствию, которое появляется, когда у себя в комнате и на письменном столе приберёшь всё, и каждая вещь станет на своё место.

Пусть это парус, и пусть, пусть он, мятежный, ищет бури среди лазури и золота, — в полуночи души поэта, перед тем как написать стихотворение, непременно должен прилететь ангел гармонии.

В поисках источника поэзии я долго называл это состояние души поэта родственным вниманием. Но, исследуя природу этого внимания, желая это внимание сцепить с сознанием, волей, личностью, я стал называть его поведением.

В этом тексте Пришвин выступает не как наблюдатель природы, а как наблюдатель художественного произведения, как читатель, записавший свои впечатления.

Чтобы научиться быть наблюдательным читателем, полезно вести читательский дневник.

 

Занятие № 5. Читательский дневник

Для кого и для чего ведётся дневник?

М. М. Пришвин

Дневник пишется или для себя, чтобы самому разобраться в себе и вроде как бы посоветоваться с самим собой, или пишется с намерением явным или тайным войти в общество и в нём сказать свое слово. (Фрагмент из дневника, 1946 г., 20 февраля).

Русский историк и писатель XVII века Николай Михайлович Карамзин называет свои записки о путевых впечатлениях сокровищем: «Перечитываю теперь некоторые из своих писем: вот зеркало души моей в течение осьмнадцати месяцев! Оно через 20 лет... будет для меня ещё приятно — пусть для меня одного! Загляну и увижу, каков я был, как думал и мечтал: а что человеку (между нами будь сказано) занимательнее самого себя?.. Почему знать? Может быть, и другие найдут нечто приятное в моих эскизах; может быть, и другие...» (из книги <<Записки русского путешественника».) А вот ещё замечательные слова из дневника М. М. Пришвина:  «Я пишу для тех, кто чувствует поэзию пролетающих мгновений повседневной жизни и страдает оттого, что сам не в силах схватить их».

Так определяют назначение дневниковых записей известные писатели. А нужно ли читателю вести какие-то записи? И для чего? Может быть, достаточно пометок на полях? Но заметки на полях остаются с произведением. А что остаётся с читателем? Куда заглянуть и увидеть, «каков я был, как думал и мечтал» (Карамзин)? В дневник — ведь в нём пишется читательская биография.

Вы уже пробовали записывать читательские впечатления. В каком жанре вы писали? Сами авторы дневников по-разному называли форму выражения собственных ощущений жизни: фрагментами, записками, набросками. Карамзин, помните, называет их эскизами. Ваши заметки на полях тоже можно назвать эскизами. А как назвать те ваши «картинки», которые вы написали после чтения миниатюры «Порядок в душе»?

Условимся называть такие записи этюдами. Художник пишет этюд к будущей картине. В нем он запечатлевает те мысли, чувства, которые владели им в момент творчества. Этюд может так и не стать картиной, а остаться наброском, а может стать маленьким шедевром.

«Маленькие вещицы» (так называл свои произведения писатель) М.М. Пришвина тоже можно называть этюдами. Это как раз те этюды, которые превратились в произведения искусства. Его миниатюры, проникнутые сочувствием ко всему живому, счастливо соединились в лирическую поэму в прозе «Фацелия».

Количество просмотров: 9431  

Добавить комментарий

Target Image
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы