Приемы мнемотехники в работе с детьми

 
 

Полтавская Лариса Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 449 г. Новосибирска

 
 
 

Богданова Анна Сергеевна,

воспитатель МБДОУ д/с № 449 г. Новосибирска

 

Приемы мнемотехники в работе с детьми

Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам –

он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите

двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.

К. Д. Ушинский

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение, воспроизведение информации и развитие речи. Успех заключается в том, что мнемонический прием не оставляет детей безучастными, равнодушными, другими словами, делает заинтересованными. В своей работе мы часто сталкиваемся с такими проблемам, как:

– бедный словарный запас;

– неумение согласовывать слова в предложении;

– нарушение звукопроизношения;

– неспособность построить монолог;

– бедная диалогическая речь;

– плохое развитие связной речи;

– несформированность психических процессов;

– нарушение темпов деятельности;

– быстрая истощаемость при напряженной умственной деятельности;

– несовершенство различных видов мышления.

Приемы мнемотехники помогут преодолеть эти проблемы.

Существует шесть основных методов мнемотехники:

Крокирование (рисуночное письмо)

Эйдетизм (образное запоминание)

Метод ассоциативных цепочек

Метод трансформации

Метод Цицерона

Метод смысловых опор

В своей работе с детьми чаще мы используем метод крокирования. Он прост, не требует дополнительной подготовки и все необходимое всегда под рукой. Для использования этого метода необходим мел и мольберт для воспитателя, в дальнейшем дети самостоятельно могут кодировать информацию, используя лист и карандаш. О нем мы сегодня и хотим рассказать.

Так что же это за метод? Метод «крокирования» (от франц. сroquis – чертеж, схема, набросок) – метод символизации или метод рисуночного письма. Когда дети рисуют кроки-схемы предметов, животных, людей, явлений, понятий, они легко восстанавливают в памяти всё, что зарисовали. При работе по методу крокирования одновременно включаются сразу несколько сложных мыслительных процессов. Приём символизации – один из наиболее распространённых приёмов мнемотехники, который используют практически все. Примерами использования метода «крокирования» могут служить мнемоквадрат – это карточка с каким-либо изображением или символом.

Мнемодорожка

Мнемотаблица

 

У Скворцова Гришки жили-были книжки

Грязные, лохматые, рваные, горбатые.

 

Коллаж

Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

Мнемотаблицы могут быть представлены в трех вариантах: Мнемоквадрат – структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы. Это отдельный схематичный несложный рисунок с определенной информацией. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение

Мнемодорожки – коллаж, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории. Коллаж – это определенный формат картона или плотный лист бумаги, на который наклеиваются, накладываются, рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Главная задача коллажа – соединить, т.е. связать все картинки между собой. Таким образом, происходит обработка сюжетного метода запоминания. Выше перечисленные примеры можно использовать:

– для ознакомления детей с окружающим миром;

– при заучивании стихов;

– при пересказах художественной литературы;

– при обучении составлению рассказов;

– при отгадывании и загадывании загадок;

– для обогащения словарного запаса;

– при обучении составу числа;

– при воспитании культурно-гигиенических навыков;

– при воспитании навыков самообслуживания.

 

 

Чтобы мнемотаблица или что-то другое из перечисленного, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, оно должно соответствовать ряду требований: чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью: быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней, соответствовать уровню развития детей.

Мнемотехника помогает развивать:

– ассоциативное мышление;

– зрительную и слуховую память;

– зрительное и слуховое внимание;

– воображение.

Как психологический процесс, память развивается постепенно и поэтапно, каждый последующий этап основывается на предыдущем, что в основе образует систему. Очень большое значение память имеет в образовательной и познавательной деятельности ребенка. Она является важным условием его развития и становления личности. В связи с этим дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития памяти детей. Для детей дошкольного возраста характерным видом памяти является образная память. В начале дошкольного возраста она носит непроизвольный и избирательный характер. Но в старшем возрасте происходит становление произвольности, образы в памяти приобретают целостный и обобщенный вид. Через непосредственное взаимодействие и общение со взрослым и сверстниками ребенок осваивает механизмы запоминания, сохранения и воспроизведения информации. А целенаправленное и систематическое обучение позволяет ребенку осваивать новые способы мнемической деятельности.

Количество просмотров: 8221  

Добавить комментарий

1. Нарративные интервью ветеранов Великой Отечественной войны как элемент воспитания
2. Кино как способ вхождения в определенную эпоху. «Жизнь воспитанников Царскосельского лицея в фильме «1814» режиссера Андреса Пуустусмаа по сценарию Дмитрия Миропольского (2007 г.)»
3. Лёкарта как эффективный приём подготовки к ОГЭ
4. Приемы мнемотехники в работе с детьми
5. Играем и развиваемся с роботом MatataLAB
6. Конкурсная программа «В мире профессий»
7. Развлечение для дошкольников «Откуда берутся грязнули»
8. Интерактивная программа «Масленица»
9. Сценарий непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы «Путешествие в Королевство математики»
10. Проект «Здравствуй, сказка!» для детей младшего дошкольного возраста
11. «Мамы разные нужны, их профессии важны»
12. Конспект занятия в средней группе «Прогулка в осеннем лесу»
13. Широкая Масленица: традиции и обычаи русского народа
14. Конспект комплексного занятия для детей младшего дошкольного возраста «Гусеница»
1. Невербальное приветствие между детьми ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Инновации в обучении: современные технологии на уроках русского языка ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Технологическая карта урока английского языка в 6 классе по теме «В поисках модной одежды» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка подготовительной к школе группы с ОНР III уровня речевого развития, обусловленным дизартрией (гипертонус), по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ш] на уровне слова» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Сравнительный анализ текстов «Шинель» Н. В. Гоголя и «Телефон» Д. А. Горчева: урок литературы в 9 классе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. сценарий развлечения для детей с ОНР средней группы «Играем с героями сказки «Репка» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Сценарий развлечения по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Боровичок и лесные жители» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Спортивный праздник «Веселые старты» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. Взаимодействие педагогов и родителей при обучении дошкольников рассказыванию ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Адаптация детей в первой младшей группе: ключевые аспекты и рекомендации ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Правила дорожного движения в детском саду: учим детей безопасному поведению на дороге ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. «Хлеб – наше богатство»: беседа с детьми подготовительной группы ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. «Замки для времен года»: конспект интегрированного занятия посредством художественно-эстетического развития для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Безопасность в ДОУ: обучение детей правилам дорожного движения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Игра для среднего и младшего звена «Правила дорожного движения» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Подготовка к обучению грамоте у воспитанников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на втором году обучения ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
19. Как помочь ребёнку 4-5 лет запомнить цифры? ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
20. Методическая разработка урока в 4 классе ВЫПУСК № 114, октябрь 2024

Страницы