Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках литературного чтения в начальной школе
Я не буду долго доказывать тот факт, что дети, приходящие сегодня в мир, попадают не в воспитывающую и развивающую среду, а в среду развращающую и калечащую душу, где, в основном, интернет и телевидение формируют искаженную картину мира. А ведь маленькому ребенку необходимы нравственные опоры, ведь именно в детстве закладывается нравственный фундамент личности.
Перед современной школой и учителем стоят сложнейшие задачи духовно-нравственного воспитания, которое происходит главным образом в процессе обучения. И возможности уроков литературного чтения для решения этих задач безграничны. Деятельность учителя начальных классов при подготовке, организации и проведении уроков литературного чтения направлена прежде всего на достижение двух основных целей: формирование читательской грамотности (компетентности) и присвоение нравственных ценностей учащимися.
Существуют разные классификации (видов и форм) типов урока литературного чтения. Планируя занятие, выбирая его вид и форму, методы и приемы работы, учитель ориентируется на возраст учащихся, уровень их подготовки и художественные особенности изучаемого литературного произведения. На своих уроках я применяю различные методы, приемы и технологии, которые обеспечивают достижение этих целей. Но особенно близка мне авторская технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения Валерии Алексеевны Лазаревой, которая направлена на нравственное воспитание личности ребенка.
Как же происходит формирование нравственных убеждений? Психологи говорят, что через оценку, процесс, в котором соотносятся личные представления и идеи и взгляды других людей. Самым важным компонентом этого процесса является чувство, эмоция. В литературном чтении важна не только информация и знания, получаемые из художественных текстов, а рождающиеся у ребенка от восприятия текста – эмоции, в которых уже заложено желание подражать тому, что нравится, и наоборот, отторгать то, что не нравится. Процитирую Толстого: «Мне только одного хочется, когда я пишу – говорил Л. Н. Толстой, – чтобы другой человек порадовался бы тому, чему я радуюсь, позлился бы тому, что злит меня…» Но просто так без усилий нравственный потенциал художественного произведения не перейдет в душу ученика-читателя. Валерия Алексеевна Лазарева считает, что процесс нравственного воспитания на уроках происходит в работе над художественным текстом, когда включаются разум, чувства и воля ребенка. Отсюда рождаются эмоции и происходит оценка героев и их поступков. А добываются эти ценности в процессе глубокого анализа художественного произведения.
Технология анализа художественного текста состоит из 5 основных этапов:
1. Подготовка к продуктивному чтению. Работа с названием произведения.
2. Работа с текстом литературного произведения: чтение с остановками, маркировка текста, анализ лексического значения слов.
3. Сопоставление литературных образов с художественным, музыкальными и другими.
4. Создание системы образов литературного произведения.
5.Открытие и присвоение нравственных ценностей художественного произведения.
Данная технология уникальна набором авторских приемов и методов, направленных на более глубокое и осмысленное понимание прочитанного и как результат открытие и присвоение нравственных ценностей ребенком. Я представлю вам практический опыт использования этой технологии на примере работы с произведением из программы 2 класса М. Горький «Воробьишко».
Работа с произведением начинается на этапе подготовки к продуктивному чтению. Вначале целесообразно поработать с названием произведения и задать ученикам следующие вопросы:
– Как вы думаете, о ком будет этот текст? О чем может говорить такое название?
Будет много простых и понятных ответов. Дети дают достаточно точные предположения по содержанию текста. А уже после проведенного анализа произведения в самом конце нужно будет снова вернутся к названию. И тогда ученики, осмыслив прочитанное, понимают, что в этой форме слова воробей – «воробьишко» автор демонстрирует читателям свое отношение к главному герою маленькому воробью и к его поступкам.
Далее идет основная работа с текстом литературного произведения: чтение с остановками, маркировка текста, анализ лексического значения слов, сопоставление художественных образов со зрительными, звуковыми. В.А. Лазарева использует прием чтения с остановками для более глубокого и осмысленного понимания прочитанного. Учитель сам определяет, в какой момент нужно остановить ученика и задать вопрос по содержанию в зависимости от того, какие задачи он ставит на данном этапе урока.
Конкретно на этом коротком отрывке учитель помогает ученикам определить жанр литературного произведения по первым словам «Жили-были…», назвать главного героя, дать ему первичную характеристику, поработать со смысловым и лексическим значением слов. Потом дети знакомятся с художественным текстом полностью, отвечают на вопросы, анализируют прочитанное и постепенно у них формируется представление об образе главного героя, его действиях и поступках. Очень важно останавливаться именно на тех моментах сказки, которые помогут ученикам охарактеризовать главного героя, оценить его поступки и действия.
Яркое и выразительное совместное чтение определенно вызывает у детей отклик и эмоции от восприятия художественного текста. Приведу пример: в тексте сказки есть такой отрывок:
«Ветер дунет на тебя – чирик! и сбросит на землю – кошке! – объяснила мать. Это не понравилось Пудику, он и сказал:
– А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет…Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил – он любил объяснять всё по‑своему».
Здесь можно остановиться и спросить у детей – какой был главный герой? На этом этапе работы с текстом уже формируется довольно четкий образ, к которому ученики подбирают наиболее точные характеристики.
От эмоций и впечатлений ученики постепенно подходят к оценке главного героя и ключевому, основополагающему этапу технологии – моделированию системы образов литературного произведения.
После анализа художественного текста дети успешно справляются с построением системы образов, где в виде простой схемы – кластера обозначаются действующие герои произведения, их основные характеристики, действия, поступки и взаимоотношения.
Система художественных образов реализует себя во всех компонентах произведения и является центральным понятием, которое выводит на идею, смысл и нравственный урок. После такой работы ученикам можно задавать главные вопросы: Чему автор хотел научить нас, читателей? Чему нас учит эта сказка? Как вам кажется, Пудик чему-то научился? А как бы поступили вы на его месте?
Такая работа с текстами литературных произведений ведется в системе все 4 года обучения в начальной школе. Постепенно литературные произведения становятся сложнее, глубже, и нравственные представления, и понятия формируются по мере взросления ученика. Сначала первоклассники читают сказку «Лиса и заяц» и понимают, почему именно Петуху удалось прогнать лису из избушки: потому что он был самый смелый, решительный и помог слабому. Далее углубляются представления детей о человеческом качестве «смелость» в рассказе Л.Н. Толстого «Прыжок», и уже в 4 классе, работая над рассказом Толстого «Кавказский пленник», дети от решительности и смелости переходят к таким нравственным понятиям, как отвага, достоинство и честь.
На своих уроках я использую методический прием – анализ развития действия. Прошу детей прочитать какой-нибудь небольшой рассказ не до конца, не доходя до финальной сцены, а учащиеся должны сами завершить рассказ, придумать его окончание. После этого мы зачитываем авторское окончание и сравниваем. Очень хороши для этой работы миниатюры В. А. Сухомлинского. Они просты по сюжету, что позволяет использовать их в работе с самыми маленькими читателями, и имеют огромный нравственный потенциал.
Литературные художественные тексты обладают высочайшим нравственным потенциалом. Продуктивное и осознанное чтение текста ребенком способствует формированию нравственных ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвую и ум, и чувства, и воля ребенка.
Список литературы
1. Лазарева В. А. Принципы и технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе. – М.: Дом педагогики, 2000. – 78 с.
2. Лазарева В. А. Пути и способы анализа художественного текста на уроках литературы. – С.: ИД Федоров, 2010. – 144 с.
3. Лазарева В. А. сайт www.valazareva.org/home [Электронный ресурс]. – URL: http:// http://www.valazareva.org/home/materials/2-1-nacalnaa-skola (дата обращения 12.01.2021).
Количество просмотров: 1693 |
Добавить комментарий