Образовательный потенциал мультипликации в развитии и воспитании детей

 
 

Дерюгина Марина Геннадьевна,

педагог дополнительного образования

ДДТ «Кировский» г. Новосибирска

 
 
 

Пустохина Екатерина Федоровна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МКДОУ детский сад № 9 г. Новосибирска

 

Образовательный потенциал мультипликации в развитии и воспитании детей

Человек XXI века живет в медиатизированном пространстве, которое составляет его новую среду обитания, реальность современной культуры. Средства массовой коммуникации, новые технологии проникли во все сферы жизни.

С первых лет своей жизни ребенок попадает в информационное поле, создаваемое сетью массовых коммуникаций. Так Таточенко Е.В., Заянкаускас О.И. говорят о том, что тысячу лет назад человек владел все лишь четырьмя видами коммуникации – устной речью, музыкой, живописью и письменностью. Затем, нарастая по темпам, происходит процесс «размножения» средств коммуникации, а в последнее время темпы «размножения» нарастают лавинообразно. Проблема такого влияния занимает одно из важнейших мест в современной социальной психологии и педагогике. Над ней работают многие известные научные учреждения и организации (ЮНЕСКО, Европейский институт по изучению средств массовой коммуникации, Национальный институт психического здоровья США и т.д.). Появляется множество образовательных программ, видеоматериалов, развивающих игр, оказывающих помощь, как в образовании, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания. Видеокультура обладает мощным потенциалом знакомства с другими культурами и жизненными стилями, обладающими непривычными эстетическими характеристиками. Однако такое положение дел имеет обратную сторону: изобилие и медиазависимость детей влияет на физическое и психическое здоровье детей, а именно:

– снижение двигательной активности, что является доминирующим фактором развития детей;

– снижение усидчивости, внимания и познавательного интереса ребенка;

– дети, которые смотрят много мультиков со скрытой за веселыми сценками жестокостью, перестают сочувствовать, не испытывают дискомфорта, встречая насилие в реальной жизни, склонны к агрессивному поведению;

– частый просмотр мультфильмов вызывает зависимость;

– дети, которые проводят за экраном больше четырех часов в день, подвержены избыточному весу.

Поэтому оно должно корректироваться влиянием общественных институтов, таких как семья, детский сад, школа, центры дополнительного образования. В современных высокотехнологичных условиях родители имеют возможность выбирать, когда и что смотреть детям, а педагоги знают, как важно, чтобы детям было интересно заниматься той или иной деятельностью, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом. Важно каждый раз создавать новую ситуацию, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее навыки, с другой – искали новые решения. Мультипликационная деятельность может стать близкой и полезной детям, при этом, абсолютно безопасной для них.

Для того чтобы представить себе объём и направление работы зададим себе вопрос? Чего не делают дети, которые смотрят мультфильмы? И можно ли это изменить? Подавляющая часть детей смотрит мультфильмы, а значит, все перечисленные проблемы актуальны для детского возраста:

– не ставят вопросов;

– не решают проблем;

– не создают;

– не проявляют инициативы;

– не развивают моторику;

– не думают критически, логически и аналитически;

– не практикуют навыков общения;

– не играют в интерактивные игры.

Отказаться от мультиков нереально. И не надо. Хорошие мультфильмы в умеренных дозах положительно влияют на развитие ребенка. Изменить ситуацию поможет использование мультипликационной деятельности в образовательном пространстве ребенка. Мультипликационная деятельность позволяет интегрировать разнообразные виды искусств (литературное, театральное, изобразительное творчество), соединять инновационные и оригинальные техники изобразительного и декоративно-прикладного творчества и техники анимационного мультфильма.

Что мы включили в организацию мультипликационной деятельности с детьми:

1. Обогащение познавательного опыта ребенка через беседы, игры по ТРИЗ-технологии, метод проектов на тему «Как получаются мультики»; составление сюжетных историй по мнемокартам; презентации на темы «Какие бывают мультфильмы», «Профессия мультипликатор». Фото-видео-выставки, викторины «Откуда к нам пришел мульт-герой?».

2. Расширение представлений о принципах создания положительного героя и его антагонистов лепной, графической, песочной, кукольной анимации. Для ребенка главный герой автоматически становится положительным. Он воспринимается как «образец» для поведения и ориентир для подражания. Использование этого принципа присоздании образа главного героя имеет исключительно благоприятный фактор воздействия на психическое здоровье ребенка. Мы создаем в совместном творчестве положительный эталон для подражания. Ребенок, безусловно, его принимает, так как сам непосредственно участвует в его создании. В этот момент можно создать те эталоны поведения, мировоззрения, которые ребенок будет успешно использовать в своей жизни.

3. Осуществление просмотров мультфильмов с интересным сценарием, неожиданным развитием событий, развязкой, с героями, имеющих внутренний конфликт, с наказанием зла и преобразованием одного качества в другое. Чтение художественной литературы, сюжеты которых дети смогут отразить в мультипликации.

4. Знакомство детей с проблемами социальной, экологической, духовно-патриотической направленности через готовые мультпроекты и литературные произведения. Вовлечение детей в создание сценариев для мультфильма по заданной проблеме учит ребенка заметить проблему, принять ее, выразить свое отношение к ней и искать пути решения в доступной для детей форме.

5. Организация игровых тренингов по развитию эмоционально-волевой сферы у детей помогает формировать толерантное отношение к близким. Осуществление сценической разработки героев помогает на эмоциональном уровне приблизиться к характеру, образу героев. Понять чувства и мотивы героев.

6. Составление адаптированных сценариев.

7. Осуществление совместных просмотров фильмов, его обсуждение и анализ.

8. Презентация в образовательном пространстве, а также в социальных группах.

Понимая всю мощность воздействия мультипликационного искусства на ребенка, мы использовали мультипликационную деятельность для комфортного, здоровьесберегающего обучения и развития детей.

Список литературы:

1. Тихонова Е.Р. Рекомендации по работе с детьми в студии мультипликации. – 2011.

2. Дубогрызова Г. Н. Влияние видеокультуры на формирование духовно-нравственных ценностей современной молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 26. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95288.htm.

3. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М., 2002.

4. Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмотивной поведенческой терапии. – СПб., 2002.

Количество просмотров: 5167  

Добавить комментарий

1. Логопедическая игра как эффективное средство развития речи и двигательной активности детей ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
2. Свет музыки в каждом: музыкотерапия с детьми с расстройством аутистического спектра ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
3. Рисование как средство коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
4. Проектная деятельность как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОО в процессе коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
5. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста посредством игровых видеороликов по профилактике психо-речевых нарушений ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
6. Организация и проведение «Фестиваля синих мишек» в рамках акции «Зажги синим» в коррекционной школе ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
7. Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников в рамках реализации проекта «Путешествие по стране эмоций» по развитию эмоционально-волевой и двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и ООП посредством интегрированного подхода ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Организация работы с родителями по вопросам рационального питания детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Правильное питание в МБОУ СОШ № 196 ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Взаимодействие педагогов с родителями в условиях дошкольной образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Использование метафорических ассоциативных карт в практике педагога-психолога для консультирования родителей детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через расширение знаний детей о правилах питания ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Практика организации психологического сопровождения семей участников СВО в условиях образовательной организации ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Проектирование современного учебного занятия с использованием нейропсихологических упражнений в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Актуальные проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры в школе ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
16. Роль современного общества в организации помощи неговорящим детям ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
17. Использование буквенного квеста «Найди меня!» в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
18. Профилактическая работа с обучающимися с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Нейропсихологический подход как средство развития и социализации дошкольников, имеющих особые возможности здоровья ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы