Формирование этнокультурного самосознания у детей дошкольного возраста посредством музыкально-игровой и досуговой деятельности

 
 

Медикова Виктория Викторовна,

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с № 77 г. Новосибирска,

руководитель ММО музыкальных руководителей ДОУ г. Новосибирска

 

Формирование этнокультурного самосознания у детей дошкольного возраста посредством музыкально-игровой и досуговой деятельности

Представьте, что разные национальности людей –

это всего лишь разные одежды… Не ищите в чем разны

наши одежды, смотрите глубже и найдете много общего.

Виталий Гилберт

Дошкольное детство – значимый этап в становлении личности человека, он характеризуется интенсивным вхождением ребенка в социальный мир, формированием у него начальных представлений о себе и обществе. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников и этнокультурного компонента.

Наша страна относится к поликультурным и полиэтническим сообществам. Необходимость обеспечить толерантное отношение к большим и малым народностям порождает потребность в поликультурном и полиэтническом воспитании детей как инструменте социализации. Признание разнообразия культурного наследия других народов, уважение к их истории и традициям и являются основой поликультурного и полиэтнического воспитания детей, которое невозможно без приведения в действие этнопедагогики. Опираясь на народную мудрость, передаваемую из поколения в поколение, мы отдаем дань незыблемым универсальным для каждого этноса столпам народной педагогики, таким как социальное и общественное взаимодействие и воздействие; усвоение социальных норм, ценности, опыта; систематизация народных знаний о воспитании и обучении детей; народная мудрость, отраженная в фольклоре, народных играх и игрушках, народном быте и традициях; формирование уважительного отношения и чувства причастности к своей семье, народу.

Действенным элементом этнопедагогики является народное творчество, в том числе и музыкальное. Сила эмоционального воздействия различных форм национального фольклора, его виды и жанры позволяют корректировать нравственный опыт детей. Народные песни, танцы, мелодии, игры способны повлиять не только на формирование эстетического вкуса, духовное развитие, но и на процесс социализации дошкольников в условиях межэтнического и межконфессионального окружения.

Успех формирования этнокультурного сознания у детей дошкольного возраста в ходе музыкальной деятельности зависит от выбора форм и методов поликультурного и полиэтнического воспитания, которые содержат в себе две взаимосвязанные составляющие возможного воздействия на подрастающее поколение – традиции и обычаи, имеющие разную основу и значение. Традиции формируют социально значимые качества члена этнической группы, на которых базируется трудовое, физическое, эстетическое воспитание, нравственные и типизированные формы социального поведения. Обычаи же строго регламентируют поступки, регулируют поведение личности в той или иной сфере жизни и деятельности, в том числе и в межличностных отношениях, требуя проявления качеств, типичных для данного этноса. Педагогический аспект традиций и обычаев состоит в выработке у детей определенных привычек и стандартов поведения, в данном случае через музыкально-игровую и досуговую деятельность.

В нашем детском саду формирование этнокультурного сознания у воспитанников имеет комплексную основу подачи материала, синтезируя все образовательные области, и строится на тесном взаимодействии всех педагогов. Так как невозможно только силами музыкального руководителя дать ребенку полный экскурс в культуру определенного этноса. Выбирая интегративные формы поликультурного и полиэтнического воспитания детей в нашем детском саду, мы отдали предпочтение нижеперечисленным.

Музыкальная деятельность с этнокультурным уклоном, где исходя из тематического направления определяется доминирующий вид музыкальной деятельности: музыкальное-игровое, песенное, танцевальное творчество или театрализация, включает в себя познавательную, художественно-изобразительную, музыкально-игровую основу единого содержания.

Познавательные беседы и видеопросмотры с включением этнокультурного компонента позволяют систематизировать знания о национальном укладе жизни и деятельности различных этнических групп, создать представление о тех событиях, явлениях, предметах, которые дети не могут непосредственно воспринимать в повседневности: об исторических фактах, быте, архитектуре народов, проживающих как в разных уголках Земли, так и в родном крае.

Целевые прогулки, экскурсии, организованные совместно с семьями воспитанников, обеспечивают знакомство детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края, активизируют имеющиеся знания, обогащают опыт и помогают ребенку приобрести объективные представления и знания об этнических общностях и их культуре вне детского сада.

Фольклорные театрализованные представления с привлечением всех участников образовательных отношений представляют возможность окунуться в старину. Они могут воспроизводить календарные и семейные праздники с сопровождающей их фольклорной обрядностью, отражать те или иные этнографические реалии (например, инсценировки посиделок, приема гостей, трудовых действий и т.п.). Песни, танцы, игра на музыкальных инструментах могут быть посвящены одной теме (например, празднованию календарных праздников), а могут быть синтетическими, окрашенными национальным колоритом.

Досуги с этнокультурной тематикой дают детям колоссальный эмоциональный заряд, обостряют восприятие обычаев и традиций, обогащают чувственный опыт, а, следовательно, формируют неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.

Наблюдения в ходе вышеуказанных форм комплексной деятельности свидетельствуют о приобретении детьми знаний в области культуры разных этнических групп и опыта межнационального общения. Следует отметить, что активизация процесса формирования этнокультурного самосознания у детей дошкольного возраста эффективно происходит через организацию музыкально-игровой деятельности межэтнической направленности. Музыкально-игровая деятельность вызывает у детей повышенный интерес и положительные эмоции, содействует концентрации внимания на поставленной задаче, которая становится не навязанной, а своей личной целью. Это позволяет получить детям живые впечатления и усвоить достаточно обобщенные знания этнокультурного характера. Используя различные фольклорные игры мы органично и целенаправленно вводим детей в мир народной культуры, традиций, этики человеческих отношений.

Например, для выявления уровня информированности детей мы используем игры по типу «Старинное-современное» – используемое в прошлом и в настоящем времени: лапти-туфли, косоворотка-рубашка, стиральная доска-машина и т.д. Данные игры могут проводиться и как малоподвижные, где дети в зависимости от того, к какой культуре, какому периоду, времени можно отнести предлагаемое слово, приседают или хлопают в ладоши, выполняют определенное танцевальное движение. Ценным составляющим таких игр является сравнение, позволяющее выявлять сходства и различия в историческом развитии и культурах разных народов. Так, детям можно предложить задание на группировку и классификацию. Разложите картинки на две группы: в одну – все, что можно отнести к русской культуре, в другую к культурам других народов (музыкальный фрагмент или инструменты, костюмы, предметы быта и искусства, кулинарные блюда, сказочные герои и другие символы).

Графическое моделирование музыкальных фрагментов на этнические темы, сочетающие в себе восприятие музыки, словесное объяснение, практическую реализацию и художественную мотивацию, является интегративной формой деятельности, которая также позволяет формировать этнокультурное сознание детей и расширять этнокультурный кругозор. Музыкально-игровые викторины «Песни и танцы народов мира» построены на предварительной работе, связанной с ознакомлением детей с песенной и танцевальной культурой как русского, так и других народов. Сначала дети знакомятся с особенностями звучания, выявляют характерные черты, проводят параллель с другими образцами творчества, традициями и жизнедеятельностью в целом, а затем, основываясь на ассоциативных связях, слушают или смотрят ознакомительный фрагмент и отгадывают, к какой национальной культуре относится данный образец музыкального творчества.

Аналогичная игра «Играю. Пою. Танцую» с этнокультурным уклоном, но направленная на самовыражение ребенка в песенном и танцевальном творчестве. Ребенок видит на экране изображение, заключающее в себе определенное национальное содержание (инструмент, костюм, предметы быта), отгадывает этнокультурную принадлежность, выбирает вид деятельности и под соответствующую музыку играет на музыкальном инструменте, поет или танцует. Подобные игры индивидуальные или подгрупповые предваряет постановку стилизованных музыкальных номеров этнической направленности.

В играх на различные виды музыкальной деятельности и тематической направленности содержится как развлекательное начало, так и дидактическая многозадачность. Диапазон подобных народных музыкальных игр широк и многогранен, групповые, подгрупповые, хороводные, командные, игры с водящим, запевом, речитацией, атрибутами, игры-инсценировки, дидактические игры, подвижные игры, конструктивные игры, трудовые игры, драматические игры, природные игры и обрядовые игры, шуточные игры, фольклорные прибаутки и считалки.

Постоянной особенностью музыкального воспитания в нашем детском саду является широкий ассортимент самобытных этнических инструментов, которые прочно введены в оркестровую практику наших воспитанников. Эти инструменты очень интересны детям, они отличаются забавным и необычным внешним видом и просты в овладении навыками игры. Многогранность звуков и способов звукоизвлечения открывает детям новые горизонты живого музыкального звучания, расширяет кругозор и формирует зачатки этнокультурного сознания. С их помощью дети активно вовлекаются в музыкальное творчество. Такие инструменты способны перенести ребят в среду различных национальных культур с их насыщенным колоритом.

Музыкально-игровая, песенная и танцевальная деятельность с этническим составляющим, наряду с традициями и обычаями, находит свое широкое применение в досуговых мероприятиях этнокультурной направленности, которая имеет как сугубо русскую основу, так и многонациональный колорит. Подобные стилизованные досуги имеют многогранную сценарную основу, которая содержит определенную национальную культурную идею исторического духовно-нравственного направления. Каноны использования фольклорных традиций и обычаев в современных сценариях массовых народных национальных праздников не регламентированы и не систематизированы. Таким образом, влияние на сценарные и режиссерские поиски оказывают как различные этнокультурные явления, система персонажей, игровое начало, костюмирование, импровизационность, так и традиционная культура самого учреждения, где рождается зерно самого праздника. При организации таких праздников мы стараемся соблюдать основные принципы национального досуга – это единение людей, раскрытие их творческих сил, стилизация национального колорита, показ традиций и обычаев, характерных для данного этноса, состояние всеобщей радости.

Наиболее известные всем и традиционные праздники с исконно русскими корнями, проводимые в нашем детском саду, это осенены в различных интерпретациях от посиделок до гуляний, коляда, Масленица, День Ивана Купала с традиционными песнями, закличками, играми, хороводами, а также яркий массовый праздник ярмарка с опорой на прикладное творчество, с включением состязаний, переплясов, куплетов, балаганов и шуточных торгов.

Многонациональный колорит также вошел в перечень досугов этнической направленности, традиционных для нашего детского сада. Среди них яркими являются музыкальные гостиные, праздники и фольклорные концерты, посвященные культуре разных народов: «Путешествие на воздушном шаре», «Морской круиз», где дети имеют возможность перевоплощаться в представителей другого этноса. Фестиваль «Венок дружбы народов» раскрывает таланты как воспитанников, так и педагогов детского сада и представляет собой концертную программу, построенную на песенных, танцевальных постановочных композициях, представляющих различные национальные культуру. Праздники этнокультурной направленности становятся мощным импульсом для детей, родителей и всего педагогического коллектива.

Формирование этнокультурного сознания у детей дошкольного возраста состоит во взаимодействии творчества, приобретении детьми новых знаний, осваивании опыта прошлых поколений и реализации его в современной жизни. Включение этнопедагогики в художественно-эстетическое развитие детей открывает новые перспективы в приобщении их к многонациональной традиционной культуре и дает новый виток в воспитании подрастающего поколения.

Количество просмотров: 3573  

Добавить комментарий

1. Интерактивные формы и методы организации заседаний муниципальных методических объединений
2. Сохранение культурных традиций народов России посредством ознакомления с фольклором в дошкольном образовательном учреждении
3. Развитие связной речи в комбинированной группе
4. Формирование патриотических чувств в системе воспитания ДОУ
5. Работа с дошкольниками в нетрадиционной технике рисования
6. Проект «Психологическая неделя как средство развития гармоничного становления личности ребенка в ДОУ, обеспечение его эмоционального благополучия»
7. Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами как залог успешной реализации ФГОС ДО
8. Развитие патриотического воспитания у детей дошкольного возраста
9. «Космос – это интересно!»
10. Как воспитать патриота своей страны?
11. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в ходе реализации проекта «Путешествие в мир куклы»
12. Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста
13. Включение родителей как участников образовательных отношений в коррекционно-развивающую работу педагога-психолога
14. Народные игры с детьми старшего дошкольного возраста
15. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
16. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста как основа успешного обучения в школе
17. Давайте растить (развивать) таланты
18. Формирование математической грамотности детей старшей группы комбинированной направленности через реализацию технологий программы «ПРОдетей»: «Загадка» и «Линейный календарь»
19. Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ
20. Математика в детстве – залог успешного будущего

Страницы

1. Комплексный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
2. Планирование и методика проведения занятий в ясельной группе детского сада ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
3. Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
4. Приобщение детей к миру русской народной культуры через музыкальный фольклор ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
5. Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
6. Ознакомление детей с элементарными формами детского туризма с использованием программируемой игрушки Bee-Bot «Умная пчела» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
7. Игра как средство обучения грамоте ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
8. Логопедические занятия в дошкольном учреждении: инновации и эффективность ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
9. Система работы по здоровьесбережению в ДОУ ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
10. Реализуем ФОП ДО: подготовка к обучению грамоте детей 5-6, 6-8 лет. Методические требования к структуре и содержанию занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей и подготовительной к школе группах ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
11. «Говорящая» среда как маркер детской инициативы и самостоятельности: от теории к практике ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
12. Технология празднования мероприятий в современном формате ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
13. Квест-технология как инновационная форма образовательной деятельности по формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников с ТНР ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
14. Проектирование современного занятия в детском саду «Нескучная классика» ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
15. Нетрадиционное творчество как неотъемлемая часть образовательного процесса в дошкольном учреждении ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
16. Мастер-класс как эффективная форма работы по взаимодействию с родителями в музыкально-творческой деятельности ДОО ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
17. Интеллект-карта как универсальная технология при комплексно-тематическом планировании ВЫПУСК № 114, октябрь 2024
18. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральной образовательной программой ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
19. Ранняя профориентация как инструмент формирования базовых категорий «мира взрослых» ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024
20. Формирование основ финансовой грамотности дошкольников посредством игровой деятельности ВЫПУСК № 113, ИЮНЬ 2024

Страницы