Формирование этнокультурного самосознания у детей дошкольного возраста посредством музыкально-игровой и досуговой деятельности
Представьте, что разные национальности людей –
это всего лишь разные одежды… Не ищите в чем разны
наши одежды, смотрите глубже и найдете много общего.
Виталий Гилберт
Дошкольное детство – значимый этап в становлении личности человека, он характеризуется интенсивным вхождением ребенка в социальный мир, формированием у него начальных представлений о себе и обществе. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников и этнокультурного компонента.
Наша страна относится к поликультурным и полиэтническим сообществам. Необходимость обеспечить толерантное отношение к большим и малым народностям порождает потребность в поликультурном и полиэтническом воспитании детей как инструменте социализации. Признание разнообразия культурного наследия других народов, уважение к их истории и традициям и являются основой поликультурного и полиэтнического воспитания детей, которое невозможно без приведения в действие этнопедагогики. Опираясь на народную мудрость, передаваемую из поколения в поколение, мы отдаем дань незыблемым универсальным для каждого этноса столпам народной педагогики, таким как социальное и общественное взаимодействие и воздействие; усвоение социальных норм, ценности, опыта; систематизация народных знаний о воспитании и обучении детей; народная мудрость, отраженная в фольклоре, народных играх и игрушках, народном быте и традициях; формирование уважительного отношения и чувства причастности к своей семье, народу.
Действенным элементом этнопедагогики является народное творчество, в том числе и музыкальное. Сила эмоционального воздействия различных форм национального фольклора, его виды и жанры позволяют корректировать нравственный опыт детей. Народные песни, танцы, мелодии, игры способны повлиять не только на формирование эстетического вкуса, духовное развитие, но и на процесс социализации дошкольников в условиях межэтнического и межконфессионального окружения.
Успех формирования этнокультурного сознания у детей дошкольного возраста в ходе музыкальной деятельности зависит от выбора форм и методов поликультурного и полиэтнического воспитания, которые содержат в себе две взаимосвязанные составляющие возможного воздействия на подрастающее поколение – традиции и обычаи, имеющие разную основу и значение. Традиции формируют социально значимые качества члена этнической группы, на которых базируется трудовое, физическое, эстетическое воспитание, нравственные и типизированные формы социального поведения. Обычаи же строго регламентируют поступки, регулируют поведение личности в той или иной сфере жизни и деятельности, в том числе и в межличностных отношениях, требуя проявления качеств, типичных для данного этноса. Педагогический аспект традиций и обычаев состоит в выработке у детей определенных привычек и стандартов поведения, в данном случае через музыкально-игровую и досуговую деятельность.
В нашем детском саду формирование этнокультурного сознания у воспитанников имеет комплексную основу подачи материала, синтезируя все образовательные области, и строится на тесном взаимодействии всех педагогов. Так как невозможно только силами музыкального руководителя дать ребенку полный экскурс в культуру определенного этноса. Выбирая интегративные формы поликультурного и полиэтнического воспитания детей в нашем детском саду, мы отдали предпочтение нижеперечисленным.
Музыкальная деятельность с этнокультурным уклоном, где исходя из тематического направления определяется доминирующий вид музыкальной деятельности: музыкальное-игровое, песенное, танцевальное творчество или театрализация, включает в себя познавательную, художественно-изобразительную, музыкально-игровую основу единого содержания.
Познавательные беседы и видеопросмотры с включением этнокультурного компонента позволяют систематизировать знания о национальном укладе жизни и деятельности различных этнических групп, создать представление о тех событиях, явлениях, предметах, которые дети не могут непосредственно воспринимать в повседневности: об исторических фактах, быте, архитектуре народов, проживающих как в разных уголках Земли, так и в родном крае.
Целевые прогулки, экскурсии, организованные совместно с семьями воспитанников, обеспечивают знакомство детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края, активизируют имеющиеся знания, обогащают опыт и помогают ребенку приобрести объективные представления и знания об этнических общностях и их культуре вне детского сада.
Фольклорные театрализованные представления с привлечением всех участников образовательных отношений представляют возможность окунуться в старину. Они могут воспроизводить календарные и семейные праздники с сопровождающей их фольклорной обрядностью, отражать те или иные этнографические реалии (например, инсценировки посиделок, приема гостей, трудовых действий и т.п.). Песни, танцы, игра на музыкальных инструментах могут быть посвящены одной теме (например, празднованию календарных праздников), а могут быть синтетическими, окрашенными национальным колоритом.
Досуги с этнокультурной тематикой дают детям колоссальный эмоциональный заряд, обостряют восприятие обычаев и традиций, обогащают чувственный опыт, а, следовательно, формируют неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.
Наблюдения в ходе вышеуказанных форм комплексной деятельности свидетельствуют о приобретении детьми знаний в области культуры разных этнических групп и опыта межнационального общения. Следует отметить, что активизация процесса формирования этнокультурного самосознания у детей дошкольного возраста эффективно происходит через организацию музыкально-игровой деятельности межэтнической направленности. Музыкально-игровая деятельность вызывает у детей повышенный интерес и положительные эмоции, содействует концентрации внимания на поставленной задаче, которая становится не навязанной, а своей личной целью. Это позволяет получить детям живые впечатления и усвоить достаточно обобщенные знания этнокультурного характера. Используя различные фольклорные игры мы органично и целенаправленно вводим детей в мир народной культуры, традиций, этики человеческих отношений.
Например, для выявления уровня информированности детей мы используем игры по типу «Старинное-современное» – используемое в прошлом и в настоящем времени: лапти-туфли, косоворотка-рубашка, стиральная доска-машина и т.д. Данные игры могут проводиться и как малоподвижные, где дети в зависимости от того, к какой культуре, какому периоду, времени можно отнести предлагаемое слово, приседают или хлопают в ладоши, выполняют определенное танцевальное движение. Ценным составляющим таких игр является сравнение, позволяющее выявлять сходства и различия в историческом развитии и культурах разных народов. Так, детям можно предложить задание на группировку и классификацию. Разложите картинки на две группы: в одну – все, что можно отнести к русской культуре, в другую к культурам других народов (музыкальный фрагмент или инструменты, костюмы, предметы быта и искусства, кулинарные блюда, сказочные герои и другие символы).
Графическое моделирование музыкальных фрагментов на этнические темы, сочетающие в себе восприятие музыки, словесное объяснение, практическую реализацию и художественную мотивацию, является интегративной формой деятельности, которая также позволяет формировать этнокультурное сознание детей и расширять этнокультурный кругозор. Музыкально-игровые викторины «Песни и танцы народов мира» построены на предварительной работе, связанной с ознакомлением детей с песенной и танцевальной культурой как русского, так и других народов. Сначала дети знакомятся с особенностями звучания, выявляют характерные черты, проводят параллель с другими образцами творчества, традициями и жизнедеятельностью в целом, а затем, основываясь на ассоциативных связях, слушают или смотрят ознакомительный фрагмент и отгадывают, к какой национальной культуре относится данный образец музыкального творчества.
Аналогичная игра «Играю. Пою. Танцую» с этнокультурным уклоном, но направленная на самовыражение ребенка в песенном и танцевальном творчестве. Ребенок видит на экране изображение, заключающее в себе определенное национальное содержание (инструмент, костюм, предметы быта), отгадывает этнокультурную принадлежность, выбирает вид деятельности и под соответствующую музыку играет на музыкальном инструменте, поет или танцует. Подобные игры индивидуальные или подгрупповые предваряет постановку стилизованных музыкальных номеров этнической направленности.
В играх на различные виды музыкальной деятельности и тематической направленности содержится как развлекательное начало, так и дидактическая многозадачность. Диапазон подобных народных музыкальных игр широк и многогранен, групповые, подгрупповые, хороводные, командные, игры с водящим, запевом, речитацией, атрибутами, игры-инсценировки, дидактические игры, подвижные игры, конструктивные игры, трудовые игры, драматические игры, природные игры и обрядовые игры, шуточные игры, фольклорные прибаутки и считалки.
Постоянной особенностью музыкального воспитания в нашем детском саду является широкий ассортимент самобытных этнических инструментов, которые прочно введены в оркестровую практику наших воспитанников. Эти инструменты очень интересны детям, они отличаются забавным и необычным внешним видом и просты в овладении навыками игры. Многогранность звуков и способов звукоизвлечения открывает детям новые горизонты живого музыкального звучания, расширяет кругозор и формирует зачатки этнокультурного сознания. С их помощью дети активно вовлекаются в музыкальное творчество. Такие инструменты способны перенести ребят в среду различных национальных культур с их насыщенным колоритом.
Музыкально-игровая, песенная и танцевальная деятельность с этническим составляющим, наряду с традициями и обычаями, находит свое широкое применение в досуговых мероприятиях этнокультурной направленности, которая имеет как сугубо русскую основу, так и многонациональный колорит. Подобные стилизованные досуги имеют многогранную сценарную основу, которая содержит определенную национальную культурную идею исторического духовно-нравственного направления. Каноны использования фольклорных традиций и обычаев в современных сценариях массовых народных национальных праздников не регламентированы и не систематизированы. Таким образом, влияние на сценарные и режиссерские поиски оказывают как различные этнокультурные явления, система персонажей, игровое начало, костюмирование, импровизационность, так и традиционная культура самого учреждения, где рождается зерно самого праздника. При организации таких праздников мы стараемся соблюдать основные принципы национального досуга – это единение людей, раскрытие их творческих сил, стилизация национального колорита, показ традиций и обычаев, характерных для данного этноса, состояние всеобщей радости.
Наиболее известные всем и традиционные праздники с исконно русскими корнями, проводимые в нашем детском саду, это осенены в различных интерпретациях от посиделок до гуляний, коляда, Масленица, День Ивана Купала с традиционными песнями, закличками, играми, хороводами, а также яркий массовый праздник ярмарка с опорой на прикладное творчество, с включением состязаний, переплясов, куплетов, балаганов и шуточных торгов.
Многонациональный колорит также вошел в перечень досугов этнической направленности, традиционных для нашего детского сада. Среди них яркими являются музыкальные гостиные, праздники и фольклорные концерты, посвященные культуре разных народов: «Путешествие на воздушном шаре», «Морской круиз», где дети имеют возможность перевоплощаться в представителей другого этноса. Фестиваль «Венок дружбы народов» раскрывает таланты как воспитанников, так и педагогов детского сада и представляет собой концертную программу, построенную на песенных, танцевальных постановочных композициях, представляющих различные национальные культуру. Праздники этнокультурной направленности становятся мощным импульсом для детей, родителей и всего педагогического коллектива.
Формирование этнокультурного сознания у детей дошкольного возраста состоит во взаимодействии творчества, приобретении детьми новых знаний, осваивании опыта прошлых поколений и реализации его в современной жизни. Включение этнопедагогики в художественно-эстетическое развитие детей открывает новые перспективы в приобщении их к многонациональной традиционной культуре и дает новый виток в воспитании подрастающего поколения.
Количество просмотров: 3573 |
Добавить комментарий