Развитие эмоционального интеллекта участников образовательных отношений в воспитательном пространстве МБОУ СОШ № 92 города Новосибирска

 
 

Турова Анна Александровна,

заместитель директора по воспитательной работе

МБОУ СОШ № 92 г. Новосибирска

 
 
 

Ерохина Олеся Сафаровна,

педагог-психолог, учитель ИЗО

МБОУ СОШ № 92 г. Новосибирска

 
 
 

Зорина Елена Васильевна,

педагог-психолог

МБОУ СОШ № 92 г. Новосибирска

 
 
 

Кизелева Вера Сергеевна,

педагог-организатор

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 92 г. Новосибирска

 
 
 

Шишкина Любовь Васильевна,

педагог-организатор, руководитель музея истории

МБОУ СОШ № 92 г. Новосибирска

 

Развитие эмоционального интеллекта участников образовательных отношений в воспитательном пространстве МБОУ СОШ № 92 города Новосибирска

Социокультурная современная ситуация показывает многочисленные примеры негативного влияния внешних условий на становление личности человека. Сегодняшние школьники становятся невольными свидетелями насильственных действий по отношению к людям, широко распространенных в современном мире, транслируемых в СМИ, без фильтрации контента.

Угрозу психологической безопасности современных школьников представляет информационно-психологическое воздействие на личность. В качестве психологической угрозы особенно выделяется влияние на поведение детей и подростков средств массовой информации, в виде упоминаний о неблагополучии общества, рассказах о насилии как обыденности.

Сегодня особенно остро ощущается потребность смоделировать и спроектировать такую образовательную среду, где каждый ученик смог бы почувствовать себя востребованным, иметь возможность для свободного развития и функционирования, быть защищенным, удовлетворять свои образовательные потребности, развивать личность в существующей образовательной системе. Обучающиеся сегодня могут противостоять негативным факторам, приводящим к утрате психологической безопасности в случае, если они включены в образовательную среду, которая обеспечивает возможность участия в жизни школы, умеют управлять чувствами и эмоциями, способны идентифицировать происходящее в референтной группе.

Для того чтобы совершенствовать образовательную среду школы, сделать ее свободной от проявления всех, даже не значительных форм психологического насилия, сформировать устойчивый высокий уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии всех участников образовательных отношений считаем необходимым развивать эмоциональный интеллект всех участников школьного сообщества.

Развитие эмоционального интеллекта участников образовательных отношений возможно в событийно-насыщенной среде. Событийный подход в значительной мере позволяет это делать, добиваясь заметных результатов на личностном уровне, а также в осуществлении взаимодействия, сотрудничества, совместного творчества участников образовательной деятельности. Рассматривать событийный подход принято в двух аспектах, которые взаимообуславливают друг друга. С одной стороны, он заключается в анализе событийной структуры жизненного пути, особенностях событийности конкретной жизни, а также межсобытийных связей по типу «причина – следствие» или «цель – средство», которые являются сущностной характеристикой субъективной картины жизненного пути. С другой стороны, событийный подход находит свое воплощение в сфере практических действий, где на основе осуществляемых событий оказывается воздействие на человека, изменяются его представления, ценности и смыслы.

Событийное пространство образовательной организации, направленное на развитие эмоционального интеллекта, представляет собой три направления деятельности: «EQ фитнесс для учителя» предполагает развитие навыка управления собственным эмоциональным состоянием и эмоциональным состоянием обучающихся в классно-урочной системе; «Включайся!» развивает навык обучающихся понимать собственные эмоции, эмоции и чувства других людей, эффективно влиять на свое поведение, управляя собственным эмоциональным состоянием; «Почувствуй!» – направление для родителей, представляющее собой копилку приемов для развития собственного эмоционального интеллекта, а также набор игр для развития эмоционального интеллекта детей.

«EQ фитнесс для учителя» реализуется через модель внутришкольного дистанционного повышения квалификации, разработанной с использованием образовательной оболочки Moodle. В подобной среде изменяются роли участников образовательной деятельности: ключевой фигурой всего процесса выступает педагог, который на время прохождения курса становится обучающимся, его личные потребности и мотивы выходят на первый план.

Преподаватель (из числа разработчиков курса) участвует в освоении курса в роли «тьютора», координатора и партнера по образовательной деятельности.

Система дистанционного обучения проста в применении. На главной странице достаточно пройти авторизацию, вписав свои логин и пароль, выданный преподавателем. Затем можно самостоятельно записаться на курс, получив доступ ко всем материалам и заданиям для работы с предлагаемыми материалами и заданиями. Результаты входного тестирования позволяют для каждого слушателя выстроить свою траекторию обучения. После зачисления на курс слушатели получают доступ к его учебно-методическим материалам.

В программу основного модуля входят 4 учебные темы, разработанные в соответствии с запросами классных руководителей МБОУ СОШ № 92:

– «Об эмоциях и не только»;

– «Основы саморегуляции или почему важно вовремя остановиться»;

– «Прокачаем эмпатию»;

– «Психолого-педагогические особенности обучающихся: от знания к эффективному взаимодействию».

Каждое тематическое занятие состоит из базовой лекции, вопросов для самопроверки и творческого задания, предлагаемого для выполнения. Процесс обучения строится на изучении материалов мультимедийных электронных учебников, консультаций с преподавателями, выполнении тестовых заданий и разработке итоговой работы. Классные руководители прорабатывают проблемные вопросы, готовят индивидуальные проекты.

Помимо дистанционного курса специалистами социально-психолого-педагогической службы проводятся мастерские для педагогических работников школы. В основе каждой мастерской лежит развитие четырех групп навыков, составляющих модель EQ: осознание своих эмоций, осознание эмоций других людей, управление своими эмоциями, управление эмоциями других людей. Данные навыки позволяют развивать 5 этапов специально организованного образовательного процесса и композитного его построения:

Этап

Композиционное построение

Деятельность специалистов СППС

Деятельность педагогов

Я чувствую

Экспозиция

Формируют осознанность восприятия, обращают к эмоционально – волевой сфере

Дают ответ в форме речевых высказываний, выполняют задания

Я хочу

Завязка

Формирование мотивации

Выполняют задания индивидуально, в группах, микрогруппах, парах

Я знаю

Развитие действия

Формирование новых способов действия

Выполняют задание

Дают ответы в форме речевых высказываний

Я могу

Кульминация

Применение новых способов действия в привычных жизненных ситуациях

Выполняют практические задания

Я делаю

Развязка

Закрепление новых способов действия, наращивание компетенций в сфере управления собственным эмоциональным состоянием, изменением поведения на этой основе

Выполняют задания

Осуществляют рефлексию

Для педагогических работников также проводятся игротеки, где используются адаптированные варианты существующих игр, например: «Сказочное домино».

Игровые правила. Если в игре участвует весь педагогический коллектив, каждый участник получает по одной карточке. Ведущий зачитывает ситуации или демонстрирует их на экране в формате видеосюжетов / иллюстраций. Задача участников игры «уловить» эмоцию, обратиться к своей карточке. Если эмоция персонажа в игровой карточке соответствует загаданной, поднять руку, назвать эмоцию, прикрепить карточку на доску. Первый игрок прикрепляет карточку с загаданной эмоцией, далее каждый игрок в соответствии с ситуацией, которую задает ведущий, кладет домино подходящей по смыслу картинкой к имеющимся.

В игру можно включать фрагменты литературных произведений, игровые действия участников при этом не меняются. Целесообразно предлагать аудио- и видеофрагменты, иллюстрации, литературные отрывки. Игровые ситуации в форме вопросов друг для друга по ходу игры можно предложить участникам сформулировать самостоятельно.

Примеры карточек:

 

Игра «Эмоциональный калейдоскоп». Каждому участнику игры выдается набор из 12 карточек-эмоций, карточки в наборах одинаковые. Педагогам предлагается взять карточки-эмоции в ладони и развернуть рубашкой к играющим. Помимо карточек-эмоций в игре есть карточки-действия. Также у каждого игрока есть набор фишек для голосования.

Первый игрок вытягивает карточку из колоды участника, сидящего справа, оставляя ее на месте. Задача игрока, у которого вытянули карточку, ее никому не показывать, рассмотреть картинку в этой карточке, почувствовать эмоцию ситуации, изображенной на карточке, и назвать ее про себя. Далее необходимо вытянуть карточку-действие. Прочесть задание, написанное на карточке-действии и выполнить его, а после положить свою карточку-эмоцию рубашкой вверх на середину стола. Задача других игроков – понять о какой карточке шла речь, найти ее в своих и разместить на столе рядом. Далее все карточки-эмоции переворачиваются, задача игроков – угадать карточку, которая принадлежит первому игроку. Игра продолжается.

Примеры карточек-эмоций

  

Примеры карточек-действий

Предложенные игры используются также для работы с обучающимися и их законными представителями.

Направление «Включайся!» реализуется в отношении обучающихся образовательной организации. В рамках данного направления обучающиеся работают с блокнотом-навигатором, который предполагает самостоятельное выполнение заданий, направленных на развитие эмоционального интеллекта. Разрабатывая раздел блокнота, посвященный развитию эмоционального интеллекта, мы сосредоточили свое внимание на заданиях, направленных на повышение степени осознанности в реальных жизненных ситуациях, умения отличать эмоции и возникающие на их основе чувства, формированию новых способов поведения, демонстрируемых в ответ на типовые реакции.

Пример заданий блокнота-навигатора:

 

Для обучающихся предлагается online-тренинг «125 шагов к успеху», размещенный в социальной сети «В контакте». Предлагаемый в рамках проекта online-тренинг разработан с использованием возможностей социальной сети «ВКонтакте». В подобной среде изменяются роли участников взаимодействия: ключевым фактором всего процесса выступает каждый участник, его личные потребности и мотивы выходят на первый план.

Специфика online-тренинговой работы с молодежью состоит в том, что в условиях быстрого ритма жизни участник тренинга может самостоятельно выбирать время для освоения и закрепления нового навыка. Тренинг позволяет сочетать теорию с практикой, когда обучаемый не только получает теоретические знания, но и может сразу на практике их применить и обсудить, тем самым увеличить свою заинтересованность и повысить личностный смысл обучения.

В оnline-тренинге молодой человек усваивает информацию легче и быстрее, так как данный процесс полностью подчинен ему. Учитываются его эмоции, он имеет возможность последовательно получать информацию, одновременно обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания на практике.

Использование социальной сети для размещения тренинга имеет определенные плюсы. Главный – возможность охвата больших групп, отсутствие расходов по разработке информационных материалов, производству, медийному размещению и т.д. Команда разработчиков проекта участвует в освоении курса в роли «тьюторов», координаторов и партнеров по образовательной деятельности и личностному росту.

Система дистанционной работы проста в применении. Участнику тренинга необходимо создать аккаунт в социальной сети и вступить в группу самостоятельно или написав одному из модераторов.

В программу основного модуля входят 3 темы, разработанные в соответствии с запросами молодежи и приоритетами в развитии soft skills:

– «Развитие эмоционального интеллекта»;

– «Коммуникативная компетентность – ключевой фактор успеха»;

– «Позитивная мотивация – фундамент будущего».

  

Каждое тематическое занятие модулей состоит из базовой информационной части и творческого задания, направленного на развитие того или иного качества.

Ежедневно в группе для ее участников выкладываются 3 упражнения, направленные на развитие выделенных soft skills (эмоциональный интеллект, мотивация достижения, эффективная коммуникация), результатами, полученными в ходе выполнения упражнений, участники тренинга делятся посредством размещения комментариев, видео и аудиозаписей.

Воспитательные события, реализуемые специалистами социально-психолого-педагогической службы выстраиваются в логике 5 этапов развития эмоционального интеллекта и композиционного построения. По итогам проведения каждого воспитательного события в образовательной организации педагогическими работниками оформляется протокол его проведения по следующей форме:

Протокол проведения воспитательного события

Тема:

Цель:

Возраст участников:

Оборудование:

Этапы

Сценарий для классного руководителя

Деятельность обучающихся

Оборудование

Я чувствую

 

 

 

Я хочу

 

 

 

Я знаю

 

 

 

Я могу

 

 

 

Я делаю

 

 

 

Направление работы по развитию эмоционального интеллекта у родителей (законных представителей обучающихся) «Почувствуй!» реализуется посредством проведения родительских конференций в следующих форматах:

Квест – педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются какие-либо ресурсы. Организация родительской конференции в формате квеста предполагает выполнение определенных проблемных заданий, направленных на развитие эмоционального интеллекта. Игра связана с поиском информации, объектов, людей, мест, позволяющих решить задание и перейти к следующему элементу.

Челлендж – предложить совершить какое-то действие, бросить вызов. Челлендж все чаще определяется как игра в реальность, в течение которой люди становятся участниками значимых, ярких, увлекательных событий. В данном формате родительской общественности предлагается совместно с детьми выполнить задания, предложенные организаторами, результаты их выполнения разместить в группе школы на просторах социальной сети «В контакте» «Школа 92, события» (https://vk.com/sch_92_nsk_event).

Марафон – публичная акция, условия которой должны быть достаточно трудны. Задания марафона должны представлять интерес для участников.

В качестве заданий даются актуальные для родителей приёмы развития эмоционального интеллекта, которые нужно отработать на практике. Примером такого задания может служить следующее: На протяжении всего дня записывайте эмоции, которые вы испытывали и события их вызвавшие.

Эмоция

События

 

 

Лайфхак – на сленге означает «хитрости жизни», «народная мудрость» или полезный совет, помогающий решать проблемы, экономя тем самым время. Это набор методик и приёмов «взлома» окружающей жизни для упрощения процесса достижения поставленных целей при помощи разных полезных советов и хитрых трюков. В этом формате центральной идеей становится создание общей копилки способов управления эмоциональным состоянием.

Представленная модель развития эмоционального интеллекта участников образовательных отношений базируется на идеях Виктории Шиманской, психолога, ведущего российского эксперта по развитию эмоционального интеллекта и принципах развивающего, продуктивного обучения.

Количество просмотров: 5540  

Добавить комментарий

1. Формирование творческих компетенций детей младшего школьного возраста на уроках ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Взаимодействие педагогов, учащихся и родителей во внеурочной деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Организация работы с родителями в рамках внеурочной деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
4. Разработка классного часа для 7 инженерного класса «Элементарно, Ватсон» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
5. Души прекрасные порывы – тебе, Новосибирск! ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
6. Система работы студии «Мокрый нос» для учащихся 1-4 классов по программе «Мы – твои друзья!» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
7. Наставники счастливых людей ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
8. Семья и школа – партнёры в воспитании ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Новые возможности интеграции иностранных граждан в российское общество ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. Рекомендации по проведению классного часа для 7 класса на тему «Великая Отечественная война» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
11. Игра «По страницам Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Использование технологии веб-квеста при подготовке и проведении классных часов по теме Великой Отечественной войны ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Проект обучающихся 7 класса «Эхо войны» как средство развития межпоколенной преемственности ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Внеклассное мероприятие «Великая Отечественная война 1941-1945» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Сценарий литературного вечера «Поэзия Великой Отечественной войны» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Альманах «Дорогами Победителей» как источник изучения семейной истории в контексте исторических событий России и ресурс сохранения исторической памяти ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Памятные даты в работе учителя ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Ленинград – Новосибирск. Блокада. Связанные одной судьбой ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. День воинской славы России, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: материалы для проведения классных часов, уроков истории, внеклассных мероприятий ВЫПУСК №110, Декабрь 2023
20. Забвению не подлежит ВЫПУСК №110, Декабрь 2023

Страницы