Методическая разработка урока литературы для обучающихся 9 класса по теме «Деталь как средство создания образов героев поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» и элемент художественного стиля писателя»
В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика. И педагогу нужно найти в каждом ученике его лучшие качества, формировать у него положительную Я-концепцию, стимулировать «к учению с увлечением», повышать качество образования.
Данная статья содержит методическую разработку урока литературы по ФГОС ООО для обучающихся 9 класса по теме «Деталь как средство создания образов героев поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» и элемент художественного стиля писателя». Основной методический прием на уроке – прием «клоуз-тест». В лингвистике и методике преподавания русского языка клоуз-тестом принято называть текст с пропущенными компонентами. Задача выполняющего клоуз-тест – вставить эти компоненты.
Главная цель работы с клоуз-тестом – научить ребёнка понимать смысл текста, устройство его смысловой организации, и только на этой основе работать с языковыми явлениями, законами, правилами. Клоуз-тест, построенный на основе пропусков ключевых слов, обеспечивает развитие контекстного мышления и коммуникативной способности (диалог «автор – читатель», «ученик – ученик»).
Все этапы урока выстроены в соответствии с общей технологией клоуз-теста, изложенной в пособии под редакцией Н.В.Максимовой [4].
Содержательно-технологическая карта урока
Цель урока – достижение следующих планируемых на уроке результатов:
предметных: повторение и закрепление термина «художественная деталь», определение роли художественной детали (деталь как средство типизации, деталь как средство индивидуализации) в создании образа помещиков в поэме Н.А.Гоголя «Мертвые души» (на примере образа Плюшкина);
метапредметных: формирование таких ключевых компетенций и универсальных учебных действий, как способность смыслового чтения, коммуникативные способности (выдвижение и аргументирование своей версии подобранного слова, встраивание в смысловую позицию автора; восприятие, понимание чужой версии, выражение отношения к ней; сопоставление разных точек зрения, основанное на критериях понимания смысла текста), контекстное мышление, развитие внутренней речи;
личностных: формирование адекватной позитивной самооценки, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование представлений об основных моральных нормах.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые у обучающихся способы деятельности |
||
Предметные |
Метапредметные (познават. (П), коммуник. (К), регулят. (Р) УУД) |
Личностные УУД |
|||
Мотивация |
Предлагает учащимся несколько словарных статей к слову «деталь» (само понятие пропущено). Видеоряд. |
Читают словарные статьи (на слайде), определяют понятие, которое будет изучаться на уроке. |
Повторяют на теоретическом уровне понятие «художественная деталь» |
Самостоятельно определять цели и тему урока (Р)
Выделять общий признак нескольких понятий, объяснять сходство и различие (П) |
Развитие учебных мотивов |
Актуализация знаний |
Задание: приведите примеры художественных деталей в рассказе «Шинель». |
Приводят примеры из других произведений Н.В.Гоголя. |
Повторяют на практическом уровне понятие «художественная деталь» |
Находить в тексте требуемую информацию (П) |
Развитие познавательных интересов |
Формирование новых знаний |
Прием «клоуз-тест» (Приложение к карте урока) |
Чтение текста с пропусками (у каждого обучающегося распечатка с текстом, таблица для версий, Памятка для работы с клоуз-тестом) |
|
Ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст (П) |
|
Вопрос на первичное восприятие текста К кому из пяти помещиков приехал Чичиков? |
Отвечают на вопрос учителя (это отрывок из эпизода «Чичиков у Плюшкина»). |
Воспроизводить содержание текста, отвечая на вопросы |
Выдвигать версии, формулировать гипотезы (Р) Формулировать, аргументировать свое мнение (К) |
Развитие познавательных интересов |
|
Первичное закрепление |
Выслушивает версии, аргументы. Предлагает обратиться к тексту, попытаться не только найти художественные детали, но и определить их роль в тексте. |
Аргументация у основной части класса вызовет затруднения. Некоторые начнут называть художественные детали. |
|
Выдвигать версии, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат (Р)
Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (К) |
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов |
Самостоятельная работа с самопроверкой |
Напоминает обучающимся правила работы с клоуз-тестом, обращает внимание на памятку и этические нормы работы в парах
|
Выполнение клоуз-теста в парах. Фиксируют версии в таблице, выдвигают свои (находят смысловые параллели, обозначая их стрелочками). |
Владеть элементами литературоведческого анализа Воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы |
Определять необходимые действия и составлять алгоритм выполнения (Р) Определять логические связи между предметами, обозначать их с помощью знаков в схеме (П) Организовывать учебное |
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов |
|
|
|
|
сотрудничество (К) Осуществлять самоконтроль (Р) Выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и подчиненных ему слов (П) |
|
Включение в систему знаний и повторение |
Координирует работу по выдвижению версий (таблица: Мои версии. Версии моих одноклассников. Авторская версия), их аргументации; акцентирует внимание на важных деталях, называя авторские слова. |
Участвуют в коллективном диалоге: сравнивают свои версии с версиями одноклассников, а также авторскими, пытаются объяснить авторский вариант. Оценка, самооценка результатов работы |
Владеть элементами литературоведческого анализа
Воспроизводить содержание текста, отвечая на тестовые вопросы |
Выдвигать версии, формулировать гипотезы (Р)
Осуществлять самоконтроль (Р)
Объяснять явления, выявляемые в ходе исследовательской деятельности (П)
Самостоятельно осуществляя причинно-следств. анализ (П)
|
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов |
Предлагает провести эксперимент- исследование: чтение текста без пропусков подготовленным учеником. |
Подготовленные ученики читают текст без пропусков, с пропусками. Остальные слушают и сравнивают. |
|
Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод полученными данными (П) Владеть навыками активного слушания (Р) |
Развитие познавательных интересов, мотивов |
|
Направляет коллективную мысль к главной идее занятия (художественные детали играют важную роль в раскрытии характера Плюшкина, отражают его внутренний мир, особенности поведения; |
Участвуют в коллективном диалоге: обсуждают результаты сравнения, делают вывод о роли художественной детали в тексте. |
Находить основные художественные средства, характерные для творческой манеры писателя (в частности, детали), определять их художественные функции; выявлять особенности языка и стиля писателя |
Находить в тексте требуемую информацию (П) Выдвигать версии, формулировать гипотезы (Р) Формулировать, аргументировать свое мнение (К) Организовывать учебное сотрудничество (К) Осуществлять самоконтроль (Р) Объяснять явления, выявляемые в ходе исследовательской |
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов |
|
многочисленные детали-символы, их повторяемость– основа художественного стиля Н.В.Гоголя). |
|
|
деятельности (П) Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения (П) |
|
|
Рефлексия деятельности |
Вопросы для фронтальной работы: Какие же детали помогают нам понять, к кому из пяти помещиков приехал Чичиков? Какая деталь в описании образа Плюшкина стала для вас самой неожиданной? Как вы думаете, почему в системе образов российских помещиков Плюшкин последний? Есть ли в этом некая параллель с «Божественной комедией» Данте? |
Участвуют в коллективно диалоге: отвечают на вопросы учителя, аргументируют ответы, приводят примеры из текста поэмы.
Вспоминают лекцию Дмитрия Бака на канале Бибигон (http://intellect-video.com/2505/Lektsiya-09) |
Определять тему и основную мысль поэмы
Характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристик; оценивать систему образов
Воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел. |
Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки (П)
Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи (П)
Выдвигать версии, формулировать гипотезы (Р)
Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (К) |
Развитие «Я-концепции» и самооценка личности |
Домашнее задание |
Комментирует дом.зад. Нарисовать визитную карточку внутреннего мира одного из помещиков. Подготовить устный комментарий. |
Записывают дом.зад, задают вопросы по его выполнению. |
Интерпретировать художественный смысл текста |
Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки (П) |
Развитие «Я-концепции» и само-оценка личности |
Приложение. Клоуз-тест
Он вступил в … широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери. Отворивши эту дверь, он наконец очутился в … и был поражен представшим беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с … маятником, к которому … уже приладил паутину. Тут же стоял прислоненный с боков к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. На бюро, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множества всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то … книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь … , ростом не более лесного ореха, … ручка кресел, рюмка с … жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка, совершенно … , которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов.
По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин: длинный … гравюр … сражения, с огромными барабанами, кричащими солдатами в треугольных шляпах и тонущими конями, без стекла, вставленный в раму красного дерева с тоненькими бронзовыми полосками и бронзовыми же кружками по углам.
Н.В.Гоголь,
поэма «Мертвые души», том 1, глава 6,
223 слова
Карта текста
1. Вопрос на первичное восприятие текста с пропусками и диагностику понимания основного смысла текста: К кому из пяти помещиков приехал Чичиков?
2. Пропущенные слова: темные, свету, остановившимся, паук, старинная, высохший, отломленная, какою-то, пожелтевшая, пожелтевший, какого-то.
3. Рекомендуется текст для обучающихся 9 класса при работе с термином «художественная деталь».
4. Апробация теста была проведена мною на уроке литературы в 9 классе при изучении поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души», а именно при работе с термином «художественная деталь». Прием клоуз-теста был использован третий раз. Поэтому перед тем как раздать тесты, я напомнила учащимся значение слова «клоуз-тест»; автора методики использования «клоуз-теста» в обучении иностранным языкам - американского ученого Тейлора; Памятку для работы с клоуз-тестом; объяснила, как нужно восстанавливать пропущенное слово (которое чаще всего ключевое), – чтобы оно находилось во взаимосвязи с другими словами текста и поддерживалось ближним и дальним контекстом.
Ученики работали в парах. После самостоятельной работы по восстановлению слов была проведена коллективная проверка с обсуждением вариантов подобранных слов. Затруднение вызвало только слова (словоформы) «какою-то», «какого-то».
5. Памятка (для учащихся).
-Прочитай весь текст (в том числе название и имя автора). Озаглавь его (если у текста есть заголовок, расшифруй его для себя, подумай, почему текст так назван?).
-Восстанавливая пропущенное слово, имейте в виду, что пропущенное слово, как правило, ключевое, то есть важное для понимания смысла всего текста, его главной мысли, оно находится во взаимосвязи с другими словами текста.
-Работа с ближним и дальним контекстом поможет восстановить слово, для этого необходимо постоянно перечитывать текст. Ключевое слово может повторяться в различных
вариантах.
-Подобранное слово должно «вписаться» в предложение не только по смыслу, но и грамматически.
-С помощью стрелок покажите смысловые отношения между словами, которые помогли восстановить вам пропущенное слово.
-Если работа делается совместно или проверяется в классе, вступайте в диалог с другими читателями.
Используемая литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) [Электронный ресурс]. – http://ivo.garant.ru/#/document/55170507/entry/1000:2.
2. Бурцева, Е.В. Организация работы с текстом при формировании текстовой компетенции учащихся 5-х классов // Вестник ТГПУ. Томск, 2012. №10 (125). С. 205-210.
3. Золотарева, И.В., Егорова, Н.В. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. М.: «ВАКО», 2014.
4. Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций / Учебно-методические материалы для учителей русского языка и литературы [Электронный ресурс]. – http://www.edu54.ru/user/3953.
5. Максимова, Н.В. О коммуникативных стратегиях учебного диалога // Русская словесность. 2006. № 1. С. 74-77.
Количество просмотров: 6640 |
Добавить комментарий