Викторина ко Дню славянской письменности

 
 

Шилкова Марина Сергеевна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МБОУ Лицей № 126 г. Новосибирска

 

Викторина ко Дню славянской письменности

Цель: актуализация и расширение имеющихся знаний детей по возникновению и распространению письменности и возникновению книгопечатания.

Задачи:

1) Расширять знания и представления учащихся об истории возникновения славянской письменности и её роли в развитии человечества.

2) Способствовать формированию интереса к истории и культуре своего народа.

3) Развивать речь, мышление, творческие способности учащихся.

4) Воспитывать уважение и понимание русской культуры, славянских традиций, толерантность.

Оборудование: Проектор, компьютер

Команды усаживаются за столы. Они могут выбирать вопросы стоимостью в 1, 2 или 3 балла. За правильный ответ очки начисляются. Та команда, которая набрала большее количество баллов, выигрывает.

День славянской письменности и культуры 24 мая. Он приурочен ко дню памяти святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла, создателей первой славянской азбуки.

Вопросы за 1 балл

1.     Назовите авторов славянской азбуки. (Кирилл и Мефодий)

2.     В каком городе писали на бересте? (Новгород)

3.     Что такое пергамент? (особым образом выделанная кожа животных, пригодная для письма)

4.     Что такое писало? (палочка, которой писали на бересте)

5.     Когда была создана славянская азбука? (IX век)

6.     Как она называлась? (Кириллица)

7.     Что такое летопись? (Запись исторических событий по годам)

8.     Кто вёл летописи? (Монахи)

9.     Кто изображён на портрете? (Нестор-летописец)

     

10.   Какие качества нужны были писцу? (чёткий, красивый почерк, умение рисовать, терпение)

11.   Кто первым в Европе придумал книгопечатание? (Иоганн Гутенберг в середине XV века)

 

12.   Как называется место, где печатают книги? (типография)

13.   Сколько времени уходило на написание 1 рукописной книги? (5-7 лет)

14.   Сколько времени ушло на первую российскую печатную книгу «Апостол»? (1 год)

15.   Сколько времени ушло на вторую российскую печатную книгу «Часовник»? (2 месяца)

Вопросы за 2 балла

1.     Откуда родом были Кирилл и Мефодий? (из Солуни (Салоники) Греция)

2.     О чём это стихотворение:

В монастырской келье узкой,

В четырёх глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озарённый тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

                    Н. Кончаловская

3.     Как называется самая известная русская летопись? (Повесть временных лет)

4.     Кто её автор, какой период она описывает, когда создана? (Нестор, излагает историю славянских народов от первых киевских князей до начала XII века, в XII веке)

5.     Напишите имя Елизавета по древнерусски.

Буква

Начер-
тание

Числовое
значение

Чтение

Название

А

1

[а]

аз

Б

 

[б]

бу́ки

В

2

[в]

ве́ди

Г

3

[г]

глаго́ль

Д

4

[д]

добро́

Е, Є

5

[е]

есть

Ж

 

[ж']

живе́те

Ѕ

6

[дз']

зело́

Ȥ, З

7

[з]

земля́

И

8

[и]

и́же (8-ричное)

І, Ї

10

[и]

и (10‑ричное)

К

20

[к]

ка́ко

Л

30

[л]

лю́ди

М

40

[м]

мысле́те

Н

50

[н]

наш

О

70

[о]

он

П

80

[п]

поко́й

Р

100

[р]

рцы

С

200

[с]

сло́во

Т

300

[т]

тве́рдо

ОУ, Ү

(400)

[у]

ук

Ф

500

[ф]

ферт

Х

600

[х]

хер

Ѡ

800

[о]

оме́га

Ц

900

[ц’]

цы

Ч

90

[ч’]

червь

Ш

 

[ш’]

ша

Щ

 

[ш’т’] ([ш’ч’])

ща

Ъ

 

[ъ]

ер

Ы

 

[ы]

еры́

Ь

 

[ь]

ерь

Ѣ

 

[æ], [ие]

ять

Ю

 

[йу]

ю

ΙΑ

 

[йа]

А йотированное

Ѥ

 

[йэ]

Е йотированное

Ѧ

(900)

н]

Малый юс

Ѫ

 

н]

Большой юс

Ѩ

 

[йэн]

юс малый йотированный

Ѭ

 

[йон]

юс большой йотированный

Ѯ

60

[кс]

кси

Ѱ

700

[пс]

пси

Ѳ

9

[θ], [ф]

фита́

Ѵ

400

[и], [в]

и́жица

 

6.     Назовите тех, о ком написаны эти поэтические строки

Пояснил он царственному тезке,

Как сушить печатные листы,

Как хранятся для печати доски

Да какие буквы отлиты?

                            Н. Кончаловская

(Иван IV и Иван Фёдоров)

7.     В каком веке немецкий первопечатник придумал первый печатный станок? (Иоганн Гутенберг в середине XV века)

8.     В каком году была выпущена первая печатная книга в России? (1564)

9.     Как называлась первая печатная книга России? (Апостол)

10.   С XI в. в русском алфавите азбуке было 43 буквы. Часть букв взяли из греческого алфавита. А сколько букв были новыми, потому что их не было у греков? (19)

11.   Кто был старшим из братьев: Кирилл или Мефодий? (Мефодий)

12.   В какой стране изобрели бумагу? (Китайские летописи сообщают, что бумага была изобретена в 105 году н. э. Цай Лунем (см. четыре великих изобретения)[2]. Однако в 1957 году в пещере Баоця северной провинции Китая Шаньси обнаружена гробница, где были найдены обрывки листов бумаги. Бумагу исследовали и установили, что она была изготовлена во II веке до нашей эры.)

13.  Как назывались многоцветные иллюстрации, заставки в древнерусских рукописных книгах, также называют и художественные произведения небольших размеров. (Миниатюра)

14.   Какая буква появилась ещё в конце XVIII в., но её официально утвердили только в 1956 г.? (Ё)

15.   Кору какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала? (Береста, кора берёзы)

Вопросы за 3 балла

1.     Как называлась первая печатная газета в России? («Ведомости»)

2.     Как до принятия сана звали Кирилла? (Константин)

3.     Каким прозвищем нарекли составителя славянской азбуки Кирилла (Философ)

4.     Решите примеры, запишите ответы, составьте 3 своих.

А) +=                   Б) +=   

5. Как называлась книга, которую Иван Фёдоров написал во Львове для детей? (Для скорого младенческого научения)

6. Когда умер Иван Фёдоров? (1583)

7. Какие произведения Древней Руси написаны на древнерусском языке? (Русская правда, Повесть временных лет, Слово о полку Игореве и т.д.)

8. Как называется хорошо сохранившаяся рукопись середины XI века, памятник русского старославянского языка. До обнаружения в 2000 году Новгородского кодекса считалась древнейшей книгой, созданной на Руси, т.е. первым памятником церковно-славянского языка. (Остромирово Евангелие)

9. Как называется первый русский письменный закон? (Русская правда)

10. Как назывался памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI векана церковнославянском языке, приписываемой протопопу Сильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок. (Домостро́й)

 

Источники:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%...

Количество просмотров: 112429  

Комментарии

Хорошая подборка материала! Очень интересно!!! Спасибо!!!
Не совсем понятно, это только материалы для создания викторины? Можно делать викторину например, в Microsoft Office или в другой программе. Или как то по-другому используются эти вопросы и ответы? Кстати вопросы-то интересные. Может как то оформить в виде интерактивной викторины? Вот так: https://uroven80.ru/
Спасибо!!! :-)
интересный
Все вопросы неплохи, но вот самое главное тут не прозвучало. Когда умер Иван Федоров ,конечно это самый "главный вопрос", в отличии от вопроса: кто в России был первопечатником? А вы, как считаете?
Здорово! Спасибо!
Спасибо, очень интересный материал!
Спасибо за статью

Страницы

Добавить комментарий

1. Применение методов ТРИЗ для развития творческой активности на занятиях внеурочной деятельности по программе «Лабиринт мастерства» ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Формирование творческих компетенций детей младшего школьного возраста на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Взаимодействие педагогов, учащихся и родителей во внеурочной деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Организация работы с родителями в рамках внеурочной деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Разработка классного часа для 7 инженерного класса «Элементарно, Ватсон» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Души прекрасные порывы – тебе, Новосибирск! ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Система работы студии «Мокрый нос» для учащихся 1-4 классов по программе «Мы – твои друзья!» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Наставники счастливых людей ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Семья и школа – партнёры в воспитании ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Новые возможности интеграции иностранных граждан в российское общество ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы