«Новый» классный руководитель для поколения Z
Воспитатель сам должен быть тем,
чем он хочет сделать воспитанника.
В. И. Даль
Здравствуй, дорогая Ёнхи!
Почти десять лет прошло с тех пор, как я побывала на твоей Родине, в удивительной стране – Корее. Почти десять лет прошло с нашей последней встречи. Я рада, что мы по-прежнему с тобой общаемся, и ты интересуешься моей профессиональной деятельностью.
В предыдущем письме я рассказала тебе, что стала классным руководителем и работаю с непростым, но очень интересным поколением детей – поколением Z. Эта новость вызвала у тебя так много вопросов, что, не теряя ни минуты, спешу ответить на них.
«Кто такие дети поколения Z в России. Почему им нужен «новый» классный руководитель?» – эти вопросы ты задала первыми. Попробую объяснить.
«Зеты» – особенные дети. Они легко ориентируются в глобальной сети, их авторитет – цифровые технологии. Это уверенные и независимые люди, ценящие время и старающиеся тратить его максимально эффективно. Им проще сделать самому, чем полагаться на других, на коллектив. Они постоянно сталкиваются с огромным потоком информации, отбирая только то, что им полезно, полностью погружаются в интересующие их темы, стараются делать всё при помощи современных технологий, при этом могут легко обходиться без живого общения. Понятие «клиповое мышление» часто связывают с «зетами», для которых виртуальный мир намного комфортнее, чем для других поколений.
Наверное, тебя, как представителя восточной культуры, немного удивит такое описание современных детей. Согласна, непростое это поколение, и нужен ему «новый» руководитель. Хотя… С понятием «новый» позволю себе поспорить. «Новым» в работе сегодняшнего классного руководителя России, пожалуй, являются лишь новые технологии. Всё остальное – «старое», основой которого являются любовь к детям, доброта, понимание, уважение, надёжность, ответственность и, конечно, образованность, культура, профессионализм. Классный руководитель – это человек, который должен уметь все: быть и психологом, и воспитателем, и учителем, и организатором, и второй мамой. Дорогая Ёнхи, можешь ли ты представить, что у меня 30 детей?! Да-да, я не оговорилась. Мои нынешние шестиклассники – мои дети.
Ты спрашивала, изменила ли я профессию, став классным руководителем? Нет, классный руководитель – это вообще не профессия, но классный руководитель обязательно должен быть профессионалом, чтобы грамотно строить будущее доверенных ему детей. Быть классным руководителем – быть вдвойне ответственным человеком. Ведь дети много времени проводят в школе. И если дома воспитанием занимаются родители, то и в школе должен быть тот, кто выполняет эту далеко не самую простую функцию. И этот человек – классный руководитель.
Первое, на что я обратила внимание, познакомившись в прошлом году с моими тогда еще пятиклассниками, их разобщённость. Я до сих пор вспоминаю корейских пятиклассников, с которыми познакомилась по время стажировки. Какие же они были дружные! Как тесно были они сплочены чувством принадлежности к коллективу! Когда я увидела своих учеников, то подумала, что ребятам нужен такой классный руководитель, который сможет научить их элементарному общению в коллективе, классный руководитель-наставник. Ведь одна из основных задач классного руководителя – это как раз формирование детского коллектива.
Детям поколения Z нужен профессионал в качестве руководителя, способный общаться с ними на равных. Однако не думай, дорогая Ёнхи, я не говорю о замене дистанции. Она необходима! Лидер для «зетов» – не напористый «начальник», а человек, способный завоевать авторитет благодаря своим знаниям и опыту. Агрессивный стиль управления в общении с ними не годится. Вот почему я стараюсь строить доверительные отношения с классом. И, конечно, очень важной для детей является похвала, поэтому всегда нахожу для этого поводы. Разумеется, иногда не обходится и без замечаний; замечания порой бывают нужны ученику. Только делать их стараюсь корректно, тактично и по существу, чтобы ученик понимал свои ошибки, желал исправить и никогда не возвращаться к ним.
Дорогая Ёнхи, однажды мы рассуждали с тобой о том, с чего начинается воспитание. Это сложный процесс, и начинается оно с семьи – ты была права. В семье дети получают первые уроки жизни. Поэтому очень важно, чтобы родители стали единомышленниками, помощниками классного руководителя. Стараюсь вовлекать родителей во все наши дела. И они откликаются, помогают. Взаимосвязь с семьей, установление партнерских отношений с родителями считаю одним из важнейших звеньев своей работы. Родителей нельзя избегать, в родительскую помощь и заинтересованность нельзя не верить. Ведь мы вместе делаем одно дело – учим и воспитываем детей. Сотрудничая, мы можем достичь многого.
Многие друзья спрашивают, какие же качества я бы хотела воспитать у своих учеников? Я стараюсь прививать своим детям самостоятельность, развивать терпимость, трудолюбие, чувство ответственности, коллективизма, доверять им. Ведь, чем больше ты доверяешь детям, бываешь с ними искренен, тем ближе они к тебе, тем проще решить возникающие проблемы. Мне кажется, мои дети доверяют мне. Это очень важно и ценно для меня.
Мне кажется, что одним из предназначений классного руководителя является создание условий для раскрытия личности ребенка, его таланта, умственного, духовного, физического совершенствования, сохранение его неповторимости. Ведь каждый ребенок – личность, единственная и неповторимая. Об этом нельзя забывать! Нельзя забывать и о том, что ученик – ребенок, а классный руководитель – взрослый. И ребенок – это еще незрелая личность. Классный руководитель помогает развиваться этой личности. Я ищу эффективные формы, способы и приемы работы с детьми, определяя для себя такие приоритеты: любовь, семья, здоровье, нравственность, интеллект. Главное - нужно верить в ребенка, уважать его, стремиться помочь ему в достижении успеха. К каждому ученику найти подход, а это не всегда просто; быть защитником, надёжным товарищем. Я стараюсь строить партнёрские отношения и с ребятами, и с родителями. Пока получается, хотя с отдельными «индивидуалистами» не всегда бывает легко. Работа классного руководителя трудная, хотя, безусловно, интересная и творческая. Как говорил русский поэт Б. Пастернак: «…цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех…». Ёнхи, помнишь, мы вместе читали его стихи?
Сегодня в России, как и во всем другом мире, к воспитанию подрастающего поколения предъявляются высокие требования, ведь современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные к принятию самостоятельных решений, к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью и динамизмом. Я должна помочь им сделать правильный жизненный выбор, помочь стать успешными людьми.
Я снова и снова возвращаюсь к одному вопросу: «Каким же должен быть «новый» классный руководитель для поколения Z?» Он должен быть профессионалом! Умным и мудрым; добрым, но не добреньким; строгим, но справедливым; ответственным, терпеливым; ему необходимо идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики и технологии; он обязательно должен быть человеком, любящим свою профессию и детей. Он, прежде всего, должен быть хорошим человеком! И он должен быть счастливым! Учитель обязан быть счастливым, приходя в класс. Это закон профессии. И он должен любить детей и свою работу. «Зетам» необходима для успешности любовь! Это и есть основа основ воспитания любого поколения. Всё всегда начинается с любви.
Дорогая Ёнхи, наверное, ты спросишь меня «Хороший ли я классный руководитель?» Меня часто терзают сомнения. Ведь оценка человека всегда основана на сомнении: интересно ли прошёл классный час, смогла ли, проводя встречу, воспитать в детских душах чувство доброты, отзывчивости? На последний вопрос ответить особенно трудно. Работа классного руководителя – это работа, результаты которой не всегда видны сразу.
Я постоянно учусь, постигаю тонкости педагогики. Мне это интересно, мне это важно. Понимаю, что выбрала далеко не самую лёгкую профессию. Но убеждена – самую важную. Нельзя без учителя! Невозможно! Мы учим детей жизни, учим быть честными, справедливыми, воспитанными, доброжелательными, отзывчивыми. Думаю, ты со мной согласишься.
Дорогая Ёнхи, надеюсь, я смогла ответить на все твои вопросы. Жду с нетерпением твоего ответа.
С любовью, Мария.
Количество просмотров: 7805 |
Добавить комментарий