«Отворяй ворота, в гости едет Коляда!»
В последнее время обращение к народным истокам, фольклорному искусству стало предметом пристального внимания педагогов и воспитателей детских садов и традиционным для использования в практике нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Наша задача – научить детей видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие.
Обращение к фольклору в современном дошкольном воспитании и актуально, и естественно. Игровые, художественно-образные формы взаимодействия взрослых с малышами и детей друг с другом, запечатленные в жанрах фольклора, близки детскому восприятию, доступны переживанию в детском возрасте, соответствуют психике ребенка, отвечают его возможностям и потребностям.
Процесс приобщения к традициям и народному творчеству должен начинаться как можно раньше. Как говорится в русском народе, «с молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа – через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след и вызовет устойчивый интерес.
В нашем детском саду давно сложилась традиция проводить для дошкольников народные праздники: «Рождественские посиделки», «Коляда», «Масленица». Организация таких праздников позволяет обогащать музыкальные впечатления дошкольников и воспитывать человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной культуры.
В ходе праздников мы обязательно используем музыкально-ритмические движения и русское народное музыкально-игровое творчество в соответствии с частью программы, формируемой участниками образовательных отношений «Веселые нотки», разработанной в нашем детском саду.
Хотим предложить вашему вниманию сценарий праздника «Отворяй ворота, в гости едет Коляда!»
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр, активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность.
Задачи:
– Расширять представления о традициях и обычаях народов России.
– Знакомить с обрядовыми праздниками.
– Развивать у детей способность выразительно выполнять игровые и танцевальные образы.
– Совершенствовать ритмическую точность, образность движений.
– Развивать координацию пальцев рук с текстом, ритмический слух, эмоциональную выразительность речи.
Дети входят в зал за Красной девицей и Добрым Молодцем, рассаживаются. В зале за столом уже сидят Бабка и Дед. Бабка вяжет, а дед подшивает валенок.
Бабка: А помнишь, дед, как раньше-то было весело? Ходили мы по избам, колядки пели, хозяев величали. Святки справляли.
Дед: А помнишь Баба, сколько при колядовании ряженных было?
Бабка: Ой, дед! А как гадали-то! А сколько песен пели!
Дед: Хватит молодость вспоминать, можно и в старости погулять!
Бабка: Пойду, поставлю тесто. Вдруг заглянут гости, напеку пирогов!
Дед: Верно, бабка. Не красна изба углами, а красна пирогами!
Уходят дед с бабкой.
Добрый Молодец:
Собирайся народ, на наше представление!
Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пели, ели,
Веселились 2 недели!
Красна Девица!
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас, встретим мы его у нас!
Дети поют колядки – «Приходила коляда» и «Коляда- маляда»
Ребенок
Как на улице мороз,
Подмораживает нос,
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать.
Русская народная песня «Ой, ты зимушка зима!
Молодец подходит к дому и стучится.
Молодец стучится в дом:
Эй, хозяюшка открывай!
Колядовщики пришли!
Хозяйка жадная: из окна кричит:
Ой, кто тут орет, спать не дает?
И охота вам в такой мороз, с печки вставать да песни распевать!
Уходите по добру, сегодня я не подаю! Самой есть нечего.
Дети хором:
У Мирона-то жена, ох и жадная была!
У ней юбка не подшита, и сама то не умыта.
Ленивая да жадная!
Хозяйка жадная: Ладно, ладно не кричите и меня вы не дразните, принесла вам каши сладкой, угощайтесь-ка ребятки! (Выносит кастрюлю, дети с Красной девицей с интересом заглядывают туда – в ней снежки!)
Красна Девица! Ах, жадная хозяйка, обманула нас! Здесь не каша, а снежки!
Хозяйка жадная с веником в руках: Расходитесь по домам, ничего я вам не дам!
Бегает за детьми с веником, они забрасывают ее снежками из кастрюли и другими, которые ведущие незаметно высыпали детям из мешка.
Молодец: Давайте, ребята пойдем к другому дому будем дальше колядовать!
Дети идут по кругу и поют песню (Святый вечер)
Красна девица подходит к другому дому или к стене возле кулис и стучит.
Бабка из-за кулис: Ой, кто там стучит?
Дед: Кто там стучит?
Дети хором: Это мы, колядовщики!
Бабка выходит: Пожалуйте, гости дорогие! Давно мы вас ждем-поджидаем. Праздник без вас не начинаем!
Дед тоже выходит: У нас для каждого найдется, и местечко и словечко!
Бабка: Сегодня будут игры, танцы, смех, радости хватит на всех!
Игра «Чиж!
Все поют: По дубочку постучишь, вылетает сизый чиж.
У чижа, у чижика хохолочек рыженький. (Дети идут по кругу и поют. Выполняют имитационные движения).
Ведущий: Чиж, чиж, не зевай себе пару выбирай! (дети встают парами и кружатся парами)
Все поют: По дубочку постучишь, вылетает сизый чиж.
У чижа у чижика хохолочек рыженький. (Дети снова идут по кругу и поют). Ведущий: Чиж, чиж, не зевай, себе тройку выбирай! (дети встают тройками и кружатся и т.д.)
Дед: А давайте еще поиграем!
Игра «Золотые ворота»
Дети садятся на стульчики. Вдруг вылетает на середину зала валенок (Домовенок из дома кидает).
Бабка: Это что еще за шутки?
Домовенок: (невидимый детьми, из домика кричит): Печка топится, пирожка-то хочется!
Вдруг следом вылетает Веник
Дед: Ну, терпенье мое лопнуло! Пойду посмотрю, кто это балует?
(Смотрит за домик и тянет оттуда Домовенка)
Домовенок:
Я бежал да запыхался!
Дыму с печки надышался.
Коляда, коляда!
Ты подай пирога!
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину!
Дед:
Не дадим тебе ничего,
Сначала повесили нас!
Домовенок:
Я Домовенок – Кузя!
Я музыку люблю.
Я с вами поиграю
В веселую игру!
Игра «Жмурки»
Дети: На чем стоишь?
Домовенок: На мосту!
Дети: Что пьешь?
Домовенок: Квас
Дети: Лови мышей, а не нас!
Дети разбегаются, Домовенок ловит детей.
Домовенок:
Коляда пришла, всем веселье принесла,
Не сидите, не скучайте, а загадки отгадайте!
Дед: В какое время года бывает вьюга?
Бабка: Что делают из муки?
Домовенок: Стул можно сломать, а чашку?
Дед: Назовите последний месяц зимы?
Домовенок: Сено косят, а волосы?
Бабка: Котлеты жарят, а суп?
Домовенок: Сама не ест, а всех кормит? (ложка)
Дед: Ох, что-то есть захотелось! А сейчас предлагаю поиграть на ложках!
Аттракцион с ложками (на полу лежат обручи по кругу или стоят стульчики – меньше чем детей по количеству, в них деревянные ложки. Пока играет музыка дети бегут за обручами по кругу, как только музыка остановилась, дети должны встать в обруч, взять ложку и поднять вверх, кто быстрее. Остальные проходят на свои места).
Домовенок: Как мы хорошо, весело поиграли! А теперь мне пора. До свидания!
Домовенок прощается и убегает.
Дед: А сейчас давайте, ребята, поиграем на дудочке! Достает дудочку.
Проводится пальчиковая игра – «Дудочка».
Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду.
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла, пастушку я отдала!
Ну-ка, милый пастушок, ты спеши-ка на лужок.
Там буренка лежит, на теляток глядит.
А домой не идет, молочка не несет
Надо кашу варить, деток кашей кормить!
Дед: Ай, ду, ду, а ду, ду, что за шум у нас в дому!
Бабка:
Это же ряженые идут!
Нам веселье несут!
Дети садятся на стульчики. Входит Фома с медведем.
Фома:
Расступись, народ честной!
Идет медведюшка со мной!
С праздником, люди добрые,
Я Фома, а это Михайло Иванович!
Не простой он медведь, а ученый,
Что хочешь, то и сделает,
Всех гостей потешит.
Медведь выполняет команды Фомы:
Фома: Покажи, Михало Иванович, как ребятки умываются? (медведь показывает) А как кушают,?... спят, балуются, как в детский сад идут?
Хвалит Фома медведя.
Фома:
Ну-ка потешь народ честной,
Попляши- ка, дорогой! Медведь отрицательно качает головой.
Фома: Да что же такое? (задумался Фома)
А! Мы про музыку забыли!! Не может, он без музыки плясать! Включите музыку!
Пляска медведя
Фома:
Молодец, Михайло Иванович!
А теперь давай поиграем с ребятишками!
Игра «Барашеньки» Дети, взявшись за руки, образуют круг. В середине водящий – Иванушка (ребенок).
Барашеньки, крутороженьки, По горам, ходили, По лесам бродили. В скрипочку играли, Ваню потешали. Ваня, Ваня, простота, Купил лошадь без хвоста. Сел задом наперед И поехал в огород.
|
Дети, взявшись за руки, идут по кругу. Руки на пояс, топающим шагом по кругу. Остановиться, повернуться в круг лицом. Имитация игры на скрипке. Руками показать на Ваню. Кулачок на бочок. Пружинки с поворотами. Прыжком развернуться лицом из круга. Пружинки, руки держат «поводья»
|
Игра «Это что за народ!»
Это что за народ, за медведем вслед идет (2 р.) – Дети идут за медведем змейкой под музыку.
А медведь остановился, догонять нас вслед пустился! Медведь бежит за детьми, дети убегают.
Бабка: За игру да за веселье заслужили угощенье! Выносит угощенье!
Фома: Поклонись, Мишенька! Поблагодари за угощенье!
Уходят Фома и медведь
Бабка: Дети, а вы знаете, что в святки парни выглядывали себе невест, дарили им колечко, поэтому после праздников начиналась пора свадеб! Давайте поиграем в игру «Колечко».
Игра «Колечко»
Бабка: А еще в это время гадали! И у нас пришло время для гадания. Уж очень хочется узнать, что ждет вас впереди.
В старину гадали при свечах! Посмотрите, у нас на столе стоят 4 горшочка, в них предсказания и есть свеча, сейчас мы узнаем, что нас ждет. Будем передавать свечу по кругу.
Дети передают свечу (свеча не настоящая, на батарейках) из рук в руки сидя на стульчиках, и проговаривают:
Ты иди, иди лучина тихо, тихо по рукам.
У кого в руках лучина, выходи скорее к нам.
На ком кончились слова, тот ребенок подходит к столу с горшочками
Бабка:
Горшочек, с вершочек,
Скажи нам, дружочек.
Что сбудется, станется?
Плохое пусть останется.
Ребенок достает из любого горшка какой-то предмет. Бабка читает предсказание.
Лавровый лист – Ждет тебя успех, слава.
Пуговица – К кому попадется обновой обернется! Жить будешь богато.
Щепка – К крепкому здоровью, хорошей жизни.
Лента – Лента далеко расстилается, ждет тебя дорога и путешествие.
Монетка – К достатку!
Гадание проводится 4-5 раз
Дед:
Веселиться я люблю,
Приглашаю на игру! Поиграем в Дедушку Мазая!
Дети подходят к Деду: Здравствуй, Дедушка Мазай!
Дед: Здравствуйте, ребята! Где вы были? Что вы делали?
Дети: Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем!
(Дети показывают деду что-либо – катаются на лыжах, едят и т.д. Дед отгадывает, дети убегают, дед догоняет).
Бабка: Вот каким веселым получился у нас праздник святок!
Спасибо вам, милые колядовщики!
Дед: А теперь пора раздавать деткам святочное угощенье! (угощают детей печеньем и конфетами)
Количество просмотров: 8876 |
Добавить комментарий