Пение – важный элемент урока музыки в начальной школе

 
 

Алемасова Наталья Константиновна,

учитель музыки высшей квалификационной категории

МБОУ Лицей № 185 г. Новосибирска

 

 

Пение – важный элемент урока музыки в начальной школе

Многие педагоги обращают внимание на то, что дети часто обладают слабой артикуляцией, из-за чего речь становится невнятной. И, конечно, обращая внимание на этот недостаток, я, как учитель музыки, с первых же уроков начинаю работать с детьми над этой проблемой.

Давно известно, что пение благотворно влияет на здоровье человека. А хоровое пение в России издавна славилось своими традициями, так как русская песня уникальна по своему мелодическому и гармоническому складу. Она отличается многогранностью, полифоничностью, многоголосием. Используя в своей работе эти особенности русской песни, приятно видеть хорошие результаты в пении детей, ведь пение – это исполнение музыки средствами певческого голоса.

Моя задача – научить искусству пения каждого ребёнка, средствами голоса передавать художественно-образное содержание музыкального произведение. Пение – психофизиологический процесс, связанный с дыханием, кровообращением и др. И здесь важно, чтобы ребёнок на уроке музыки чувствовал себя легко, пел с удовольствием, не стеснялся. Это важнейший критерий работы учителя.

Голос ребёнка сильно отличается от голоса взрослого человека. Он ещё не сформирован и слаб (особенно у детей 7-8 лет). И уже в школьном возрасте происходит дальнейшее развитие и укрепление голосового аппарата. Звук детского голоса отличается мягкостью, головным звучанием, «серебристостью» и ограниченностью силы звука. В силу возрастных особенностей, младшие школьники имеют небольшой голосовой диапазон (ре1-до2). Поэтому очень важно научить их в этот период пользоваться своим голосом правильно, так как дети склонны неточно интонировать, у них крикливая манера пения и открытый («белый») звук. О невнятной дикции я говорила выше.

Таким образом, становится понятно, что на уроке музыки важно всё: как ребёнок стоит, как сидит, как он поёт, как проговаривает слова, как дышит. Имея более чем пятидесятилетний стаж работы учителем музыки, я хотела бы поделиться некоторыми приёмами из своей богатой педагогической практики.

Вот что я делаю с первых уроков музыки:

1. Провожу первичную диагностику певческих способностей детей (т.е. природных данных) или беседую с ребёнком, или прошу рассказать стишок.

2. Ребёнок может спеть без моего аккомпанемента. Я его поддерживаю только аккордами (определяю диапазон голоса).

3. Ребёнок поёт короткую попевку в разных тональностях, двигаясь по полутонам вверх и вниз за моей игрой.

Таким образом, я сразу выявляю для себя, с чем буду работать и что надо делать в первую очередь. Конечно, учитель музыки, особенно молодой, начинающий, не всегда обращает на это внимание, так как он работает с классом один час в неделю. И если методически урок не продуман до минуты, то ждать хорошего результата не приходится. А урок должен быть динамичным, эмоционально окрашенным, интересным для детей с первой и до последней минуты.

Вот несколько методических приёмов, которые я использую на своих занятиях:

1. Вход в класс под музыку молча (уже определённый настрой) – 1 минута.

2. Дети здороваются с учителем лёгким поклоном головы молча (это интересно для детей и необычно) – 1 минута.

3. Стоя начинаем работать над дыханием. Прошу детей одну руку положить на диафрагму (показываю на себе, где находится диафрагма). Смотрю, как это делают дети, и помогаю правильно положить ладонь на диафрагму – 1 минута.

4. Говорю: «Вдыхаем и выдыхаем воздух бесшумно. Вдыхаем через нос коротко, выдыхаем через рот, как будто легко дуем на одуванчик. Выдыхаем в два раза дольше по времени». Повторяем это интересное упражнение несколько раз в полной тишине. Дети смотрят на меня. Я опускаю обе руки ладонями вниз, а дети бесшумно выдыхают воздух. Я говорю: «Сделали короткий вдох» и зажимаю кулак левой руки на три, четыре или пять секунд. Опускаю медленно руку, и дети спокойно («как на одуванчик») выдыхают воздух. Это упражнение выполняется полторы минуты.

5. Прошу сесть, руки положить на колени, спину выпрямить. Работаем над дикцией. Проговариваем все гласные (а, е, ё, и, о, у, э, ю, я), чётко работая губами. Сама всё показываю и объясняю на себе (для этого на урок прихожу с яркой помадой на губах). Принцип «Делай как я» очень важен для правильного выполнения действия детьми. Или «Послушайте, как надо спеть, и обратите внимание, как чётко я произношу окончания слов».

Упражнений много: можно петь слоги (би, бэ, ба, бо, бу), меняя согласную, можно петь названия нот и так далее. Работа над дикцией – две минуты. И в конце артикуляционной и дыхательной гимнастик мы поём или разучиваем песню, согласно теме урока.

Таким образом, вот так интересно можно провести одну треть урока, оставив время на новый материал, слушание музыки или проверку знаний учащихся.

Количество просмотров: 5992  

Добавить комментарий

1. «Поэзия первой половины ХХ века»: технологическая карта урока ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. «Это чудо – сказочная гжель» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Формирование патриотических чувств у детей через непосредственно образовательную деятельность в ДОУ ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Конспект НОД по развитию речи дошкольников с использованием мультипликации на тему «Дикие животные» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Белая береза под моим окном» с использованием мнемотаблиц ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Дружба между детьми как средство выражения заботы и внимания ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Битва за Берлин. Дни воинской славы России. Материалы для уроков, внеклассных занятий ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
8. Детские презентации как форма познавательно-речевого развития у старших дошкольников ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
9. Разработка урока по теме «Начало Реформации в Европе» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
10. Краткосрочный проект для дошкольников старшего возраста «Имя у тебя одно!» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
11. Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя-логопеда ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
12. Использование знаков артикуляции гласных звуков в системе коррекционной работы с детьми 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ОО «Познавательное развитие» «Путешествие в страну здорового питания» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Консультация для воспитателей «Что такое социализация дошкольника, важность игры в социализации детей» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Компьютерная игра для детей дошкольного возраста «Эти замечательные животные» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Сценарий развлечения педагога с детьми «Осень на шляпах к нам пришла» ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Дидактические пособия как средство сенсорного, творческого, познавательного и речевого развития детей в период адаптации в детском саду ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Воспитатель как ключевая фигура в развитии ребёнка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. «Салат из сказок» с использованием smart-стола и кубиков как метод развития связной речи у детей 4-5 лет с ТНР ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
20. «Лаборатория историй»: из опыта работы учителя-логопеда ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы