Система воспитания немецкой молодежи (на примере движения союза немецких девушек)

 
 

Романова Карина Владимировна,

студентка 4 курса, направление «Педагогическое образование»,

профиль «История и Мировая художественная культура»,

Институт истории, гуманитарного и социального образования

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»

 

Система воспитания немецкой молодежи (на примере движения союза немецких девушек)

Система воспитания – это соотношение целей воспитания, содержания, участников воспитательного процесса и результатов воспитательной деятельности, выполняемой в рамках конкретного социального института или образовательного учреждения. В данной статье мы рассмотрим систему воспитания на примере Союза Немецких Девушек или BDM.

В виду отсутствия специальных педагогических и исторических исследований по избранной теме, мною была привлечена литература, которая помогла мне при написании данной статьи. Одними из таких стали работы историков Розанова Г. Л. [6], Джоржа Моссе [5] и педагога Журавлева В. И. [10].

Союз немецких девушек был создан в 1932 г. с целью социализации и формирования жизненного опыта подросткового поколения. После прихода нацистов к власти, членство в союзе стало обязательным для девушек, набирали девочек от десяти до 20 лет, главной задачей BDM стало – воспитание идеальных жен и матерей, здоровых, работящих, готовых рожать много детей.

Данный союз был устроен по подобию армии, девушки стремились попасть туда, чтобы быть сильными и нужными для своей родины. Их главным лозунгом было: «Материнство – высочайшая цель!». Знание воспитанников не играло большой роли, главное считалось быть физически развитым и иметь правильное мировоззрение (в данном случае под «правильным мировоззрением» понималось обязательство быть идеальными женами и матерями, быть физически здоровыми и крепкими, организовать свою частную семейную жизнь, вырастить гордое и закаленное поколение).

Ушинский К. Д. писал: «Воспитательная деятельность, без сомнения, принадлежит к области разумной и сознательной деятельности человека, само понятие воспитания есть создание истории, в природе его нет, кроме того, эта деятельность направлена исключительно на развитие сознания и духовности в человеке [11].

Духовный опыт немецких детей и подростков формировался с помощью сказок и легенд, в которых рассказывалось о страшных и трагических событиях. Детский мир формировал сентиментальность и жестокость, но прежде всего стремление к власти через использование грубой силы. Для этого в Германии существовали специальные школы и союзы для воспитания и обучения детей и подростков. Одним из которых стал Союз немецких девушек, основанный в 1932 году, который объединял всех немецких девочек и девушек. Эта школа была просто необходима для поддержания в стране диктатуры. Детям внушали, что они значимы и важны для своей страны. Большое значение уделялось физической подготовке и физическому воспитанию, которое, по мнению Труде Мор (первая глава Союза немецких женщин), было необходимо для воспитания поколения девочек. Как она отмечала: «Нашему народу нужно поколение девочек, здоровых морально и физически, уверенных и решительных, гордо и уверенно идущих вперед. Они выполняют свои дела в повседневной жизни со спокойствием и проницательностью, они свободны от сентиментальных и экзальтированных эмоций, и это в сочетании с яркой, развитой женственностью… Такие девочки будут, по необходимости, нести ценности национал-социализма будущим поколениям как ментальный оплот нашего народа!».

В ходе обучения молодежи в школе физическая подготовка имеет большое значение. Она была включена в учебный план в целях тренировки не только тела, но и всего организма подростков и должна осуществляться в самых различных формах – путем проведения гимнастических упражнений, игр и участия в других видах спорта [1].

Утро для девушек начиналось на свежем воздухе с гимнастики, затем бег, спортивные игры и танцы, а также маршировка, и всё это ради крепкого здоровья, чтобы они смогли рожать и воспитывать детей ради отечества. Запрещалось ходить с опущенной головой, сутулиться, считалось что это не по-немецки.

Как сказал Ганс Мюнхеберг, бывший воспитанник национал‑политического интерната: «Если кто-то проявил слабость, то потом он покажет трусость, никчемность и станет позором всего отряда» [3]. 

Также, помимо всех важных занятий, дети могли и развлекаться, где главным аспектом являлась досуговая и развлекательная деятельность, которая имела свои цели:

– развить эмоциональную сферу, воображение, внимание;

– дать возможность развить личность по самовоспитанию, самореализации, уметь создавать культурные ценности;

– показать, что ребенок может быть всесторонне развит, что умеет достигать наивысших творческих результатов.

«Мы устраивали вечеринки, ухаживали за стариками, путешествовали, выезжали вместе на природу, у нас были праздники. День летнего солнцестояния, например. Костры, песни, совместный труд на благо великой Германии… Словом, мы были организованы по тому же принципу, что и пионеры в Советском Союзе» [4].

Из-за такой занятости они практически не виделись с родителями, но очень много времени проводили с воспитателями.

Педагоги были тоже тщательно обучены, прежде чем воспитывать детей, им предстоял не простой отбор и отдельное обучение. Среди основных образовательных методик, были пунктуальность, дисциплина и подчинение. Их главной задачей являлось передавать эти качества ученикам [3].

Таким образом, анализ литературы показал, что система воспитания в Союзе Немецких Девушек представлена следующим образом:

– цели воспитания связанны с формированием идеальных будущих жен и матерей;

– содержание воспитания представлено формированием общественно-нравственной личности;

– формами воспитания выступают физические упражнения, досуговая деятельность, игра;

– участники воспитательного процесса, среди которых наиболее важную роль играли педагоги, которые подвергались тщательному отбору и служили примером для детей;

– результат воспитательной деятельности, представлен сформированностью важных качеств, таких как стремление к власти, идеал материнства, чувство значимости для страны.

В наше время из-за социальной непостоянности очень утрачивается духовная ориентация, и поэтому, на первый план выходит роль воспитательного процесса, который рассматривается как изначальная ступень формирования общественной нравственной личности. Пример воспитания в BDM показывает слаженную систему воспитания с взаимосвязью целей, содержания воспитания и результатов с целями государства и идеологии, господствовавшей в то время.

Список источников:

1. Указания по физическому воспитанию в школах для мальчиков. Берлин, 1937.

2. Ширах фон Бальдур. Гитлерюгенд: (Идея и структура). Лейпциг, 1934.

3. «Дети Гитлера. Гитлерюгенд. 3 – Воспитание Нового Поколения» (реж. Пауль Клозе, 2000).

Список литературы:

1. Еженедельный общественно-политический журнал «The New Times». Артур Соломонов №8 (227) от 10.03.13. (интервью с Доре Насс (участница «Союза немецких девушек»)).

2. Джорж Моссе Нацизм и культура. Идеология и культура национал социализма/ Пер. с англ. Ю.Д. Чупрова. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. – 446 с.

3. Г.Л. Розанов Германия под властью фашизма (1933-1939 гг.) Издательство «Международные отношения» М. 1964 г. 519 с.

4. Эстрайх Пауль Из жизни педагога: (Автобиогафия). Берлин, 1947.

5. Шемм Ханс Речи и труды/ под ред. Каля-Фуртмана. Мюнхен, 1935.

6. Адольф Гитлер. «Моя борьба», пер. с нем., 2003, Москва: издательство «Социальное движение».

6. Журавлев, В.И. Сочетание средств и методов воспитания / В.И. Журавлев. // Сов. педагогика. – 1985. – № 6.

7. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. — М., 1988. — Т. 1.-С. 160-172.

Количество просмотров: 2904  

Добавить комментарий

Target Image
1. Школа ста восьми возможностей, или Российское движение школьников как система современной воспитательной деятельности ВЫПУСК №89, июнь 2020
2. «АМКИР собирает друзей»: по итогам проведения областной профильной смены Ассоциации молодежных клубов интеллектуального развития (АМКИР) Выпуск №84-85, октябрь 2019
3. Рискнуть стать добрым Выпуск №81, февраль 2019
4. Участие во всероссийских конкурсах и проектах как средство развития компетенций активистов РДШ Выпуск №80, декабрь 2018
5. Российское движение школьников – траектория наших возможностей ВЫПУСК №78-79, октябрь 2018
6. Волонтёрское движение обучающихся в системе средств развития воспитательного потенциала здоровьесберегающей образовательной среды ВЫПУСК №77, июнь 2018
7. Педагогика поколений – соотношение традиций и инноваций в воспитательной системе школы Выпуск №72-73, октябрь 2017
8. 10 нескучных летних дней Выпуск №72-73, октябрь 2017
9. Курс на лидерство Выпуск №72-73, октябрь 2017
10. Профориентация школьников в рамках программы летней профильной смены «Лидер нового поколения» Выпуск №72-73, октябрь 2017
11. Развитие интеллектуальной одаренности подростков в условиях областной профильной смены «Homo cogitus» Выпуск №72-73, октябрь 2017
12. Профильная смена «Лидер нового поколения»: от заезда до подведения итогов Выпуск №72-73, октябрь 2017
13. Самоуправление в школе № 102 ВЫПУСК №71, июнь 2017
14. Классный мой 10 класс! ВЫПУСК №71, июнь 2017
15. Особенности организации классного самоуправления ВЫПУСК №71, июнь 2017
16. Коучинговый подход к развитию самоуправления в инженерном классе ВЫПУСК №71, июнь 2017
17. Роль классного руководителя в развитии и становлении ученического самоуправления в классе ВЫПУСК №71, июнь 2017
18. Детские движения как пространство творческого развития и самореализации подрастающего поколения ВЫПУСК №69, февраль 2017
19. Проектная деятельность как условие творческой самореализации ВЫПУСК №69, февраль 2017
20. Исследовательская деятельность в РДМД «Поколение» ВЫПУСК №69, февраль 2017

Страницы