Пособие для развития фонематического слуха «Домик Звуковичков» для речевого уголка логопедической группы

 
 

Ющенко Маргарита Викторовна,

учитель-логопед первой квалификационной категории

МКДОУ Детский сад «Золотой петушок» № 164 г. Новосибирска

 

Пособие для развития фонематического слуха «Домик Звуковичков» для речевого уголка логопедической группы

Актуальность создания этого пособия в группе объясняется тем, что успешная речевая деятельность в значительной мере обусловлена развитым фонематическим слухом, оказывающим влияние на становление других видов психической активности ребёнка, таких как перцептивная, когнитивная, регулятивная деятельность. У большинства детей ТНР уже в дошкольном возрасте возникают трудности со звуковым анализом и синтезом, что впоследствии сказывается на овладении такими детьми грамотой и в более позднем возрасте выявляются проблемы в овладении письменной речью.

Пособие представлено в виде огромного дома-панно, размещённого на стене группы, в зоне речевого уголка. Все звуки представлены в виде гномов Звуковичков, у каждого гнома непарного звука есть свое окошко, гномы парных звуков в окошках стоят парами. Все гномы имеют свою цветовую зону, гласные живут на красной крыше, твердые звуки на синем фоне дома, мягкие звуки на зеленом фоне дома, и гномы парных звуков занимают большую часть дома синего цвета. Каждый гном имеет дополнительные обозначения: цвет костюма, колокольчик, символ звука-букву. Всего на панно 42 гнома, 6 гласных, 36 согласных соответствующего цвета. Гномы гласных звуков показывают артикуляцию звука, что детям помогает ориентироваться в дифференциации звуков. Согласно цветовой символике и дополнительным обозначениям дети учатся определять основные характеристики и различия произносимых звуков.

Целью создания пособия для развития фонематического слуха «Домик звуковичков» является формирование речевых навыков и фонематического слуха у детей с ТНР. Только при опережающем формировании фонематического восприятия возможно исправление звукопроизношения у детей с ТНР. Особую роль и большое внимание развитию фонематического слуха отводится в логопедической работе. При целенаправленной и систематической работе на пути к формированию фонематического восприятия наблюдается положительная динамика.

При создании пособия были поставлены задачи: через специально подобранные речевые игры и упражнения, с помощью пособия «Домик звуковичков» скорректировать имеющиеся у детей трудности фонематического восприятия. В работе с детьми дошкольного возраста актуальны и востребованы речевые игры и игровые упражнения. Игры, которые педагоги группы и учитель-логопед логопедической группы подбирает для коррекционного часа и фронтальных занятий с группой, должны быть интересны детям, одновременно актуальные и современные. Очень важно в процессе занятия заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлечение их к овладению новым знанием, чтобы сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Игра позволяет сделать более доступным сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников. Использование пособия «Домик Звуковичков» и одновременно логопедических игр с целью развития фонематического слуха дает возможность развивать у детей направленность на звуковую сторону речи. В процессе речевых игр и упражнений дети вслушаются в звучание слов, узнают и выделяют отдельные звуки, а также звуки близкие или оппозиционные по звучанию и произнесению. Пособие «Домик звуковичков» является помощником на занятиях, дети на начальных этапах знакомства с домиком овладевают новыми знаниями о звуках, такими как:

Артикуляция звуков (положение губ, языка, зубов);

Акустические признаки звуков (воздушная струя, преграда для звука, звонкость и глухость);

Обозначение цветовыми символами (красный – гласный, синий – согласный, твердый и зеленый – согласный, мягкий);

Обозначение символами глухости и звонкости (колокольчик – звонкий звук, колокольчик перечеркнут – звук глухой);

Парные звуки;

Соотнесение звука с буквой;

Примеры игр на развитие фонематического слуха взяты из различных источников и методических пособий.

Игра «Звуковая одежда слова»

Наша речь, слова, которые каждый из нас произносит, тоже состоят из звуков. Звуком слово начинается, звуком заканчивается. В середине слова тоже звуки. Символ звука, его портрет, называется буквой. Буквы услышать невозможно. Буквы можно писать и читать. У каждого звука своя буква. Некоторые звуки очень богаты: у них несколько портретов-букв. Есть буквы-загадки: портрет один, а звук совсем другой. Чтобы во всем разобраться, научись сначала слушать и слышать звук.

Игра «Кто больше?»

Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание.

Ход игры-соревнования. Воспитатель дает задание найти слова на определенный звук, показывая определенного гнома в «Домике Звуковичков». Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)

Игра «Внимательный слушатель» (или «Где звук?»)

Цели: развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры. Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.

Игра «Нужное слово»

Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.

Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова. Дают характеристику звукам, опираясь на пособие «Домик Звуковичков».

Завершая публикацию скажу, что созданное пособие «Домик Звуковичков» расположено в логопедической группе уже 9 месяцев, за это время оно зарекомендовало себя только с положительной стороны и является хорошим помощником для оптимизации усвоения детьми звуковой культуры речи. Исходя из этого делаю выводы, что:

– пособие помогает развивать положительную эмоциональную связь воспитателей с детьми;

– использование «Домика Звуковичков» является хорошим подспорьем в развитии фонематического восприятия и воображения у детей с ТНР;

– панно использует возможность игры для развития детей и включение их в образовательный процесс в соответствии с ФГОС, где в образовательном процессе игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста.

Строя логопедическую работу с опорой на игру как на ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедическое занятие, я обеспечиваю выраженный позитивный эффект в преодолении речевых нарушений.

Список литературы

1. Чиркина Г. В. Основы логопедической работы с детьми.

2. Хватцев М. Е. Основы логопедии.

3. Александрова Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников.

Количество просмотров: 4638  

Добавить комментарий

1. Как подготовиться к переходу в старшую группу детского сада, или И снова адаптация
2. Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры с прищепками
3. Использование LEGO-конструирования в работе с детьми раннего возраста
4. Возможности Google и его приложений
5. Здравствуй, Осень! Здравствуй, праздник!
6. Как сделать интернет безопасным?
7. Пособие для развития фонематического слуха «Домик Звуковичков» для речевого уголка логопедической группы
8. Конспект открытого мероприятия по познавательному развитию у детей 4-5 лет. Тема «Русская Матрёшка – символ Родины моей»
9. «Теремок звуков»: театрализованная логопедическая сказка для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
10. Методическая разработка «ГТО в лицее – путь к здоровью. Путь к успеху»
11. Тема «Потребности как основа экономической деятельности человека»
1. Профессиональная проба «Шахматист 2.0». Шахматы как приключение, профессия и путь к новым интересам ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Развитие эмоционального интеллекта ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему «Понятие о тексте. Основные признаки текста», построенного на основе методов и приемов технологии развития критического мышления ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Технологическая карта урока русского языка ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Эффективные формы взаимодействия с родителями в ДОУ согласно ФОП ДО ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Проект «Папа, мама, я – вот и вся моя семья» для детей старшего дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Образовательный проект «Маленький патриот своей страны» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Методическая разработка на тему «Использование игровых технологий для активизации мыслительной и познавательной деятельности младших школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках математики» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Проект на тему «Сходство животных и птиц разных лет и эпох» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Сценарий музыкальной сказки «О материнской любви» по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» для детей подготовительной к школе группы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мультипликации ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Беседа с детьми подготовительной группы о Дне Победы ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Конспект интегрированного урока «Окружающий природный мир» и «Сенсорное развитие» в 8 классе по АООП для учащихся с нарушениями интеллекта (вариант 2) ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Консультация для родителей «Развитие навыка построения предложно-падежных конструкций средствами дидактических игр и игровых упражнений у детей с общим недоразвитием речи» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Роль считалок в детском саду: игра, развитие и воспитание ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Парциальные программы – один из способов улучшения качества образования ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Конспект развлечения «Праздник цветных карандашей отмечаем с Симкой и Дим Димычем» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Познавательно-исследовательский проект «Ромашка моего имени» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Мастер-класс «Как cложное cделать простым» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Конспект игры-викторины для детей и родителей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025

Страницы