Методическая разработка урока литературы для обучающихся 9 класса по теме «Деталь как средство создания образов героев поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» и элемент художественного стиля писателя»

 
 

Перегутова Галина Владимировна,

учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории,
заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ № 90 с углубленным изучением
предметов ХЭЦ г. Новосибирска

 

Методическая разработка урока литературы для обучающихся 9 класса по теме «Деталь как средство создания образов героев поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» и элемент художественного стиля писателя»

В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика. И педагогу нужно найти в каждом ученике его лучшие качества, формировать у него положительную Я-концепцию, стимулировать «к учению с увлечением», повышать качество образования.

Данная статья содержит методическую разработку урока литературы по ФГОС ООО для обучающихся 9 класса по теме «Деталь как средство создания образов героев поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» и элемент художественного стиля писателя». Основной методический прием на уроке – прием «клоуз-тест». В лингвистике и методике преподавания русского языка клоуз-тестом принято называть текст с пропущенными компонентами. Задача выполняющего клоуз-тест – вставить эти компоненты.

Главная цель работы с клоуз-тестом – научить ребёнка понимать смысл текста, устройство его смысловой организации, и только на этой основе работать с языковыми явлениями, законами, правилами. Клоуз-тест, построенный на основе пропусков ключевых слов, обеспечивает развитие контекстного мышления и коммуникативной способности (диалог «автор – читатель», «ученик – ученик»).

Все этапы урока выстроены в соответствии с общей технологией клоуз-теста, изложенной в пособии под редакцией Н.В.Максимовой [4].

Содержательно-технологическая карта урока

Цель урока – достижение следующих планируемых на уроке результатов:

предметных: повторение и закрепление термина «художественная деталь», определение роли художественной детали (деталь как средство типизации, деталь как средство индивидуализации) в создании образа помещиков в поэме Н.А.Гоголя «Мертвые души» (на примере образа Плюшкина);

метапредметных: формирование таких ключевых компетенций и универсальных учебных действий, как способность смыслового чтения, коммуникативные способности (выдвижение и аргументирование своей версии подобранного слова, встраивание в смысловую позицию автора; восприятие, понимание чужой версии, выражение отношения к ней; сопоставление разных точек зрения, основанное на критериях понимания смысла текста), контекстное мышление, развитие внутренней речи;

личностных: формирование адекватной позитивной самооценки, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование представлений об основных моральных нормах.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые у обучающихся способы деятельности

Предметные

Метапредметные (познават. (П), коммуник. (К),

регулят. (Р) УУД)

Личностные УУД

Мотивация

Предлагает учащимся несколько словарных статей к слову «деталь» (само понятие пропущено).

Видеоряд.

Читают словарные статьи (на слайде), определяют понятие, которое будет изучаться на уроке.

Повторяют на теоретическом уровне понятие «художественная деталь»

Самостоятельно определять цели и тему урока (Р)

 

Выделять общий признак нескольких понятий, объяснять сходство и различие (П)

Развитие учебных мотивов

Актуализация знаний

Задание: приведите примеры художественных деталей в рассказе «Шинель».

Приводят примеры из других произведений Н.В.Гоголя.

Повторяют на практическом уровне понятие «художественная деталь»

Находить в тексте требуемую информацию (П)

Развитие познавательных интересов

Формирование новых знаний

Прием

«клоуз-тест»

(Приложение к карте урока)

Чтение текста с пропусками

(у каждого обучающегося распечатка с текстом, таблица для версий, Памятка для работы с клоуз-тестом)

 

Ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст (П)

 

Вопрос на первичное восприятие текста

К кому из пяти помещиков приехал Чичиков?

Отвечают на вопрос учителя (это отрывок из эпизода «Чичиков у Плюшкина»).

Воспроизводить содержание текста, отвечая на вопросы

Выдвигать версии, формулировать гипотезы (Р)

Формулировать, аргументировать свое мнение (К)

Развитие познавательных интересов

Первичное закрепление

Выслушивает версии, аргументы.

Предлагает обратиться к тексту, попытаться не только найти художественные детали, но и определить их роль в тексте.

Аргументация у основной части класса вызовет затруднения. Некоторые начнут называть художественные детали.

 

Выдвигать версии, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат (Р)

 

Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (К)

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Самостоятельная работа с самопроверкой

Напоминает обучающимся правила работы с клоуз-тестом, обращает внимание на памятку и этические нормы работы в парах

 

Выполнение клоуз-теста в парах.

Фиксируют версии в таблице, выдвигают свои (находят смысловые параллели, обозначая их стрелочками).

Владеть элементами литературоведческого анализа

Воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы

Определять необходимые действия и составлять алгоритм выполнения (Р)

Определять логические связи между предметами, обозначать их с

помощью знаков в схеме (П)

Организовывать учебное

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

 

 

 

 

сотрудничество (К)

Осуществлять самоконтроль (Р)

Выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и подчиненных ему слов (П)

 

Включение в систему знаний и повторение

Координирует работу по выдвижению версий (таблица: Мои версии. Версии моих одноклассников. Авторская версия), их аргументации; акцентирует внимание на важных деталях, называя авторские слова.

Участвуют в коллективном диалоге: сравнивают свои версии с версиями одноклассников, а также авторскими, пытаются объяснить авторский вариант. Оценка, самооценка результатов работы

Владеть элементами литературоведческого анализа

 

Воспроизводить содержание текста, отвечая на тестовые вопросы

Выдвигать версии, формулировать гипотезы (Р)

 

Осуществлять самоконтроль (Р)

 

Объяснять явления, выявляемые в ходе исследовательской деятельности (П)

 

Самостоятельно осуществляя причинно-следств. анализ (П)

 

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Предлагает провести эксперимент- исследование:

чтение текста

без пропусков подготовленным учеником.

Подготовленные ученики читают текст без пропусков, с пропусками.

Остальные

слушают и сравнивают.

 

Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать

вывод полученными данными (П) Владеть навыками активного слушания (Р)

Развитие познавательных интересов, мотивов

Направляет коллективную мысль к главной идее занятия (художественные детали играют важную роль в раскрытии характера Плюшкина, отражают его внутренний мир, особенности

поведения;

Участвуют в коллективном диалоге: обсуждают результаты сравнения, делают вывод о роли художественной детали в тексте.

Находить основные художественные средства, характерные для творческой манеры писателя (в частности, детали), определять их художественные функции; выявлять особенности языка и стиля писателя

Находить в тексте требуемую информацию (П)

Выдвигать версии, формулировать гипотезы (Р)

Формулировать, аргументировать свое мнение (К)

Организовывать учебное сотрудничество (К)

Осуществлять самоконтроль (Р)

Объяснять явления, выявляемые в ходе исследовательской

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

многочисленные детали-символы, их повторяемость– основа художественного стиля Н.В.Гоголя).

 

 

деятельности (П)

Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения (П)

 

Рефлексия деятельности

Вопросы для фронтальной работы:

Какие же детали помогают нам понять, к кому из пяти помещиков приехал Чичиков?

Какая деталь в описании образа Плюшкина стала для вас самой неожиданной?

Как вы думаете,

почему в системе

образов

российских помещиков Плюшкин последний?

Есть ли в этом некая параллель с «Божественной комедией» Данте?

Участвуют в коллективно диалоге: отвечают на вопросы учителя, аргументируют ответы, приводят примеры из текста поэмы.

 

 

 

 

 

 

Вспоминают лекцию Дмитрия Бака на канале Бибигон (http://intellect-video.com/2505/Lektsiya-09)

Определять тему и основную мысль поэмы

 

Характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристик; оценивать систему образов

 

Воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел.

Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки (П)

 

Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи (П)

 

Выдвигать версии, формулировать гипотезы (Р)

 

Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (К)

Развитие «Я-концепции» и самооценка личности

Домашнее задание

Комментирует дом.зад.

Нарисовать визитную карточку внутреннего мира одного из помещиков. Подготовить устный комментарий.

Записывают дом.зад, задают вопросы по его выполнению.

Интерпретировать художественный смысл текста

Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки (П)

Развитие «Я-концепции» и само-оценка личности

Приложение. Клоуз-тест

Он вступил в       …       широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери. Отворивши эту дверь, он наконец очутился в      …      и был поражен представшим беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с      …     маятником, к которому     …      уже приладил паутину. Тут же стоял прислоненный с боков к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. На бюро, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множества всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то      …     книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь     …     , ростом не более лесного ореха,      …    ручка кресел, рюмка с      …     жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка, совершенно     …     , которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов.

По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин: длинный      …     гравюр      …      сражения, с огромными барабанами, кричащими солдатами в треугольных шляпах и тонущими конями, без стекла, вставленный в раму красного дерева с тоненькими бронзовыми полосками и бронзовыми же кружками по углам.

Н.В.Гоголь,

поэма «Мертвые души», том 1, глава 6,

223 слова

Карта текста

1. Вопрос на первичное восприятие текста с пропусками и диагностику понимания основного смысла текста: К кому из пяти помещиков приехал Чичиков?

2. Пропущенные слова: темные, свету, остановившимся, паук, старинная, высохший, отломленная, какою-то, пожелтевшая, пожелтевший, какого-то.

3. Рекомендуется текст для обучающихся 9 класса при работе с термином «художественная деталь».

4. Апробация теста была проведена мною на уроке литературы в 9 классе при изучении поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души», а именно при работе с термином «художественная деталь». Прием клоуз-теста был использован третий раз. Поэтому перед тем как раздать тесты, я напомнила учащимся значение слова «клоуз-тест»; автора методики использования «клоуз-теста» в обучении иностранным языкам - американского ученого Тейлора; Памятку для работы с клоуз-тестом; объяснила, как нужно восстанавливать пропущенное слово (которое чаще всего ключевое), – чтобы оно находилось во взаимосвязи с другими словами текста и поддерживалось ближним и дальним контекстом.

Ученики работали в парах. После самостоятельной работы по восстановлению слов была проведена коллективная проверка с обсуждением вариантов подобранных слов. Затруднение вызвало только слова (словоформы) «какою-то», «какого-то».

5. Памятка (для учащихся).

-Прочитай весь текст (в том числе название и имя автора). Озаглавь его (если у текста есть заголовок, расшифруй его для себя, подумай, почему текст так назван?).

-Восстанавливая пропущенное слово, имейте в виду, что пропущенное слово, как правило, ключевое, то есть важное для понимания смысла всего текста, его главной мысли, оно находится во взаимосвязи с другими словами текста.

-Работа с ближним и дальним контекстом поможет восстановить слово, для этого необходимо постоянно перечитывать текст. Ключевое слово может повторяться в различных

вариантах.

-Подобранное слово должно «вписаться» в предложение не только по смыслу, но и грамматически.

-С помощью стрелок покажите смысловые отношения между словами, которые помогли восстановить вам пропущенное слово.

-Если работа делается совместно или проверяется в классе, вступайте в диалог с другими читателями.

Используемая литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) [Электронный ресурс]. – http://ivo.garant.ru/#/document/55170507/entry/1000:2.

2. Бурцева, Е.В. Организация работы с текстом при формировании текстовой компетенции учащихся 5-х классов // Вестник ТГПУ. Томск, 2012. №10 (125). С. 205-210.

3. Золотарева, И.В., Егорова, Н.В. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. М.: «ВАКО», 2014.

4. Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций / Учебно-методические материалы для учителей русского языка и литературы [Электронный ресурс]. – http://www.edu54.ru/user/3953.

5. Максимова, Н.В. О коммуникативных стратегиях учебного диалога // Русская словесность. 2006. № 1. С. 74-77.

Количество просмотров: 6640  

Добавить комментарий

1. Невербальное приветствие между детьми ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Инновации в обучении: современные технологии на уроках русского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Технологическая карта урока английского языка в 6 классе по теме «В поисках модной одежды» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка подготовительной к школе группы с ОНР III уровня речевого развития, обусловленным дизартрией (гипертонус), по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ш] на уровне слова» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Сравнительный анализ текстов «Шинель» Н. В. Гоголя и «Телефон» Д. А. Горчева: урок литературы в 9 классе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. сценарий развлечения для детей с ОНР средней группы «Играем с героями сказки «Репка» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Сценарий развлечения по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Боровичок и лесные жители» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Спортивный праздник «Веселые старты» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Взаимодействие педагогов и родителей при обучении дошкольников рассказыванию ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Адаптация детей в первой младшей группе: ключевые аспекты и рекомендации ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Правила дорожного движения в детском саду: учим детей безопасному поведению на дороге ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. «Хлеб – наше богатство»: беседа с детьми подготовительной группы ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. «Замки для времен года»: конспект интегрированного занятия посредством художественно-эстетического развития для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Безопасность в ДОУ: обучение детей правилам дорожного движения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Игра для среднего и младшего звена «Правила дорожного движения» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Подготовка к обучению грамоте у воспитанников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на втором году обучения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Как помочь ребёнку 4-5 лет запомнить цифры? ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Методическая разработка урока в 4 классе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы