Духовно-нравственное и патриотическое воспитание средствами вокального искусства в студии эстрадного вокала «Дебют»

 
 

Серебрякова Светлана Викторовна,

педагог дополнительного образования

МБУДО ДДТ им. В. Дубинина г. Новосибирска

 

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание средствами вокального искусства в студии эстрадного вокала «Дебют»

В современных условиях реализации дополнительного образования детей уделяется большое внимание духовному, нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Процесс жизненного самоопределения подрастающего поколения затруднен в связи с девальвацией в нашем обществе многих ценностей. В связи с этим у подростков выражены пассивность, агрессия, депрессия, нравственное равнодушие, что создает трудности в освоении ими духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей. Поэтому вопросы патриотического воспитания особенно актуальны для нашего времени. Его сущность и содержание сформулированы в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015-2020 гг.». Это направление является важнейшим духовно-нравственным фактором сохранения стабильности общества, независимости и безопасности государства.

В наше время патриотизм воспринимается на уровне личностных качеств, как любовь к большой и малой Родине, общественно значимое поведение и деятельность. Социальный заказ государства направлен на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны. В это связи значительно выросла роль духовно-нравственное становления детей и молодежи в нашем Доме детского творчества. Именно здесь благоприятно развиваются важные нравственные качества личности, ее ценностные ориентации и духовные потребности.

Одним из путей нравственно-эстетического, патриотического воспитания детей является музыкальное воспитание. В процессе воздействия на эмоциональную среду детей при помощи средств музыкальной выразительности ускоряется формирование нравственных убеждений.

На сегодняшний день я, как педагог студии эстрадного вокала «Дебют», понимаю, что в процессе усвоения вокальных навыков, умений и знаний, творческой деятельности принимаются духовно-нравственные, социальные, семейные и другие ценности. Поэтому в своей педагогической деятельности я уделяю особое место патриотическому воспитанию активных граждан, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Главным направлением формирования патриотизма в процессе вокальной подготовки является воспитание на лучших образцах музыкального искусства. При подборе репертуара я всегда учитываю разнообразие и драматургическую линию музыкального произведения, степень сложности песенного материала. При этом основным критерием отбора произведений патриотической направленности для меня является наличие в песнях яркой, выразительной мелодии и текста, способствующих и вокальному, и нравственному воспитанию детей, песен, которые в состоянии глубоко затронуть душевный мир ребенка, вызвать сильный эмоциональный отклик, переживания, сочувствие, понимание, становясь действенным средством в формировании гражданственности и патриотизма.

Перед началом работы над музыкальным произведением я знакомлю детей с их авторами, провожу беседу об исторических событиях, положенных в основу песенного материала. Затем вместе с ребятами анализируем содержание произведения, определяем его главную идею, средства музыкальной выразительности.

Песенный репертуар патриотической направленности студии эстрадного вокала «Дебют» богат и разнообразен и представлен музыкальными произведениями: «Нет милей Руси», «Тебе, Россия», «Катюша», Гимн России, «Синий платочек», «Россия, будь всегда красивой», «Тучи в голубом», «Закаты алые», «Пацан из Сибири», «Птицы белые».

Для осознанного и эмоционального выразительного исполнения произведений я использую в своей педагогической деятельности прием вслушивания в показ песни и анализ услышанного, а также прием декламации текстов. Выразительное исполнение песен вызывает у детей эмоциональный отклик, а интересное чтение текстов развивает их образное мышление, воображение ярких образов.

В процессе обучения я использую концентрический метод вокальной педагогики – от простых способов звукообразования в натуральных регистрах к расширению вокального диапазона. При пении не допускается напряжение в голосе, усталость, сила голоса соизмеряется с индивидуальными и возрастными возможностями ребенка. Использую объяснительно-иллюстративный метод, который включает в себя объяснение и показ правильного вокального звучания. Показ звучания дает возможность использовать природную способность детей к подражанию и вести вокальное обучение естественным путем.

Коллектив студии «Дебют» является постоянным участником и лауреатом конкурсов, фестивалей патриотической направленности различного уровня. В 2018-19 учебном году мы приняли участие в: Международном конкурсе «Славься, Отечество» (ДК им. Калинина), краевых Малых и областных Дельфийских Играх, областном конкурсе-фестивале «Континент», Международных конкурсах-фестивалях «Твой выход» и «Берега надежды», в областной олимпиаде талантов «Богатство России».

 

Большое внимание в образовательном процессе я уделяю проведению тематических бесед, посвященных знаменательным датам. В 2018 году в рамках Исторической недели, посвященной присвоению Дому детского творчества имени Володи Дубинина, старшие обучающиеся рассказали ребятам о пионере-герое и его подвиге, познакомились с песней В. Шаинского «Песня о Володе Дубинине».

В 2019 году в старшей и средней группах вокальной студии проведены беседы и в этом году продолжатся «Хроника культурной жизни Новосибирска в годы войны»: об эвакуированных композиторах М.И Блантере, Г.В. Свиридове, О.Б. Фельцмане, К.В. Молчанове и других.

Действенный фактор патриотического воспитания – экскурсии. В мае этого года творческий коллектив студии совершил экскурсию на Монумент Славы в Новосибирске, в августе на Мемориал Славы в Барнауле.

Коллектив студии принял участие в благотворительной акции в рамках недели инвалидов и международного дня добровольцев «Передай добро по кругу» (библиотека имени П.П. Бажова, школа-интернат); в городских мероприятиях «Масленица», «С Днем рождения, любимый город!». Концертная деятельность нашего коллектива – это важнейшее звено в сохранении и пропаганде лучших военно-патриотических песен. Ребята вокальной студии исполнили яркие по своему музыкальному языку и литературному содержанию концертные номера, посвященные Дню Победы, Дню защиты детей, Дню города, Дню России. Всегда много зрителей на наших выступлениях. Их привлекает артистизм, молодость, голоса участников студии и, конечно же, исполняемый репертуар, который приходится по душе слушателям любой возрастной категории.

Количество просмотров: 6414  

Добавить комментарий

1. Фольклорная музыка народов Сибири (применение технологии развития критического мышления на уроках музыкальной литературы)
2. Региональный компонент в формировании собственной личностной культуры детей и подростков (на примере деятельности музыкального творческого объединения «Авторская песня»)
3. Изучение национально-регионального компонента в дополнительном образовании на примере занятия в клубе юных археологов «Потомки» МБУДО «ДДТ «Кировский»
4. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание средствами вокального искусства в студии эстрадного вокала «Дебют»
5. О лете и театре, или как интересно провести лето в детской школе искусств
6. Ознакомительно-профориентационные занятия для детей младшего школьного возраста в летний каникулярный период в МБУДО ЦДО «Алые паруса»
7. Взаимодействие образцового танцевального коллектива «Имидж» с семьёй как фактор повышения эффективности образовательного процесса
8. Психологическое здоровье педагога как компонент, обуславливающий формирование безопасной образовательной среды
9. Развитие эмоционального интеллекта детей на занятиях изобразительным искусством
10. «По следам на снегу». Животные Первомайского района
11. Комплексная общеобразовательная программа «Радуга» как средство социализации и развития творческого потенциала обучающихся старшего дошкольного возраста
1. Методы и средства общей физической подготовки лыжников-гонщиков 10-12 лет ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Успешная концертная деятельность детского хореографического коллектива как результат совместной работы педагога-хореографа и концертмейстера ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Создание привлекательного визуального контента для успешного онлайн-присутствия образовательного учреждения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Проектирование современного учебного занятия ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Нескучный урок для детей дошкольного и младшего школьного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Развитие творческого мышления у детей подросткового возраста в процессе работы над иллюстрацией в дополнительном образовании ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. От задумки до подведения итогов разработки коллективного творческого дела на примере этапной игры «Тайны зелёной планеты» с вожатыми творческого объединения «Галактика» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Ренессанс интереса к шахматам ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
9. Спортивный туризм как средство развития общей выносливости у обучающихся 12-15 лет ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
10. О роли детского коллектива в успешности обучения ребенка в Детской школе искусств ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
11. Разработка методики стретчинга для спортсменов по спортивной аэробике ВЫПУСК № 112, апрель 2024
12. Формирование уверенности в себе через развитие коммуникативных способностей детей в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
13. Влияние детско-родительских отношений на творческую деятельность ребенка ВЫПУСК № 112, апрель 2024
14. Формирование сценического самочувствия при работе с детьми ВЫПУСК № 112, апрель 2024
15. Родитель, ребенок, педагог. Эффективное партнерство ВЫПУСК № 112, апрель 2024
16. Метод примера в объединении по техническому творчеству ВЫПУСК № 112, апрель 2024
17. Проектирование традиций в творческом объединении «Юный модельер» ВЫПУСК № 112, апрель 2024
18. Роль эмоционального интеллекта в развитии способностей и успешности младшего школьника в условиях дополнительного образования ВЫПУСК № 112, апрель 2024
19. Игровые методики для развития памяти у школьников на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в Детской школе искусств ВЫПУСК № 112, апрель 2024
20. Взаимодействие с социальными партнерами как способ повышения качества образования в структурном подразделении «Центр» МБУДО «ЦВР «Пашинский» ВЫПУСК № 112, апрель 2024

Страницы