Интеграционный подход к организации внеурочной деятельности обучающихся в школе с углубленным изучением предметов ХЭЦ (из опыта сетевого взаимодействия МБОУ СОШ № 90 с углубленным изучением предметов ХЭЦ и МБУ «ГЦИИ»)

 
 

Перегутова Галина Владимировна,

учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории,
заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ № 90 с углубленным изучением
предметов ХЭЦ г. Новосибирска

 
 
 

Орбидан Валентина Александровна,

учитель МХК, ИЗО высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 90 с углубленным изучением

предметов ХЭЦ г. Новосибирска

 

Интеграционный подход к организации внеурочной деятельности обучающихся в школе с углубленным изучением предметов ХЭЦ (из опыта сетевого взаимодействия МБОУ СОШ № 90 с углубленным изучением предметов ХЭЦ и МБУ «ГЦИИ»)

2019-2020 учебный год стал этапом подведения итогов реализации Программы развития МБОУ СОШ № 90 с углубленным изучением предметов ХЭЦ «Образовательный центр «Школа успеха» как модель интеграции и кооперации ресурсов для формирования опыта творческой деятельности всех участников образовательных отношений» и проекта Городской инновационной площадки по теме «Сетевое взаимодействие как модель интеграции и кооперации ресурсов для формирования опыта творческой деятельности и ценностных ориентиров всех участников образовательных отношений».

Ключевым словом в названии Программы развития мы считаем слово «успех». Успешный человек – каков он? Это человек, ведущий здоровый образ жизни. Это человек, смелый и уверенный в себе, с позитивным восприятием мира. Человек, нацеленный на результат с формированной позицией цивилизованного лидера, готового к сотрудничеству и саморазвитию. Это человек с активной гражданской позицией. Наша основная цель – воспитание успешного выпускника. И мы понимаем, что для достижения этой цели нам необходимо создавать такие условия, которые способствуют не только усвоению обучающимся определенной суммы знаний, но и развитию его личности, его познавательных и созидательных способностей, формированию опыта самостоятельной деятельности и ответственности.

В этом аспекте трудно оспорить огромный потенциал внеурочной деятельности и дополнительного образования (как внутришкольного, так и внешкольного) для формирования успешного выпускника.

В литературе достаточно описаний разнообразных моделей организации внеурочного пространства школы. Опираясь на базовую модель организации внеурочной деятельности, но учитывая при этом особенности нашей ОО, где системообразующей деятельностью является художественно-эстетическая, ее ресурсы, а также цели и планируемые результаты реализации образовательной программы, мы пришли к интеграционной модели организации внеурочной деятельности, основанной как на интеграции внутренних ресурсов ОО, так и внешних.

Интеграция внутренних ресурсов обеспечивается через:

– учебный план (часть, формируемую участниками образовательных отношений);

– внеурочную деятельность учителей-предметников;

– внутришкольную систему дополнительного образования, которая всегда являлась одним из основных ресурсов для организации художественно-эстетической деятельности;

– классное руководство;

– деятельность иных педагогических работников (социального педагога, педагога-психолога, тьютора) в соответствии с должностными обязанностями.

Внешняя интеграция основана на сетевом взаимодействии с различными учреждениями и организациями города. Такое сетевое взаимодействие стало важным условием качественного образования.

Для эффективной реализации образовательной программы мы сотрудничаем с:

1. МБУ «ГЦИИ»

– как ГИП по теме «Сетевое взаимодействие как модель интеграции и кооперации ресурсов для формирования опыта творческой деятельности и ценностных ориентиров всех участников образовательных отношений»

– как городская пилотная площадка по теме «Непрерывное духовное, художественно-эстетическое развитие (воспитание) обучающихся через визуальное искусство» (на базе межведомственной городской стажировочной площадки МБУ «ГЦИИ»);

2. МБУ ДО ДШИ «Кантилена»;

3. филиалом «Библиотека им. А.А. Ахматовой» как активные участники городского проекта «Формула будущего»;

4. ГЦОиЗ «Магистр» как участники городского проекта «Научно-методическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности в ДОУ»;

а также другими учреждениями города.

Особую роль в интеграционной модели играет сетевое взаимодействие с МБУ «ГЦИИ». Педагоги школы и центра изобразительного искусства едины в целевых педагогических установках: от просветительства к системному многоуровневому образованию галерейными средствами с целью формирования у обучающихся визуального мышления, художественного восприятия, музейной культуры и творческих начал.

Интеграция ресурсов позволяет создать педагогические условия для достижения общей цели:

– опора на потребности ребенка, исходя из специфики его возрастного развития;

– сотрудничество с художником;

– главное в постижении произведения искусства не знания, а переживание и проживание художественного образа.

Встречи разновозрастных групп учеников с художниками в залах ГЦИИ представляют собой встречу разных опытов, диалог разного культурного уровня. И каждая культура – культура творческого ребёнка и культура взрослого художника, состоявшегося и успешного, – в общении друг с другом позволяет и юному и маститому художнику лучше разглядеть себя, что-то новое открыть в мире, приобщиться к всеобщей человеческой культуре, связывая ее с ценностями текущего времени. Созданная в процессе занятия атмосфера эмоционального комфорта позволяет художнику продолжить развитие у детей способности к творчеству, то есть научить практическому использованию полученных в школе знаний и навыков.

Художники В. Люшакова, С.Жуковская, Е. Назимко, В. Чимитов, В. Ямная, М. Паршиков, работающие с разными возрастными группами ребят, углубляют школьные знания в рисовании акварелью, гуашью, знакомят с тонкостями письма акриловой краской, масляной пастелью. У обучающихся, посещающих занятия в ГЦИИ, техника живописи и графики заметно лучше и, соответственно, успеваемость по профильным предметам ХЭЦ выше.

Встречи с практикующим дизайнером и художниками стали для подростков 9-10-х классов знаковыми в самоопределении своего будущего: некоторые ученики утвердились в выборе профессии графического дизайнера и сейчас готовятся к поступлению в НГУАДИ, а кто-то уже учится живописи и дизайну.

К диалоговому взаимодействию между людьми разного творческого и жизненного опыта добавляется аспект места встречи опытов. Залы ГЦИИ создают уникальное художественно-временное пространство: как средство установления диалога с посетителями играют огромную роль в духовной жизни подростка, в просвещении, образовании и нравственно-эстетическом воспитании школьников, в информационных и коммуникативных процессах, являясь источником хранения культурного наследия. Приобщение к культурному наследию развивает генетическую память, формирует логику познания и преобразования окружающего мира.

Залы ГЦИИ одинаково демонстрируют примеры и актуальной культуры, которые вбирают в себя способы и алгоритмы модернизации классических образцов и эталонов с целью развития уже освоенного опыта. Присоединение детей к слою актуальной культуры, вовлечение в диалог с ней, обеспечивает процесс социализации личности и создаёт предпосылки для воспитания чувства успешности. Незабываемое впечатление и особую благодарность старшеклассников за бесценный опыт вызвало организованное ГЦИИ рисование в Государственном концертном зале имени А. Каца во время репетиции симфонического оркестра «Волшебной Флейты» А. Моцарта.

Диалог с художником и диалог с картинами художников – основа концепции культурной коммуникации в галерейных залах и суть сетевого взаимодействия нашей школы с ГЦИИ, основанного на интеграции ресурсов.

Мир искусства огромен. Он питает душу человека в течение всей жизни, наполняя благородством, состраданием и любовью.

Интеграция ресурсов как школы с углубленным изучением предметов ХЭЦ, так и социальных партнеров позволило нам:

– повысить качество образования (в том числе уровень сформированности художественной культуры в специализированных и профильных классах);

– расширить спектр образовательных услуг;

– выравнить стартовые возможности развития личности ребенка;

– создать условия для более осознанного выбора обучающимися индивидуального образовательного маршрута;

– обеспечить обучающимся выход в открытое образовательное пространство города, обеспечить каждому ученику ситуацию успеха;

– сформировать человека, умеющего видеть и творить прекрасное.

Количество просмотров: 7468  

Добавить комментарий

1. Проектирование современного урока английского языка
2. Формирование языковой догадки на уроках иностранного языка
3. Проектирование современного урока: новые возможности и перспективы
4. Клуб активных читателей. Родители и дети
5. Реализация творческих способностей детей с ОВЗ в разновозрастных группах в условиях школы-интерната
6. Формирование ценностных ориентаций младших школьников
7. Этапы профессиональной адаптации обучающихся по специальности сестринское дело к работе в медицинских организациях в соответствии с основными видами деятельности медицинской сестры
8. Воспитательный потенциал интерактивных методов обучения учащихся
9. Предметные недели как средство развития метапредметных компетенций
10. Формирование надпрофессиональных компетенций учащихся на уроках английского языка
11. Методы и приемы работы педагога на уроке с детьми с особыми образовательными потребностями: современные подходы и опыт
12. Интеграционный подход к организации внеурочной деятельности обучающихся в школе с углубленным изучением предметов ХЭЦ (из опыта сетевого взаимодействия МБОУ СОШ № 90 с углубленным изучением предметов ХЭЦ и МБУ «ГЦИИ»)
13. Социальные проблемы современного ребёнка и пути их решения в образовательном учреждении
1. Интерактивные методы обучения истории: применение и эффективность ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Повышение качества образования: эффективные практики на уроках литературы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Формирование основ естественно-научной грамотности обучающихся начальной школы в процессе проведения экскурсий на уроках окружающего мира ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Театральная деятельность как мотив к изучению иностранного языка и снятию языковых барьеров ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Флорбол: путь к здоровью, дружбе и победам ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Повышение качества обучения английскому языку средствами аутентичных видеоматериалов ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Тестовая технология – эффективный способ контроля знаний ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Стратегии и алгоритмы выполнения заданий ЕГЭ по английскому языку ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы у обучающихся 5-11 классов ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Повышение качества образования в начальной школе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Физическая подготовка обучающихся как подготовка к профессиональной деятельности ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
13. Поколение Альфа. Возможности интерактивной библиотеки для повышения мотивации современных детей к изучению иностранного языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
14. Психолого-педагогические аспекты обучения современного студента ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
15. Развитие функциональной грамотности и нестандартного мышления учащихся на занятиях математического кружка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
16. Как эффективно организовать профориентацию на уроке ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
17. Создание арт-пространства в школе как способ мотивации обучающихся к изучению физики ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
18. Квест как один из способов формирования иноязычной коммуникативной компетенции, познавательных интересов и творческой активности личности в изучении французского языка ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025
19. Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов средствами технологии сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО ВЫПУСК № 115, декабрь 2024
20. Концерты Новосибирской филармонии в школе как средство приобщения учеников к музыкальной культуре ВЫПУСК № 115, декабрь 2024

Страницы