Конспект открытого мероприятия по познавательному развитию у детей 4-5 лет. Тема «Русская Матрёшка – символ Родины моей»
Цель: приобщить детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрёшке – символе России, символе русского народного искусства.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей создания матрёшки.
2. Продемонстрировать книгу о русской красавице.
3. Обобщить и закрепить знания об истории возникновения русской деревянной куклы.
4. Воспитывать интерес к русским народным игрушкам, народному творчеству, доброту и любовь друг к другу, к русскому народу и к нашей Родине – России.
Предварительная работа: разучивание стихотворений, загадок о матрёшке.
Интеграция с другими образовательными областями: «Физическое воспитание», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное воспитание».
Демонстрационный материал: корзинка с матрёшками, презентация «Откуда к нам пришла игрушка», большие плоскостные матрёшки из плотного картона.
Раздаточный материал: пазлы с изображением матрёшки.
Ход занятия
(дети стоят в кругу)
Ребята, я на ярмарке была
И корзинку принесла.
А корзинка непростая,
В ней игрушка расписная.
Вынимаю на показ
И веду о ней рассказ.
Что же в этой корзинке? Интересно? Скажу вам так, в ней необычные игрушки. А какие, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Загадка:
Яркий, красочный платок,
Красивый сарафан в цветок.
Упирается рука в деревянные бока,
A внутри сюрпризы есть:
Иногда их и не счесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская…….(матрёшка)
Демонстрация презентации параллельно с рассказом:
Матрёшка пришла к нам из мира сказок, легенд, из самой древности. Появилась матрёшка в 19 веке. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскрыли его, а там ещё такая же игрушка, раскрыли вторую, а там третья.
Очень понравилась такая игрушка нашим мастерам. Выточили они деревянную игрушку из бруска и художникам отдали.
Расписали русские художники матрёшку на славу: губки бантиком, румянец на щёчки яблочками лег, прикрыл голову весёлый платок, свесилась из-под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной красавице русское имя дать. Но вот какое? Дуняшка, Маняшка? Матрёна. С тех пор новых игрушек Матрёшками зовут. И начали матрёшки по русским сёлам вытачивать и расписывать. И получались они одна краше другой. Ведь не зря в народе говорится: «Дело мастера боится»!
Ребята, а матрёшка не обычная кукла, это кукла с секретиком. Внутри неё прячутся ещё несколько кукол, только поменьше.
Входит Матрёшка:
Музыка (детская песня «Матрёшка»)
Матрёшка: Здравствуйте, ребята, вы узнали меня? Кто же я? (ответы детей). А пришла-то я к вам не одна. (Достает больших плоскостных матрёшек). А это мои сестрицы, хотите с ними поиграть?
Хороводная игра «У кого в руках матрёшка»
Дети стоят в кругу и под музыку передают друг другу матрёшку. Музыка останавливается, и тот ребёнок, у кого в руках матрёшка, должен рассказать стих о кукле или загадать загадку.
Матрёшка: Какие же вы молодцы, так много про меня знаете стихов и загадок!
Воспитатель: Да, Матрёшка, наши дети про тебя уже многое узнали, можем и тебе рассказать. (достаёт из корзины две матрёшки).
Ребята, а давайте рассмотрим этих матрёшек (в рука 2 матрёшки). Что вы видите? Есть ли у них сходства или различия? (ответы детей). Давайте опишем их головные уборы, одежду (на голое платочек, одеты они в сарафаны и фартуки). А что нарисовано на лице у этих куколок? (улыбка, румяные щёчки).
Любят матрёшек русские люди, а народные мастера с удовольствием их изготавливают.
Матрёшка (обращается к герою), наши дети сегодня узнали много нового и интересного. Тебе есть чем нас еще порадовать?
Матрёшка: Ребята, вы, наверняка, знаете, что русская игрушка с сюрпризом. Предлагаю вам поиграть в игру. Посмотрите, какие красивые у нас матрёшки и все разные: большие и маленькие. Расставьте, пожалуйста, их по росту.
Дидактическая игра «Расставь по возрастанию, убыванию»
Физкультминутка «Мы – весёлые матрешки»
Мы – красивые матрешки (руки на щёчках, покачивают головой влево, вправо.)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки, (поочерёдно выставляют правую и левую ногу)
Ладушки, ладушки. (хлопают в ладоши.)
В сарафанах своих ярких, (повороты туловища направо-налево)
Ладушки, ладушки. (хлопают в ладоши)
Мы похожи, словно капли, (руки на щёчках, покачивают головой)
Ладушки, ладушки. (хлопают в ладоши)
Матрёшка: Дети, какие вы умные, весёлые и внимательные. Мне у вас очень понравилось, но пришла пора прощаться. Но чтобы вы без меня не скучали, я оставлю вам игру. Вы умеете собирать пазлы? Для вас у меня есть картинки с нарисованными матрёшками, но они разделены на части. Соберите полное изображение матрёшки. И помните, что мы с вами ещё обязательно увидимся!
Игра «Собери пазлы»
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)
Кто приходил к на в гости?
Что понравилось больше всего?
А вы расскажите дома родителям, о чем сегодня узнали?
Матрёшка – уникальная народная игрушка. Она стала душой русского нарда, символом России. Эта кукла поразила всех своим совершенством и выразительностью. И теперь она не просто деревянная игрушка, а национальный сувенир.
Сегодня вы отлично себя показали.
А теперь я вас приглашаю сесть на стульчики, рассмотреть книгу, которая была разработана совместно с родителями. Книга о Русской матрёшке.
Список литературы:
Количество просмотров: 2686 |
Добавить комментарий