Формирование ценностных ориентаций младших школьников

 
 

Науменко Рината Наильевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МБОУ СОШ № 78 г. Новосибирска

 

Формирование ценностных ориентаций младших школьников

Учителю принадлежит главная роль в воспитании и обучении детей, в подготовке их к современной жизни и труду. Одной из основных задач воспитания является правильная организация деятельности ребёнка. Это влияет на усвоение нравственных норм и формирование правильных ценностных ориентаций. Немов Р.С. под ценностными ориентациями понимает то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придаёт особый, положительный жизненный смысл [1; 141].

В современной школе можно наблюдать, что у детей изменились ценностные ориентации. Я работаю в начальной школе и являюсь классным руководителем 4 класса. Наблюдая за своими учениками с 1 класса, заметила, что иногда дети усваивают ценностные ориентации исключительно материального характера. На первое место они выдвигают дорогие игрушки, вещи, деньги. Ценности у младших школьников с годами сильно изменились: дети стали больше заботиться о собственном успехе и благополучии, ну а нравственные ценности: помощь ближнему, дружба с товарищами стали иметь для них меньшее значение. А отдельные учащиеся в классе стремятся не к знаниям, а лишь к похвале учителя, как к средству самоутверждения. Иногда дети стали использовать ложь в общении со сверстниками. На мой взгляд, современные школьники переоценили ценности по причине того, что стали смотреть по телевизору и в интернете зарубежные мультфильмы, стали играть в компьютерные игры, большая часть которых построена на жестокости, злости и грубом отношении к окружающим. Здесь также можно и назвать недостаток времени, которое уделяют родители своим детям. Современные родители во главу угла ставят работу, считая, что зарабатывая деньги, дают всё самое лучшее ребёнку. Они перестали задумываться о том, что ребёнку необходимо внимание, любовь, ласка и контроль. Дети, из семей, где старшие добросовестно относятся к своему труду и стараются в доступной форме объяснять детям весь жизненный устрой, бывают более старательными и добросовестными.

Исходя из этого, перед современным учителем стоит непростая задача: подготовка гражданина, способного мыслить, правильно оценивать ситуацию и действовать в соответствии с интересами окружающих его людей. Большое внимание учителя в современных школах стали уделять внеурочной деятельности. Она направлена на то, чтобы научить школьника действовать, чувствовать и принимать верные решения. Значение внеурочной деятельности очень высоко, так как дети очень любят принимать участие в круглых столах, олимпиадах, кружках, экскурсиях. Здесь у учителя больше шансов добиться личностного результата со школьниками.

Нравственность формируется в школе на всех уроках. На воспитание школьников влияют не только знания и убеждения, но и организация обучения, учитель и его личность, стиль отношения учителя и детей, детей между собой.

Я зажглась идеей воспитания ценностных ориентаций в своих учениках. Проанализировав школьную деятельность учеников, пришла к выводу, что особую роль в формировании ценностных ориентаций младших школьников играют уроки литературного чтения. По словам К. Д. Ушинского, чтение – это упражнение в нравственном чувстве, поэтому главная задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души через чтение, размышления и чувства. На каждом уроке читаем классические произведения, прошедшие проверку временем. Они не только формируют вкус, но и закладывают фундамент нравственных ценностей личности младшего школьника. На уроке дети учатся различать добро и зло, давать оценку героям.

На уроках литературного чтения следует работать над идейным выводом по произведению. Писатели, создавая произведение, закладывали в него нравственную, научно-познавательную или эстетическую ценность. В произведении автор также делится своими ошибками и предостерегает нас от неприятных ситуаций в будущем.

На своих уроках я особое внимание уделяю работе с пословицами. Каждый урок, проведенный мною в классе, включает работу над смыслом пословиц и поговорок. Дети с удовольствием высказывают своё мнение, спорят, приводят примеры из жизни. На моих уроках школьники не просто запоминают пословицы, они связывают их с нравственными проблемами. Так пословицы входят в детское употребление. Результаты своей ежедневной работы я уже наблюдаю. Мои дети в классе стали более терпимы к товарищам, стали на первое место выдвигать такие ценностные ориентации, как дружба, сопереживание, добро, любовь к Родине, уважение к старшим.

У ребенка появляется осознание своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям, его особенно значительные успехи отмечают сладким пирогом или подарком – в зависимости от семейных традиций. Более того, в классе, где мнение учителя решающее, высокие отметки и прочие оценки обеспечивают соответствующий статус [2; 58].

В заключение хотела бы сказать, что задача учителя – воспитать такого школьника, чтобы наша страна могла гордиться своими гражданами. Мы, учителя, должны стремиться к тому, чтобы воспитывать в детях только те ценностные ориентации, которые помогут им быть уважительными людьми; культурными гражданами, способными к взаимопониманию и достойной жизни в современном обществе.

Литература:

1. Немов Р. С. Психология. Кн.2. М.: Просвещение. 1994.

2. Кулагина И. Ю. Младшие школьники: особенности развития\М.: ЭКСМО 2009.

3. Акылбаева Г. Ж. Ценностная детерминация поведенческих реакций испытуемых в ситуации познавательного противоречия. Караганда, 2001.

Количество просмотров: 10006  

Добавить комментарий

1. Проектирование современного урока английского языка
2. Формирование языковой догадки на уроках иностранного языка
3. Проектирование современного урока: новые возможности и перспективы
4. Клуб активных читателей. Родители и дети
5. Реализация творческих способностей детей с ОВЗ в разновозрастных группах в условиях школы-интерната
6. Формирование ценностных ориентаций младших школьников
7. Этапы профессиональной адаптации обучающихся по специальности сестринское дело к работе в медицинских организациях в соответствии с основными видами деятельности медицинской сестры
8. Воспитательный потенциал интерактивных методов обучения учащихся
9. Предметные недели как средство развития метапредметных компетенций
10. Формирование надпрофессиональных компетенций учащихся на уроках английского языка
11. Методы и приемы работы педагога на уроке с детьми с особыми образовательными потребностями: современные подходы и опыт
12. Интеграционный подход к организации внеурочной деятельности обучающихся в школе с углубленным изучением предметов ХЭЦ (из опыта сетевого взаимодействия МБОУ СОШ № 90 с углубленным изучением предметов ХЭЦ и МБУ «ГЦИИ»)
13. Социальные проблемы современного ребёнка и пути их решения в образовательном учреждении
1. Поколение Альфа. Возможности интерактивной библиотеки для повышения мотивации современных детей к изучению иностранного языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
2. Психолого-педагогические аспекты обучения современного студента ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
3. Развитие функциональной грамотности и нестандартного мышления учащихся на занятиях математического кружка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
4. Как эффективно организовать профориентацию на уроке ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
5. Создание арт-пространства в школе как способ мотивации обучающихся к изучению физики ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
6. Квест как один из способов формирования иноязычной коммуникативной компетенции, познавательных интересов и творческой активности личности в изучении французского языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
7. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
8. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
9. Практико-ориентированные задачи как средство развития математической грамотности в 5-6 классах ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
10. Работа с исторической картой на уроках истории в 5 классе как способ формирования пространственных представлений и функционального чтения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
11. Функциональная грамотность: ключ к эффективному взаимодействию семьи и образования ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
12. Влияние движения на когнитивное развитие ребенка при изучении иностранных языков ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
13. Реализация проекта «Семья и школа» в лицее № 13 п. Краснообска ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
14. Современный подход к работе с родителями учителя индивидуального обучения на дому ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
15. Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры с использованием компетентностного подхода, проектных и игровых технологий в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
16. Семья и образование: организация эффективной системы взаимодействия ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
17. Роль семьи в организации образовательного процесса у детей с нарушением слуха ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
18. Формирование познавательных УУД в урочное и внеурочное время через использование парной и групповой работы в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
19. Использование проектной деятельности на уроках изобразительного искусства с целью повышения интереса к предмету ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Взаимодействие педагога и родителей как залог успешного воспитания подрастающего поколения ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы