Тайна заглавия. Материалы к изучению роли заглавия в литературном произведении

 
 

Колмакова Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

 

Тайна заглавия. Материалы к изучению роли заглавия в литературном произведении

Что в имени тебе моём?

А. С. Пушкин

Заглавие произведения – это его имя. Имя создаёт первое впечатление о том, что оно называет. «Эолова арфа». Так называется баллада В. А. Жуковского. Очень красивое заглавие. О чём оно вам говорит?

Задание. Прочтите балладу В. А. Жуковского. «Эолова арфа». Оправдались ли ваши предположения о содержании, характере и настроении произведения по его заглавию?

М. М. Пришвин

Эолова арфа

Повислые под кручей частые длинные корни деревьев теперь под тёмными сводами берега превратились в сосульки и, нарастая больше и больше, достигли воды. И когда ветерок, даже самый ласковый, весенний, волновал воду и маленькие волны достигали под кручей концов сосулек, то волновали их, они качались, стуча друг о друга, звенели, и этот звук был первый звук весны, эолова арфа.

Прочитайте басни И. А. Крылова «Хмель», «Лиса-строитель», «Собачья дружба», «Лев и лисица», «Комар и Пастух», «Камень и червяк».

1. Какую роль играет заглавие в этих баснях? Каково назначение соединительного союза и в этих заглавиях.

2.Свои наблюдения и выводы впишите в читательский дневник.

Заглавие — это зёрнышко, из которого для читателя вырастает всё целое творение автора. Оно может прямо отражать то, о чём говорится в тексте, или передавать его скрытый смысл, заключать в себе иронию или эффект обманутого ожидания, сопоставлять или противопоставлять персонажей произведения и т. д. Заглавие — всего лишь частичка текста, но несёт в себе как бы весь текст целиком.

И. А. Бунин

Телячья головка

Мальчик, лет пяти, веснушчатый, в матроске, тихо, как завороженный, стоит в мясной лавке: папа пошёл служить на почту, мама на рынок и взяла его с собой.

— У нас нынче будет телячья головка с петрушкой, — сказала она, и ему представилось что-то маленькое, хорошенькое, красиво осыпанное яркой зеленью.

И вот он стоит и смотрит, со всех сторон окружённый чем-то громадным, красным, до полу висящим с железных ржавых крючьев короткими, обрубленными ногами и до потолка возвышающимся безголовыми шеями. Все эти громады впереди зияют длинными пустыми животами в жемчужных слитках жира, а с плечей и бёдер блещут тонкой плёнкой подсохшего тучного мяса. Но он в оцепененье смотрит только на головку, которая оказалась лежащая прямо перед ним на мраморной стойке. Мама тоже смотрит и горячо спорит с хозяином лавки, тоже огромным и тучным, в грубом белом переднике, гадко испачканном на животе точно ржавчиной, низко подпоясанным широким ремнём с висящими толстыми сальными ножнами. Мама спорит именно о ней, о головке, и хозяин что-то сердито кричит и тычет в головку мягким пальцем. О ней спорят, она же лежит неподвижно, безучастно. Бычий лоб её ровен, спокоен, мутно-голубые глаза полузакрыты, крупные ресницы сонны, а ноздри и губы так раздуты, что вид имеют наглый, недовольный... И вся она гола, серо-телесна и упруга, как резина.

Затем хозяин одним страшным ударом топора раскроил её на две половины и одну половину, с одним ухом, одним глазом и одной толстой ноздрёй швырнул в сторону мамы на хлопчатую бумагу.

1. О чём написан этот маленький рассказ?

2. В какое расположение духа привёл вас прочитанный текст?

3. Каков был порядок в душе автора, воплотившийся в произведении?

4. Почему именно так озаглавлен рассказ?

5. Дайте свои варианты названий произведения, обоснуйте их.

6. Не кажется ли вам авторское заглавие наиболее точным и уместным?

Напишите этюд о настроении, которое вызвал в вас рассказ И. А. Бунина. Постарайтесь объяснить, что именно в тексте породило такое настроение. Озаглавьте свой этюд.

В. Успенский

Поговорим о красоте

Во Франции есть озерко с красивым названием Экут силь Плё, то есть: «Прислушайся, не идёт ли дождь?»

Спорить немыслимо — замечательное имя! Так и видишь тихую, тёмную, настороженную воду, о которую первые капли дождя ударяются с нежным, усиливаемым эхом шумом. Ещё ни глаз, ни кожа не замечают этих капель, а чуткая мембрана прудовой поверхности уже отозвалась на их прикосновение и передала его милый ропот внимательному слуху... Прелестное имя, и оно, бесспорно, заслуживает счень высокой эстетической оценки: его дал маленькому водовместилищу человек с душой художника и друга природы.

Но имя это не одиноко в мире. Очень далеко от того прудика, в американском штате Миннесота, есть другое озерко. Оно лежит в США, но названо тоже французом (французы были первыми колонизаторами этих мест). Оно зовётся не менее поэтично: Лак-ки-Парль, «Озеро, которое говорит»...

Прислушайтесь: разве до вас не доносится негромкий, но ясный ропот маленьких волн, бормочущих между корнями лесистых берегов, плеск рыбы в тихих заводях, покрикиванье чаек — тот смутный шелест и ропот, который можно услышать, вероятно, на множестве таких лее, укрытых от всего мира, лесных водоемах? Разве не хочется вам хоть раз в жизни послушать, как и что «говорит» озеро? Разве оно не стало милым для вас по одному своему имени? Ну, что ж? Честь и слава тому, кто такое имя придумал!

И вот из американской Миннесоты я переношу вас на русский северо-восток, на суровую уральскую реку Вишеру. Поднимаясь вверх по Вишере в лодке, вы видите на правом её берегу отвесный срез тёмно-серого утёса, громаду, поднявшуюся высоко над водой... И в тот же миг вы широко раскрываете глаза. Стоит раздаться малейшему звуку — удару весла, плеску, голосу — тысячи отгулов поднимаются над рекой, мечутся, сталкиваются, нарастают, как лавина, убегают за излучины берега, возвращаются обратно, перекликаясь и повторяя друг друга, точно в расселинах и деревьях спряталась целая толпа, целая ватага наблюдающих за вами взволнованных людей...

Вообразите, как это сначала испугало, потом поразило, потом привело в восторг того из наших предков, кто впервые пробрался сюда! Его чувства были свежи и искренни. Его смущение, удивление, восхищение отразилось в имени места. Люди назвали его Говорливый камень... Образно и поэтично, ясно и точно до предела.

Лев Васильевич Успенский — русский прозаик и учёный, написавший интересные книги по занимательной лингвистике (науке о языке): «Имя дома твоего», «Слово о словах», «Ты и твоё имя» и др. Прочтите их и вы узнаете, «за что бьют рынду», «почему не говорят муравьи», о «самой удивительной букве русского алфавита», что такое «глокая куздра» и многое другое о языке.

Можно ли предугадать содержание произведения по его заглавию?

О чём, например, говорит заглавие стихотворения А. С. Пушкина «Телега жизни»? Какие представления возникают в вашем сознании при чтении такого заглавия? Прочтите стихотворение и ответьте на вопросы:

1. Каков жанр произведения?

2. Как определение жанра стихотворения помогает проникновению в господствующий в нём строй чувств?

3. Какова мысль каждого катрена? Различаются ли они по настроению?

4. В каждом катрене есть ключевое слово, главное (оно, как ключик открывает содержание всего четверостишия). Найдите их. Как эти слова перекликаются между собой, как они связывают катрены в единое целое?

Есть в литературе разные произведения разных авторов с одинаковым заглавием. Имя «Кавказский пленник» носит поэма А. С. Пушкина и поэма М. Ю. Лермонтова, так же называется повесть Л. Н. Толстого. Почти у каждого поэта есть стихи с заглавиями «Осень», «Весна» и т. д. Как вы думаете, почему такое возможно?

Перед вами стихи Ф. И. Тютчева и Б. Л. Пастернака, у них одинаковое заглавие. Подумайте, какое?

Ф. И. Тютчев

Среди громов, среди огней,

Среди клокочущих страстей,

В стихийном пламенном раздоре,

Она с небес слетает к нам —

Небесная к земным сынам,

С лазурной ясностью во взоре —

И на бунтующее море

Льёт примирительный елей.

1850

 

Б. Л. Пастернак

Поэзия, я буду клясться

Тобой и кончу, прохрипев:

Ты не осанка сладкогласца,

Ты — лето с местом в третьем классе,

Ты — пригород, а не припев.

Ты — душная, как май, Ямская.

Шевардина ночной редут,

Где тучи стоны испускают

И врозь по роспуску идут.

И в рельсовом питье двояся, —

Предместье, а не перепев —

Ползут с вокзалов восвояси

Не с песней, а оторопев.

Отростки ливня грязнут в гроздьях

И долго, долго, до зари

Кропают с кровель свой акростих.

Пуская в рифму пузыри.

Поэзия, когда под краном

Пустой, как цинк ведра, трюизм,

То и тогда струя сохранна,

Тетрадь подставлена, — струись!

1922

1. Вы догадались, какое заглавие у каждого произведения?

2. Одинаковы ли эти стихотворения по строю чувств? В чём их сходство и различие?

3. Из какого состояния души поэта, по-вашему, родились стихи Тютчева? А стихи Пастернака?

4. Что конкретно вы увидели, услышали, поняли в тексте каждого стихотворения, что помогло вам «прочитать» настроение произведений?

Напишите этюд о своём прочтении стихотворений Ф. И. Тютчева и Б. Л. Пастернака.

Количество просмотров: 7080  

Добавить комментарий

Target Image
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы