Практические аспекты реализации экологичного подхода в работе классного руководителя

 
 

Баранова Валерия Георгиевна,

учитель музыки высшей квалификационной категории

МБОУ ЭКЛ г. Новосибирска

 

Практические аспекты реализации экологичного подхода в работе классного руководителя

Профессия учителя относится к группе профессий, объектом которых является другой человек. Внимательное и чуткое, бережное, с одной стороны, и четкое, профессиональное и конкретное, с другой, отношение к ученику, к своему предмету – вот, к чему должен стремиться каждый педагог. Задача учителя донести корректно информацию о предмете и выявить малейшую предрасположенность к той или иной области. Существуют сотни определений педагогики и сопряженных понятий. Однако в данной статье речь пойдет о том, как педагог может положительно влиять на ученика, и что нужно знать каждому классному руководителю.

В современном мире, в динамично развивающихся отношениях между людьми в обществе существует такое понятие, как экологичность. Экологичные отношения, мысли и т.д. Термин пришел к нам из психологии и является сегодня одним из самых важных критериев работы с личностью. Что же такое экологичность в широком смысле и каким образом она относится к педагогике? Экологичность – это представление, которое характеризует степень осознанности, эмпирического восприятия той или иной информации во благо самой личности. Она развивает такие понятия, как любовь к себе; понимание и обозначение своих личностных границ; искреннее проживание моментов своей радости и ранимости и т.д. Хочу заметить, что только через правильно выстроенные экологичные отношения между учеником и учителем появляется возможность эффективно работать на уроках. Это значит, ученики должны вам в первую очередь доверять как человеку. Конечно, субординация – неотъемлемая часть взаимоотношений с учениками. Однако, как показывает моя практика педагогической деятельности – открытость, доверие, понимание, все, что называется экологичностью – очень прочный фундамент для коммуницирования с учащимися.

В моей работе встречались ученики с довольно сложными личностными проблемами, которые мешали им успешно учиться, общаться со сверстниками, а также эффективно участвовать в учебном процессе и получать знания. Я считаю, что поверхностное восприятие каких-либо расхождений с нормами поведения норм поведения учащихся приводит к серьезным последствиям как для самого ученика, так и для класса, учителя.

Разберем еще одно из важнейших понятий в педагогическом процессе, неразрывно связанное с психологией – когниции. Когниции – это стереотипные, автоматические реакции головного мозга абсолютно любого человека на определенную ситуацию, но если данные реакции вызваны какими-то негативными событиями, то они приводят к личностным расстройствам, депрессиям.

В своей работе я видела живые примеры того, как ребенок испытывал подобные переживания, и я сделала определенный вывод из всего этого. Очень много факторов влияет на неокрепшую, несформировавшуюся личность ученика, это могут быть внутрисемейные, социальные, общественные факторы, а вследствие проблемы с коммуникацией со сверстниками, отсутствия желаний и здоровых амбиций в учебе, отсутствие хобби, то есть одним словом – нарушение правильного формирования позитивных установок у ученика. Как ни странно, когнитивно-поведенческий подход в педагогике представляет собой не такие уж и сложные процессы. Первое, что должен знать сам педагог в работе с учеником, если возникает одна из перечисленных ситуаций или проблем – работать нужно экологично, то есть не нарушая границ учителя и ученика, но в то же время открыто, искренне. Важно уметь выслушать, получая субъективную, пусть и эмоционально окрашенную информацию, учитель сможет принять решение – как помочь ребенку социализироваться, чтобы он почувствовал, что есть поддержка не только дома, но и школе, или обратиться за помощью к школьному психологу для индивидуальной работы. Также данный подход поможет выявить на ранних стадиях проблемы поведения ученика, которые можно решить путем формирования позитивного отношения к происходящему, т.е. на привычные негативные ситуации ученик будет «смотреть» по-другому.

Помимо вышеперечисленных методик работы с учащимися, я, как учитель в образовательном учреждении, реализую ФГОС начального общего образования 1-4 кл., ФГОС основного общего образования 5-8 кл. В данных стандартах четко прописаны требования для эффективной работы учителя. Основные из них: личностные, метапредметные, предметные. В этой статье мы рассмотрим понятие личностных результатов освоения обучающимися школьной программы и факторы, влияющие на эффективность данных результатов.

К примеру, по ФГОС в начальной школе задачей учителя является помощь в формировании личности ученика, основ экологичного восприятия мира, таких как:

-Российская гражданская идентичность и гордость за свою страну;

-Социальная ориентированность во взглядах на мир;

-Уважительное отношение к иному мнению, культуре и истории других народов;

-Самостоятельность и личная ответственности за свои поступки;

-Этика, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

-Здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

-Социальная роль, мотивация и пр.

Эти требования в работе с учениками направлены на качественный педагогический процесс, на формирование здоровой природы ребенка как субъекта социокультурной жизни и носителя индивидуального начала.

Разберем на следующем примере.

В моей педагогической практике встречались ученики, которые категорически не хотели учиться, систематически прогуливали занятия или посещали их, но усваивали лишь малую часть выданной учителем информации. В процессе анализа я пришла к выводу, что «трудных» подростков, несмотря на разные черты характера, разные установки от родителей и субъективное отношение к происходящему объединяет один фактор – вторичная выгода.

Вообще, это более чем понятно и лежит на поверхности, но редко применяется для определения нелогичного, некорректного, деструктивного поведения ученика. Вторичная выгода в психологии – то, что получает личность от своего поведения, даже если окружающим кажется, что поведение нелогичное, разрушающее, вызывающее отрицательные эмоции и других людей. Вторичная выгода «трудных» подростков – внимание. Очень просто с одной стороны, но крайне сложно с другой. Это может быть внимание к индивидуальным особенностям ребенка, к его талантам, к его чувствам и переживаниям и т.д. Это то, что нужно компенсировать, и, если учитель способен это выявить, личностные результаты освоения школьной программы учеником (абсолютно любым) начнут непременно расти.

Я являюсь учителем музыки, искусства и в своей работе большое внимание уделяю духовному и личностному развитию своих учеников через произведения искусства и восприятие прекрасного. Также выявляю различные таланты у ребят, будь то инструментальные, спортивные, танцевальные, вокальные. Совместно с руководством Лицея разрабатываю программу фестивалей и концертов, таких как: «Лицей Новогодний», концерт, посвященный Дню Победы, лицейские утренники и творческие вечера... В течение учебного года мы с воспитанниками регулярно посещаем классические академические театры, где слушаем оперы, мюзиклы, смотрим балеты. Вовлечение непосредственно в среду искусства и творчества я считаю очень важным элементом воспитания многогранной личности, обнаружения и развития творческих способностей.

Ярким и, пожалуй, любимым примером моей внеурочной деятельности стала поездка с классом в Европу.

Это было наше незабываемое приключение, впечатления ребята получили невероятные. Мы посетили Лувр в Париже, видели подлинник «Джоконды» Да Винчи, прониклись историей ее создания. Ученики узнали, откуда пошла фраза «загадочная улыбка Джоконды», что именно Леонардо изобрел 3D формат в живописи. Когда смотришь впервые на картину, то сначала ничего особенного не замечаешь, но, если смотреть слева, а потом медленно, не отрывая взгляда от картины, идти вдоль холста вправо, улыбка Моны Лизы мягко расплывается перед тобой, приветливо открываясь. Детей это настолько впечатлило, что мы проделали «путь слева-направо» несколько раз.

В курсе 8 класса на уроках музыки мы просматривали и обсуждали прекрасный мюзикл «Нотр Дам де Пари» Л. Пламонда и Р. Коччианта. В рамках евротура с классом мы побывали на острове Сите в Париже, где находится знаменитый собор. Ребята нашли Нотр Дам монументальным, сдержанным, а красота собора погрузила нас в атмосферу 12 века, когда он и был построен. По приезду многие дети и родители пересмотрели этот мюзикл, но уже с другими эмоциями, заново вдохновившись великолепной музыкой и сюжетом.

Самым эмоционально мощным событием нашей поездки по Европе стало, конечно, празднование Дня Победы в самом Берлине. Это было незабываемо!

Вечером, будучи еще в Голландии, мы купили огромные букеты тюльпанов и роз и уже утром возложили цветы «Воину-освободителю» в Берлинском Трептов-парке. Сколько эмоций и впечатлений вызвало это у детей! Мы останавливались у уличных музыкантов и пели хором песни военных лет. Как нас не хотели отпускать! Какую выражали неподдельную радость приветствовавшие нас на улицах города соотечественники, давно перебравшиеся из России в Берлин. Конечно, мы были в Бундестаге (Рейхстаг), поднялись на стеклянный купол, прониклись важностью момента из далекого нашего прошлого, когда 8 мая 1945 года два советских солдата Егоров и Кантария водрузили знамя Победы! (Ребята с воодушевлением рассказывали это, вспоминая уроки истории).

Много еще можно рассказывать о поездке по Европе с классом – это и место захоронения Шопена в Варшаве, и Амстердам, с его улицами-каналами, и «игрушечная» Прага, и, конечно, знаменитый на весь мир музей восковых фигур мадам Тюссо. Это поездку мы долго еще «проживали» с детьми, вернувшись. Творческим заданием после возвращения в учебный процесс было сочинение на тему «Шедевры Европы».

Летом 2019 года мы с классом побывали в Санкт-Петербурге. Восторгались Эрмитажем, наслаждались пышными парками Царского села и Петергофа, гуляли по сдержанной и строгой Петропавловской крепости, восхищались множеством чудесно сохраненных церквей и соборов города на Неве, которые погружают в атмосферу правления великих императоров и императриц, становления всей России.

Где, как не в таких погружениях, мы, педагоги, имеем максимальную возможность формировать у учеников гражданскую идентичность и гордость за свою страну!

Такие внеурочные события всегда объединяют классные коллективы, оставляя впечатления на всю жизнь, а также создают уважительное отношение к своей и чужой культуре, развивают у ученика духовные ценности и расширяют кругозор.

Введя ученика в среду познания, где он оказывается один на один с новым для себя, будь то предмет искусства или объект истории, чужой город или родная природа, учитель становится наблюдателем того, как ребенок, личность реагирует на это новое. Какие эмоции выдает, как раскрывается, как контактирует, как выражает себя и свое отношение. В такой атмосфере, как правило, нет места нарочитости и искусственным реакциям. Это самый, на мой взгляд, экологичный способ увидеть личность в ее лучших проявлениях, чтобы потом, по возвращении в привычную реальность, помочь это лучшее держать на поверхности, развивать и раскрывать все новые грани.

Когда ребенок делится впечатлениями о подобных встречах с прекрасным и новым с учителем, вскрывается мощный эмоциональный план, волна позитивных воспоминаний и высоких чувств. Возникает то самое пресловутое присоединение, возникает доверие – ребенок делится сокровенным и получает в ответ понимание и поддержку. Такие моменты смывают жесткие барьеры, оставляя, однако, роли «учитель-ученик». Это особенно ценно, ведь в наше время очень многие подростки стесняются проявлений высоких эмоций, заменяя их примитивными грубыми реакциями.

В дальнейшем у кого-то осознанно, у кого-то из детей на подсознательном уровне устанавливается прочная связь с педагогом, разорвать которую уже сложно. Общение становится все более комфортным, процесс воспитания все более экологичным. Ребята охотно раскрывают свои творческие потенциалы, мотивация к обучению значительно повышается, у них появляются новые смыслы и цели. Разве не в этом предназначение учителя и разве не это настоящая радость педагога?!

Много еще запланировано интересных походов, поездок, экскурсий, классных часов и творческих встреч. Стольким талантам предстоит помочь раскрыться! И всего-то нужно – творческий подход, внимание, интерес к детям и абсолютная искренняя заинтересованность в их личностной успешности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, N 303, 31.12.2012.

2. ФГОС начальное общего образования, Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373.

3. ФГОС основное общее образование, от 17 декабря 2010 г. № 1897

Монограммы и исследования

4. Завьялов Владимир Юрьевич, статья «Дианализ» [https://www.b17.ru/blog/79182/]

Учебные издания, справочно-энциклопедическая литература

5. Белухин, Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики. Часть 2 / Д.А. Белухин. – М.: МОДЭК, 2013. – 304.

6. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2016. – 512 c.

7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 1986. – 239 с.

8. Исследование проблем психологии творчества /под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1983. – 234 с.

9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 672 с.

Количество просмотров: 5264  

Комментарии

Очень интересная статья.

Страницы

Добавить комментарий

1. Формирование творческих компетенций детей младшего школьного возраста на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Взаимодействие педагогов, учащихся и родителей во внеурочной деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Организация работы с родителями в рамках внеурочной деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Разработка классного часа для 7 инженерного класса «Элементарно, Ватсон» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Души прекрасные порывы – тебе, Новосибирск! ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Система работы студии «Мокрый нос» для учащихся 1-4 классов по программе «Мы – твои друзья!» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Наставники счастливых людей ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Семья и школа – партнёры в воспитании ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Новые возможности интеграции иностранных граждан в российское общество ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Забвению не подлежит ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы