Опыт работы детского сада по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

 
 

Осипова Надежда Николаевна,

старший воспитатель

высшей квалификационной категории

МКДОУ детский сад № 1 «Сказка»

р. п. Коченево Новосибирской области

 

Опыт работы детского сада по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Работу по обучению безопасному поведению на дорогах педагоги дошкольного учреждения ведут в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования, разработанной и утвержденной в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Программа базируется на положениях примерной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Для улучшения качества дошкольного образования используем в своей работе авторские методические разработки: проект в младшей группе «Маленький пешеход», проект в средней группе «Правила дорожные детям знать положено», проект в подготовительной группе «Правила эти пусть знают все дети», разработанные на основе технологии «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Р. Б. Стеркиной, Т. Н. Авдеевой. В старшем дошкольном возрасте реализуется Всероссийский социально-образовательный проект для всей семьи «Безопасная Дорога».

Данные технологии позволяют более интересно и доступно преподносить изучаемый материал, а также расширить кругозор детей, научить мыслить и бережно относиться к своей жизни, находить выход из проблемных ситуаций, взрослым научить дошкольников правильно вести себя в различных сложных, а порой и опасных для жизни ситуациях, сформировать у детей навыки безопасного поведения.

Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении дошкольников ПДД. В процессе обучения правилам безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у воспитанников таких необходимых качеств, как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность (развитие «чувства опасности»). Поэтому в ДОО созданы условия, оптимально обеспечивающие процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработку положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах поселка и города. Для реализации программных задач по обучению детей правилам дорожного движения необходимо создать развивающую среду по ПДД.

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно (через свое содержание и свойства) создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу. Обучая детей правилам дорожного движения, воспитатели имеют не только методический и иллюстрационный художественный материал, но и создают в группе игровую зону. Учитывая при этом, что ведущими для детей являются игра, труд и общение, и именно на основе интеграции этих видов деятельности строится формирование представлений дошкольников о правилах дорожного движения.

Занятия по ознакомлению дошкольников с правилами поведения на дороге проходят в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по проектам, реализующимся в разных возрастных группах и включающих в себя задачу по формированию основ безопасности. Занятия проводятся как теоретические, так и практические длительностью от 15 до 30 минут в зависимости от возраста детей. Теоретические занятия, проводимые, как правило, в игровой форме, ставят перед собой цель познакомить, научить, сформировать те или иные навыки и умения. Очень важно научить ребят грамотно использовать полученные знания. На практических занятиях, а это чаще всего организуемые на прогулках наблюдения, опыты, дидактические и сюжетно-ролевые игры, закрепляется пройденный материал. Например, упражнения, тренирующие глазомер и чувство времени, лучше и интереснее проводить на улице, где больше простора. Детей учат видеть скрытые опасности, подстерегающие во время движения по улице.

Закрепление пройденного материала осуществляется в совместной и самостоятельной деятельности в игровой форме. Для этой цели используются различные типы игр: интеллектуальные (настольные, дидактические), сюжетно-ролевые (подвижные игры, комнатные, уличные – на транспортной площадке). Выбор игры зависит от возможностей, но наилучший результат достигается при сочетании интеллектуальной и ролевой игры. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребёнка в игре.

 

В старшем дошкольном возрасте реализуется Всероссийский уникальный комплексный социально-образовательный проект для всей семьи «Безопасная дорога», рассчитанный на два года обучения. Тематика безопасного поведения включена во все сферы обучения и воспитания старших дошкольников. На протяжении двух лет педагоги вместе с участниками образовательного курса отправляются в увлекательное путешествие с героями мультфильма о Робокаре Поли (популярный среди дошкольников одноименный персонаж мультсериала), учатся у них быть внимательными и ответственными пешеходами. Помимо игровой и продуктивной деятельности, конструирования, целевых прогулок, экскурсий, моделирования игровых ситуаций, педагоги эффективно применяют информационно-коммуникативные технологии, используют элементы мультипликации. Используя образы игровых персонажей (Робокара Поли и команды спасателей), воспитатели моделируют образовательное пространство (проезжая часть, полоса движения, обочина, тротуар, пешеходный переход), создают разнообразные тематические игровые ситуации: «Переходим дорогу», «Из чего состоит дорога», «Безопасные места для игры на улице» и др. Нам, участникам этого проекта, важно вызвать у дошкольников интерес к изучению правил поведения на дороге.

 

 

Для успешной организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в детском саду функционирует мобильный автогородок, оснащенный всем необходимым с выносной разметкой, дорожными знаками, атрибутами для игр. В свободной игровой деятельности для закрепления правил дорожного движения дети используют транспортные игрушки, атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Водители», «Инспектора ГИБДД», «Автобус»; макеты поселка и территории детского сада, дорожные знаки, разметки.

Работа детского сада по профилактике ДДТТ предусматривает тесное сотрудничество с родителями, родительским комитетом ДОО, отрядом ЮИД, детской районной библиотекой и отделом ОГИБДД по Коченевскому району.

Большую роль в привлечении родителей к непосредственному участию в воспитательно-образовательном процессе играет наглядная агитация. В детском саду оформлены информационные стенды по профилактике ДДТТ, в которых отражены важнейшие правила безопасного поведения на дороге в текстовом и иллюстрированном вариантах, дается подробная информация о работе педагогического коллектива по данной теме, план работы на учебный год. В ДОО старшим воспитателем на родительских собраниях демонстрируются видеоролики с участием воспитанников, изучающих ПДД.

Использование ИКТ позволяет по-новому организовывать работу по взаимодействию с родителями воспитанников. Так, проводить родительские встречи, семинары, мастер-классы, консультации намного интереснее и разнообразнее с использованием электронной презентации, которая помогает родителям вникнуть в суть обсуждаемой проблемы. Просмотр видеозаписей позволяет осуществлять современный, всесторонний анализ мероприятий, что способствует повышению качества педагогического процесса. Электронные пособия для детей по ПДД, созданные педагогами нашего детского сада или другими разработчиками, можно использовать и в домашних условиях на персональном компьютере.

Представители ОГИБДД проводят регулярные встречи с детьми, сотрудниками, родителями наших воспитанников. Встреча – это лишь часть общей работы по формированию у детей представлений о безопасности движения на дорогах.

Дошкольное учреждение сотрудничает со школами, в которых организованы отряды юных инспекторов – ЮИД. ЮИД-овцы посредством различных спектаклей, игровых занятий помогают малышам освоить дорожную грамоту. Встречи проходят раз в месяц. Данная работа позволяет дошкольнику в непринужденной обстановке осознать ценности своей жизни и необходимости соблюдения правил безопасного поведения.

 

 

Воспитанники нашего детского сада являются частыми посетителями центральной районной библиотеки, где создаются условия для знакомства с новыми произведениями детской художественной литературы по ознакомлению с правилами дорожного движения, обучающие рассказы. Педагоги и воспитанники детского сада пользуются имеющейся в библиотеке литературой.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

В детском саду организован детский отряд ЮИД «Дорожные Знайки». Старшие дошкольники выступают перед младшими дошкольниками. В своих выступлениях вместе с ними они обобщают полученные в течение года знания по правилам дорожного движения, закрепляют наиболее значимые основные понятия: сигналы светофора, дорожные знаки, поведение на улице, в транспорте. В свою очередь «артисты» в процессе подготовки своего выступления получают музыкальное, познавательно-речевое, эмоциональное развитие, а также личностное, ведь они учат малышей правилам дорожного движения. Ребята из детского отряда «Дорожные Знайки» – активные участники конкурсов.

 

Районный конкурс «Полицейский снеговик». Участники – детский отряд ЮИД «Дорожные Знайки»

Таким образом, благодаря расширению взаимодействия с социальными партнерами нам удается решать приоритетные задачи образовательной сферы – это повышение качества образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Количество просмотров: 5857  

Добавить комментарий

1. Интерактивные формы и методы организации заседаний муниципальных методических объединений
2. Сохранение культурных традиций народов России посредством ознакомления с фольклором в дошкольном образовательном учреждении
3. Развитие связной речи в комбинированной группе
4. Формирование патриотических чувств в системе воспитания ДОУ
5. Работа с дошкольниками в нетрадиционной технике рисования
6. Проект «Психологическая неделя как средство развития гармоничного становления личности ребенка в ДОУ, обеспечение его эмоционального благополучия»
7. Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами как залог успешной реализации ФГОС ДО
8. Развитие патриотического воспитания у детей дошкольного возраста
9. «Космос – это интересно!»
10. Как воспитать патриота своей страны?
11. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в ходе реализации проекта «Путешествие в мир куклы»
12. Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста
13. Включение родителей как участников образовательных отношений в коррекционно-развивающую работу педагога-психолога
14. Народные игры с детьми старшего дошкольного возраста
15. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
16. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста как основа успешного обучения в школе
17. Давайте растить (развивать) таланты
18. Формирование математической грамотности детей старшей группы комбинированной направленности через реализацию технологий программы «ПРОдетей»: «Загадка» и «Линейный календарь»
19. Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ
20. Математика в детстве – залог успешного будущего

Страницы

1. Развитие дивергентного мышления у воспитанников детского сада ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
2. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством занимательной математики ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
3. Формирование устойчивого интереса ребенка к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
4. Инсценировка стихотворений как средство развития выразительной речи у детей дошкольного возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
5. Особенности обучения русскому языку детей-инофонов в условиях дошкольного образовательного учреждения ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
6. Проектная деятельность как форма культурной практики в ДОУ ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
7. Содействие формированию семейных ценностей у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
8. Повышение качества образования за счет взаимодействия педагогов в условиях инклюзии на примере вариативной программы «Театральный калейдоскоп» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
9. Художественно-эстетическое развитие дошкольников через реализацию авторской программы «Творчество без границ» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
10. Формирование представлений о финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с использованием сказок ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
11. Эффективные методики подготовки детей к обучению грамоте ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
12. Увлекательные игры с набором «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
13. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фрёбеля» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
14. Развитие речевых навыков детей дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
15. Формирование и развитие неречевых и речевых процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством логоритмики и музыкальных игр ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
16. Развитие математических способностей у дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
17. Особенности использования авторского многофункционального пособия «Логокуб» в работе по развитию речи дошкольников ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
18. Взаимодействие ДОО и семьи в развитии сенсорного восприятия у детей раннего возраста ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
19. Квест как инновационная форма работы в рамках реализации вариативной части образовательной программы «Игра. Чтение. Речь» ВЫПУСК № 117 (2), апрель 2025
20. Опыт использования реджио-педагогики в ДОО ВЫПУСК № 116 (1), февраль 2025

Страницы