Размышляя над строками Ш. А. Амонашвили, или как сочетать личные чувства и профессию учителя
Мы должны быть открыты к общению с детьми, демонстрировать свои эмоции, естественные чувства, однако, мы всегда должны быть «в форме» – скрывать своё настроение, раздражение, недовольство отдельными учащимися. Как разрешить данное педагогическое противоречие?
«Мы должны прикасаться к чувствам ребёнка с таким же вдохновением и мастерством, как прикасался к струнам своей лиры Орфей». Амонашвили Ш.А. Как живёте дети? М., Просвещение, – 1986, С.92.
Жизнь человека полна неожиданностей, и ты не знаешь, что случиться с тобой, или с кем-то другим, через минуту. И бывает такое, что ты заходишь в класс на урок, а тебя волнуют свои личные неприятности. Но мастерство настоящего педагога заключается в том, что этот урок, смену, день ты живёшь именно для детей. От них всегда есть отдача и они заряжаются ею от тебя, если плохое настроение у тебя – то через 10-15 минут оно будет плохим и у них, начинаются трения – урок потерян. Поэтому нужно держать себя «в руках», а это приходит с опытом работы и общения с детьми. Ведь не зря же говорят, что педагогами не рождаются, а ими становятся за счёт неустанной, постоянной работы над собой. Педагог постоянно совершенствуется. А тот, кто считает, что всего достиг, на самом деле, не достиг ничего.
Так что не только ты учишь детей, но и они учат тебя. Я недаром выбрала такой эпиграф для своей работы. Дети очень чувствительный народ, и как показывает моё детство, детские обиды, чаще всего, запоминаются на всю жизнь. Могу сказать честно – мне повезло с учителями, наверное в какой-то степени из-за этого я выбрала эту профессию и для себя. И моя цель, чтобы и обо мне у ребят остались хорошие воспоминания, и как о человеке и как об учителе-предметнике.
Жаль, что в педагогических вузах не преподаётся мастерство актёра. Ведь актёр и учитель очень схожи: любой человек, придя в театр, хочет удалиться от своих проблем, а не думает, что у человека на сцене они тоже есть, да и не меньше, чем у тебя. Может быть, у него плачет сердце, болит душа, а он надевает маску своей роли, смеётся, поёт, танцует. Так и учитель, только без сцены, играет. И насколько успешным будет исполнение роли (полководца, реформатора, учёного,…), настолько хорошо запомнят материал ребята, а на следующем уроке ты получишь свои аплодисменты в виде блестящих ответов.
«Эмоциональный настрой уроков, познавательные стремления детей на этих уроках усиливаются или ослабевают в зависимости от того, как организована жизнь детей в течение всего школьного дня». Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М., Просвещение, 1983, С.131.
Замечание, с которым не поспоришь. У меня был случай: класс пришёл на урок после урока классного руководителя, которая их порядком отругала, и конечно, по их мнению, не справедливо. Их было невозможно успокоить примерно в течение 7-10 минут с начала урока. Нужно было их вовлечь в какую-то деятельность, чтобы эмоции от неё были бы сильнее тех, с которыми они пришли. Тема «Крестьянское восстание Е. Пугачёва». Класс был поделён на три группы по рядам, каждая из которых представляла какую-то категорию восставших:
1. Крепостные крестьяне
2. Притесняемое нерусское население во главе с Салаватом Юлаевым.
3. Казаки, лишившиеся вольности самоуправления.
Вопрос, что каждый из Вас хотел бы получить от восстания Пугачёва?
С минуту была тишина, которой я и ждала. Потом забурлило: предположения, утверждения, споры.
Опыт моей работы составляет почти 15 лет. И каждый день, идя домой с работы, я иду по-разному: иногда я просто лечу, иногда – еле передвигаю ноги. В тот день я летела, ведь мне удалось справиться с ситуацией. Да и ребята запомнили хорошо. Вот и не знаешь – мешало мне их настроение или помогло.
«Если я хочу усовершенствовать свою методику воспитания на началах гуманности, то не должен забывать, что сам был когда-то учеником, и должен добиваться того, чтобы моих сегодняшних воспитанников не мучали те же переживания, что мучили меня когда-то». Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М., Просвещение, 1983, С.179.
Каждый ребёнок должен переживать ситуацию успеха. И учитель должен этого добиваться. Не стоит сразу ругать ребёнка, если он чего-то пока сделать не может, нужно разобраться в чём причины, причём очень тонко (потом он будет тебе 1000 раз благодарен).
Часто дети уважают своего учителя не только за его знания, но и за понимание, манеру общаться, одеваться, держать себя в форме, чувство юмора, близость к детям.
Считаю, что учитель никогда не должен стареть духом. Три летних сезона я работала в детском лагере и уверена, что успех работы педагога (вожатого) состоит в близости к детям. Мы вместе ходили везде: на соревнования, выступления, в походы, на костёр и т.д. Ребята доверяли свои тайны, приходили плакать от несчастной любви, делили радости побед, пели, танцевали.
«Если я стремлюсь проявить свою действительную любовь к детям, то я обязан делать это в наилучших формах». Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М., Просвещение, 1983, С.17.
В книге Ш.А. Амонашвили «Как живёте, дети?» описан случай, когда пожилая учительница начальных классов Циала Багратовна вошла в учительскую с неприятным шумом. Она силой вела за собой маленького мальчика, второклассника. Она остановилась в середине большой учительской и громким, раздражённым басом призвала всех уделить ей внимание.
«– Видите этого сопляка? Он не такой, каким Вам может показаться! Он, этот чертёнок, видите ли, влюблён! Лю-бит! Занимается не математикой, а сердечными делами… Вот и полюбуйтесь, что он нарисовал и написал в тетради для математики!
Там был рисунок девочки, у которой волосы разбегались подобно лучам солнца. И надпись: «Я хочу жениться только на Маико. Я люблю Маико. Я куплю ей золотое платье».
Все учителя стали иронизировать, издеваться.
Он вдруг поднял голову, подпрыгнул, чтобы дотянуться до своей тетради, вырвал свою тетрадь и, с силой пробравшись сквозь плотный строй учителей, выбежал из большой учительской, одновременно ранив всех нас душераздирающим криком:
– Ненавижу тебя!.. Ненавижу всех вас!.. Злые!.. Злые!..»
По-моему, это самое страшное, что может услышать учитель в свой адрес. Нужно всегда свою любовь и заботу отдавать обдуманно, взвешенно.
Многие люди говорят, что не смогли бы работать в школе. А я считаю, что если ты выбрал профессию педагога не случайно, то всё получится. Ведь только от тебя зависит: будут ли твои уроки интересными, познавательными.
Выбирайте профессию по душе и вам не придётся работать ни дня!
Количество просмотров: 10565 |
Добавить комментарий