Математическая игра, посвященная Леонардо Эйлеру «Математический калейдоскоп», для учащихся 5-ых классов

 
 

Тарасова Елена Анатольевна,

учитель математики высшей квалификационной категории

МАОУ СОШ № 211 им. Л. И. Сидоренко г. Новосибирска

 
 
 

Портнягина Наталья Владимировна,

учитель математики высшей квалификационной категории

МАОУ СОШ № 211 им. Л. И. Сидоренко г. Новосибирска

 

Математическая игра, посвященная Леонардо Эйлеру «Математический калейдоскоп», для учащихся 5-ых классов

Цель игры:

– активизация творческих и интеллектуальных способностей учащихся 5-ых классов;

– развитие когнитивных процессов, включающих восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

– Расширить кругозор учащихся;

– Познакомить с жизненным путём и трудами известного математика Леонардо Эйлера;

– Повысить познавательный интерес к предмету математика.

Метапредметные УУД

коммуникативные:

– общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией;

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения;

регулятивные:

– осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь;

– адекватно, самостоятельно оценивать правильность своего действия;

– научить осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

познавательные:

– формировать умение устанавливать аналогии, структурировать знания;

– формировать умения работать с информаций и находить её.

Личностные УУД

– Вызвать заинтересованность в изучении математики;

– Умение работать в коллективе и находить согласованные решения;

– Планировать свои действия в соостветствии с учебным заданием;

– Развивать способность с самообразованию, саморазвитию;

– Активизировать творческие способности;

– Развивать находчивость и смекалку;

– Развивать навыки самостоятельной работы,эмоциональной сферы, анализасвоей работы;

– Воспитывать российскую гражданскую идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству.

Оборудование: карточки для регистрации команд, компьютер с проектором и экраном, презентация, бланки оценки команд, задания для команд, бланки ответов команд.

Участники игры: команды от классов – по 5 человек, имеющие название, девиз и выбравшие капитана.

Ход игры:

Заставка – слайд 1.

Учитель: «Именно математика даёт надежнейшие правила: тому, кто им следует – тому не опасен обман чувств». Это высказывание великого математика Леонардо Эйлера, которому посвящена эта игра – слайд 2.

Ведущий 1: Леонард Эйлер — математик, физик, механик и астроном. Эйлер принадлежит к числу гениев, чьё творчество стало достоянием всего человечества. До сих пор школьники всех стран изучают тригонометрию и логарифмы в том виде, какой придал им Эйлер. Студенты проходят высшую математику по руководствам, первыми образцами которых явились классические монографии Эйлера. Он был прежде всего математиком, но он знал, что почвой, на которой расцветает математика, является практическая деятельность. Он оставил важнейшие труды по самым различным отраслям математики, механики, физики, астрономии и по ряду прикладных наук – слайд 3.

Ведущий 2: Периоды жизни. 15 апреля 1707 года родился Леонардо Эйлер.

20 октября 1720 года он стал студентом факультета искусств Базельского университета.

4 июня 1724 года произнёс по латыни великолепную речь о сравнении философских воззрений Декарта и Ньютона и был удостоен учёной степени магистра.

5 апреля 1727 года Эйлер навсегда покидает Швейцарию, по совету братьев Бернулли его пригласили стать адъюнктом по физиологии в Санкт-Петербурге.

В 1733 году 26-летний Леонард Эйлер женился на дочери живописца Екатерине Гзель. В 1736 году издано двухтомное сочинение «Механика, или наука о движении, в аналитическом изложении».

В 1741 году в соответствии с поданным Эйлером прошением он был «отпущен от Академии» и утверждён почётным академиком. Он обещал по мере своих сил помогать Петербургской Академии и действительно помогал весьма существенно все 25 лет, пока не вернулся обратно в Россию.

В июне 1741 г. Леонард Эйлер с женой, двумя сыновьями и четырьмя племянниками прибыл в Берлин.

В 1757 году ученый впервые в истории нашёл формулы для определения критической нагрузки при сжатии упругого стержня. Однако в те годы эти формулы не могли найти практического применения – слайд 4.

Ведущий 1: 30 апреля 1766 года Эйлер получает разрешение на выезд из Берлина в Россию. 1771 год – сгорела библиотека со множеством трудов Леонардо Эйлера, но в течение некоторого времени он восстанавливает утраченные труды по памяти.

В сентябре того же года в Санкт-Петербург прибыл известный немецкий окулист барон Венцель, который согласился сделать Эйлеру операцию, удалил с левого глаза катаракту. Вся операция заняла 3 минуты, и Эйлер снова стал видеть! Искусный окулист предписал беречь глаз от яркого света, не писать, не читать — лишь постепенно привыкать к новому состоянию. Эйлер нарушил эти наставления и на следующий день начал писать свои труды дальше, окончательно потеряв зрение.

В 1773 году умерла жена Эйлера.

В сентябре 1783 г. учёный стал ощущать головные боли и слабость. 7 сентября после обеда, проведённого в кругу семьи, беседуя с А. И. Лекселем об недавно открытой планете Уран и её орбите, он внезапно почувствовал себя плохо. Эйлер успел произнести: «Я умираю» и потерял сознание. Через несколько часов, не приходя в сознание, он скончался от кровоизлияния в мозг. «Эйлер перестал жить и вычислять». Его похоронили на Смоленском кладбище в Петербурге. Надпись на памятнике гласила: «Леонарду Эйлеру — Петербургская Академия» – слайд 5.

Ведущий 2: Начинаем игру. Представление команд. Конкурс «Исторический». Необходимо разгадать кроссворд «Труды Леонарда Эйлера». (Приложение) – слайд 6. (время 10 минут). Ответы сдаются в жюри.

Ведущий 1: Проверим, как вы справились с кроссвордом – слайд 7.

Ведущий 2: Конкурс «анаграммы». Анаграмма – это способ перестановки букв, в результате которого можно получить новое слово или сочетание слов – слайд 8. (время 5 минут). Ответы сдаются в жюри.

Ведущий 1: Проверим, как вы справились с анаграммами – слайд 9.

Ведущий 2: Конкурс «Ребусы» – слайд 10. (время 5 минут). Ответы сдаются в жюри.

Ведущий 1: Проверим, как вы справились с ребусами – слайд 10.

Ведущий 2: Конкурс «Задачный» – слайд 11 (время 10 минут). Ответы сдаются в жюри.

Ведущий 1: Проверим, как вы справились с задачами – слайд 12-13.

Ведущий 2: Хочется уделить особое внимание решению задачи № 4.

Ведущий 1: Уважаемые учащиеся, существует множество приемов и способов решения нестандартных логических задач. Часто при решении задачи используются рисунки, что делает решение задачи более простым и наглядным. Одним из таких наглядных и удобных способов решения задач является метод кругов Эйлера. Этот метод позволяет решать задачи с громоздким условием и со многими данными.

Ведущий 2: Задачи, решаемые с помощью кругов Эйлера, очень часто предлагаются на математических олимпиадах. Подобные задачи часто имеют практический характер, что важно в современной жизни. Они заставляют задумываться и подходить к решению какой-нибудь проблемы с разных сторон. Учат выбирать из множества способов наиболее простой и легкий.

Подведение итогов: поздравление победителей – слайд 14.

Учитель: Наша игра закончилась. Пусть это только игра, но ведь и Эйлер, и Архимед, и Ковалевская, и Пифагор тоже сначала были детьми. Возможно, что через десятилетия, столетия, тысячелетия и ваши имена будут прославлены. Желаем вам и дальше успешно осваивать просторы науки математики.

Приложения к игре.

Список литературы:

1. Математика. 5-9 классы. Развитие математического мышления: олимпиады, конкурсы / авт.-сост. И. В. Фотина. – Волгоград: Учитель, 2011.

2. Шарыгин И. Ф., Шевкин А. В. Математика: Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6 кл. – М.: Просвещение, 1999.

3. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях. 5-8 классы / авт.-сост. Ю.В. Щербакова, И. Ю. Гераськина. – М.: Издательство «Глобус», 2010.

4. В презентации к игре использовано изображение: https://yandex.ru/images/search?p=2&text=%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%BE%20%D1%8D%D0%B9%D0%BB%D0%B5%D1%80&img_url=http%3A%2F%2Fimg6.mynet.com%2Fha7%2Fl%2Fleonhard-euler5.jpg&pos=78&rpt=simage. Дата обращения: 02.02.2017

Количество просмотров: 7133  

Комментарии

Молодцы девочки,так держать.

Страницы

Добавить комментарий

Target Image
1. Логоритмика в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 112, апрель 2024
2. Познавательно-творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Этот загадочный космос» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
3. Сценарий развлечения для детей средней группы на тему «Вредные и полезные продукты питания» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
4. Сочиняем сказки сами! ВЫПУСК № 112, апрель 2024
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей средней логопедической группы по теме «Мебель» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
6. Проект «Сила воды» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
7. Развитие связной речи у детей с умственной отсталостью посредством использования игровых технологий во внеурочное время ВЫПУСК № 112, апрель 2024
8. Семинар-практикум «Учимся писать» для родителей учеников начальной школы ВЫПУСК № 112, апрель 2024
9. Исследовательский проект «Доброта внутри нас» в комбинированной группе для детей 6-7 лет ВЫПУСК № 112, апрель 2024
10. Сценарий внеурочного занятия для обучающихся 2-3 классов по теме «Что такое семья?» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Декада начальной школы в центре «Развитие» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Конкурс чтецов «Зимушка-зима» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
13. Проект в старшей группе детского сада «Хлеб всему голова» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
14. Дед Мороз желаний ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
15. Проект во второй младшей группе ДОУ «Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством сенсорных игр» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
16. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа о зиме по картинкам» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
17. Конспект интегрированного занятия «Портрет друга» в старшей группе детского сада ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
18. Поддержка детской инициативы через проект «Адвент-календарь «Создаем чудо своими руками» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
19. Проект по обогащению предметно-пространственной среды «Уголок уединения» как аспект индивидуального подхода в ДОУ» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024
20. Проект «Спортивные и музыкальные объекты города Новосибирска» ВЫПУСК №111, ФЕВРАЛЬ 2024

Страницы